А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы с Натальей Ивановной Басовской продолжаем разговор о Первом крестовом походе. Нашим героем сегодня является один из вождей этого похода Готфрид Бульонский. Но пока мы на юге Франции, мы в Клермоне, а Готфрид у себя, в современной Бельгии.
Н. БАСОВСКАЯ: Это недалеко. Но призыв Папы Урбана прозвучал в Клермоне. И призыв был удивительный. Этот хороший, умный политик учёл… о духовной стороне мы говорили. Вера истинная, святыни на Востоке истинные. Теперь материальное. Это самое тяжелое время после Великого переселения народов. Так называемые «Семь тощий лет» случились в Западной Европе перед Первым крестовым походом. Неурожай, есть нечего, голо охватил, совершенно страшный голод. Хронисты описывают картины этого голода с такими ужасающими подробностями, что я их приводить не буду.
А раз голод – то значит эпидемии, массово вымирают целые деревни. Живётся людям плохо. Это про самых простых людей.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Можно я сделаю такую вставку? Папа Урбан Второй призвал начать свой поход 15 августа в день Вознесения Богородицы. А вот крестьяне пошли раньше, туда, на Восток.
Н. БАСОВСКАЯ: Не вытерпели.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И не дождались рекордного урожая 1096 года. Если бы дождались, может быть этого крестьянского похода и похода детей бы не было.
Н. БАСОВСКАЯ: Это стремление объяснить материально, оно, действительно, напрашивается. А рыцари, спрашивается, что? Это время, когда сложилось Средневековье, как цивилизация, и элита этого общества рыцарская испытывала большие трудности. В Западной Европе возник принцип майората. [ред. (позднелат. majoratus, от лат. major — больший, старший), наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде.] Всё богатство, недвижимость, достаются только старшему сыну.
А. ВЕНЕДИКТОВ: По этому поводу, это же «Кот в сапогах» ровно про это. Старший сын получил всю недвижимость, мельницу. А движимое имущество, лошадей, котов получили…
Н. БАСОВСКАЯ: В лице кота младшему сыну. И живи, как хочешь. Это европейская сказка с западно-европейскими истоками. В итоге младшие и средние сыновья становятся бичом Европы. Они в кого превращаются? Они же не пойдут пахать. Это вооруженный человек, он не может пахать и выращивать злаковые культуры.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Обученный вооруженный человек. Он хорошо вооружен, а если плохо вооружен, то хорошо дерётся. Наёмник.
Н. БАСОВСКАЯ: Умеет, любит и хочет только это. Они превращаются в разбойников молниеносно. Западную Европу настигает такой бич, как рыцарский разбой. Дороги непроходимы. Рыцарские шайки грабят, захватывают людей, получают за это выкуп. Знакомое явление, увы, не оставшееся в Средних веках.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но Робин Гуд, рыцарь Локсли.
Н. БАСОВСКАЯ: Конечно. Тоже рыцарь! И папство, христианская церковь, призванная умиротворять паству, обеспечивать душевное спокойствие. Оно ощущает свою ответственность за то, что творится. А умиротворить не так просто. К тому же, в 1054 году произошло разделение церквей на Западную и Восточную, в будущем католическую и православную. Никто не думал, что это надолго. Все были убеждены, что это временные догматические расхождения. Они будут скоро преодолены. Но каждое из этих ветвей надеялось, что объединит именно она, и объединение уже произойдёт под её крылом, с ее догматическими особенностями.
И поэтому замысел какого-то грандиозного мероприятия был логичен. А крестовые походы.. Сегодня бы их назвали грандиозным проектом Урбана Второго и его окружающих. Отрывок из его речи, он потрясающий. Сначала он описал страдания христиан на востоке, раздался общий плач, рыдания. Вообще, человек Средневековья более бурно проявлял свои чувства.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Сентиментален?
Н. БАСОВСКАЯ: Это, пожалуй, рано, Алексей Алексеевич. Сентиментальность придёт в Новое время. Это другое. Это детскость. Ещё сохранившаяся детскость цивилизации. И простота. В общем-то, они все очень просты. Пишущих, читающих очень мало. И описав страдания христиан на Востоке, он вдруг говорит, вслушаемся: «Земля, которую вы населяете (а это юг Франции) сжата отовсюду морем и горами. Поэтому она сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает (вспомним «Семь тощих лет»). Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и попрекаете, аки псы (это про рыцарей), ведёте войны (про рыцарей), наносите раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлют междуусобия.
Идите ко Гробу святому. (Указал объект) И святая церковь не оставит своим попечением ваших близких. (Очень важное обещание. А мы поддержим тех, кто останется). Освободите святую землю из рук язычников и подчините её себе». И вдруг такое материальное в этом духовном контексте: «Земля-то течёт молоком и мёдом. Иерусалим – пуп земли, плодороднейший, второй рай. Он просит, ждёт освобождения (приём просто цицероновский). Кто здесь горестен и беден – там будет радостен и богат!»
И вот скажи, духовно или материально? Обращено к крестьянину, который бесконечно беден или к среднему и младшему сыну рыцарской семьи, который тоже по-своему, по-рыцарски, беден. Всеобщий вопль, экстаз, тут были всякие проявления, и фанатические. Причем, в этом экстазе нельзя сказать, что они в это время думали только о том, что там рай и забыли религиозные чувства. Я думаю, что обе линии – и духовная, и материальная слились в искреннем эмоциональном состоянии…
А. ВЕНЕДИКТОВ: В детском.
Н. БАСОВСКАЯ: …людей полудетской цивилизации, сравнительно ранней. И вот на этот призыв раньше всех рыцарей откликнулся Готфрид Бульонский.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И непонятно почему.
Н. БАСОВСКАЯ: Первыми пошли крестьяне. И это был ужас. Они не знали толком, куда идут. Завидев какой-нибудь немецкий город, увидев шпиль собора, они спрашивали: «Это не Иерусалим?» Ничего не знали о расстоянии, о географии. И когда это страшное воинство, разграбив по дороге Венгрию, они просто погромы устраивали, снесли Венгерское королевство страшным образом. Когда они появились в Константинополе, а ведь, в общем, они защитники, они пришли к императору: «Давай! Переправляй нас туда, мы защитим, спасем, освободим земли». Он увидел, что это такое ужас, такой страх, что он сразу их переправил.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В Малую Азию.
Н. БАСОВСКАЯ: И десятки тысяч людей в Малой Азии, не дойдя до Иерусалима, безоружные, считавшие, что стены падут, когда появятся правоверные, были истреблены турками-сельджуками практически полностью.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Официально их было 25-27 тысяч в Малой Азии, вернулись в Константинополь после столкновения 23 человека. Все остальные были вырезаны или проданы в рабство, молодые.
Н. БАСОВСКАЯ: Это просто какая-то экзотика, если кто-то вернулся. А может быть в духе последующих детей лейтенанта Шмидта «помогите, я участник крестового похода». Нищих было много, шарлатанов тоже много.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В общем, истребили всех, вырезали.
Н. БАСОВСКАЯ: Конечно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А вот рыцарство…
Н. БАСОВСКАЯ: По-другому складывался поход рыцарей. Итак, первым откликнулся раньше всех Готфрид Бульонский, и повёл своё 20-тысячное лотарингское войско пешим путём. Тем же страшным путём, которым шли крестьяне, через Венгрию, Болгарию, Фракию, в Византию, в Константинополь.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но он вышел 15 августа, как и призвал Урбан Второй.
Н. БАСОВСКАЯ: И появившись там, на другом берегу залива бухты Золотой Рог, запросил, чтобы император, тот самый Алексей Второй Комнин, обеспечил его войско, обеспечил его передвижение в Малую Азию. Алексей Второй Комнин, наверное, испытывал очень страшные чувства. Вдруг произойдёт всё то же, что с крестьянским воинством. Но нет, рыцари вели себя иначе. Он сразу откликнулся на просьбу обеспечить их провиантом, питанием, их стали обеспечивать. Но вступил с Готфридом в бесконечные переговоры о том, чтобы Готфрид поклялся, а для рыцаря это очень серьёзно в эту эпоху, поклялся, что все земли, какие будут завоёваны на Востоке, он примет, как вассал византийского императора. Чтобы он дал такую клятву.
Готфрид отказался категорически от вассальной клятвы, сказав, что он служит…
А. ВЕНЕДИКТОВ: …Императору.
Н. БАСОВСКАЯ: …только Богу. Всё! Он же пошел искупать и те свои грехи, что боролся с Папой Римским. И отца. Только Богу. И его правителем может быть только Бог. Отказался категорически, но его взяли измором. Император византийский, тот самый Алексей, прекратил снабжение войска…
А. ВЕНЕДИКТОВ: …которое стояло под Константинополем, не пущенное.
Н. БАСОВСКАЯ: Через пролив не переправленное. Это стало страшно. Была угроза бунта, голода, мора. И тогда ему пришлось сдаться, впрочем, как и остальным предводителям крестового похода. Надо припомнить, что он был не один.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кроме двух братьев.
Н. БАСОВСКАЯ: Братья были в его отрядах. Но такими же видными фигурами были ещё два человека – граф Раймонд Тулузский, но ему было уже за 60, хотя он держался очень бодро.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А нашему герою 36.
Н. БАСОВСКАЯ: Этот молод. И он очень знатен, Раймонд Тулузский и богат. Только жаден. Наш персонаж не был таким жадным. А этот, он граф Сен-Жиль, герцог Нарбоннский, граф Прованский.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Вся южная Франция.
Н. БАСОВСКАЯ: Самый богатый, но не тратится, как Готфрид. Имел опыт борьбы с мусульманами, с арабами. Но очень алчен, склочен, плох по характеру. Во все времена эти человеческие качества существовали. Со временем перессорился со всеми. И признавать его абсолютное лидерство был мало кто склонен. И второй, самый заметный, был Боэмунд Торентский. У этого замечательное происхождение. Торент – маленькое государственное образование, княжество, крошечное на юге Италии. Ему примерно 40 лет, возраст ещё близкий к Готфриду, он сын нормандского знаменитого вождя Роберта Гвискара. Того, кто завоевал Южную Италию и Сицилию, и создал там королевство. [ред. Роберт Гвискар (Robert Guiscard) (ок. 1015 — 17.07.1085, о. Кефалиния) — один из предводителей норманнов, вторгшихся в Италию в 1047. Был прозван Гвискаром, что значит «хитрый».]
А. ВЕНЕДИКТОВ: Они викинги.
Н. БАСОВСКАЯ: И он ведёт за собой викингов. Среди них есть легендарный Танкред, тот, который во всех источниках представлен, как супер идеал рыцарственности, с физической силой, бесстрашием, не склонностью к политиканству. Но это заметные вожди, нельзя сказать, что Готфрид Бульонский был единственным, который мог со временем занять первенствующее место, которое он занял со своим своеобразнейшим титулом «Защитник Гроба Господня». Эти люди тоже претенденты. А кроме того, в войске присутствовал легат Папы Урбана Второго, Адемар де Пюи, епископ, которого Урбан Второй назначил духовным главой Первого крестового похода.
В этой смеси амбиций, страстей совершенно политических и материальных, духовных идей, которые нельзя отрицать для человека этой эпохи, да и не для какой. Но что они были очень важны, ведь, в сущности, для них церковь до этой эпохи, до 11 века точно, была почти единственным центром всей духовной культуры, там и живопись, там и витражи, музыка, даже церковный театр, вся духовность сосредоточена со времен Великого переселения народов, временного впадения в глубочайшее варварство, всё там. И может ли церковь не быть влиятельной силой? Не может. Она, конечно, влиятельна.
Человек боится греха, на стенах этих соборов он всё время видит страшные сцены ада. Итак, как же он стал защитником? Готфрида первым переправили в Азию по велению византийского императора. Клятву он дал.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, по поводу вождей. Спрашивает нас Дима: «А почему не пошли в поход короли Генрих, Филипп и Вильгельм? Почему не пошли короли в этот поход?»
Н. БАСОВСКАЯ: Всё со временем. Дело в том, что королевства в это время ещё очень слабенькие.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И важнее Раймонд Тулузский, чем король Франции.
Н. БАСОВСКАЯ: Он сильнее.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот, Дима, вот, о чём речь!
Н. БАСОВСКАЯ: Он сильнее этих ранних Капетингов.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Дождёмся Третьего крестового похода и тогда разберёмся.
Н. БАСОВСКАЯ: У ранних Капетингов маленький домен [владение] Иль-де-Франс [Île-de-France, провинция с центром в Париже]
А. ВЕНЕДИКТОВ: У них денег нет, скажем грубее.
Н. БАСОВСКАЯ: Если совсем просто – то да. И очень много забот внутри. Если отлучишься, то вряд ли вернёшься. Некоторые из предводителей говорили прямо, что они не намереваются возвращаться, что они там и останутся, в святой земле.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Наш герой тоже.
Н. БАСОВСКАЯ: Он не стремился вернуться.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И поэтому продал родовой замок. Некуда возвращаться.
Н. БАСОВСКАЯ: Уже, в сущности, и не надо. Их важнейшее сражение Первого крестового похода происходит у стен Никеи, которая 20 лет назад отвоёвана у Византии турками-сельджуками. Битва у стен. Готфрид впереди. Но судя по всем данным хронистов, не выделяется.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Пока.
Н. БАСОВСКАЯ: Он впереди. Пока не выделяется. Наряду с другими вождями. Победа тяжёлая. Пало 2 тысячи крестоносцев, это очень много. Но впереди ещё более тяжелые испытания у стен Антиохии. Тут совсем страшные события. Тяжелейшая осада, в результате которой Антиохия взята очень жестоко. Во время осады болезни, стычки, Готфрид получил тяжелую рану. Нога…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он впереди. Это вождь, который лез на стену.
Н. БАСОВСКАЯ: Но самым первым он ворвётся в Иерусалим. И это важно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это позже.
Н. БАСОВСКАЯ: Антиохия взята. Но больше отличился Боэмунд Торентский. Больше. Как предводитель, он более заметен. Но ведь дальше – страшное. Она оказывается в осаде. Те, кто захватили Антиохию оказываются сами в осаде, потому, что подошли сельджуки, армия Кирбоги мосульского, страшная, сильная. Осадил их там. Они еле оттуда выбрались. Это сложная история, история с копьём, но сейчас нет времени рассказать.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, почему? Давайте, историю с копьём расскажите.
Н. БАСОВСКАЯ: Пошла молва, что дело их плохо. Те, кто недавно взяли город, сами осаждены. А они при осаде потерпели страшный урон. Находится некий священник, который говорит: «Мне было ведение, что в одной из церквей христианских Антиохии зарыто копьё (пойми какое, волшебное, чудесное, то ли то, которым легионер римский проткнул Христа, то ли ранил его, то ли копьё, которое почему-то было символом силы самого Христа, духовной силы, в общем, всякие волшебные сказки). Будем искать». Вся суть ведения в том, что «если найдёте, крестоносцы, это копьё, победа гарантирована, не найдёте – плохо дело ваше в этой Антиохии, где вы застряли».
Все бросаются на поиски.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Верят! Реально верят.
Н. БАСОВСКАЯ: Абсолютно. Происходит то, что мы в наше время назовём раскопки, только не по всем законам археологической науки. Они ищут чудо, они верят в него. Оно с ними происходит от этой веры. Было ли копьё подложным или нет? Об этом даже арабские авторы написали, что это было совершенно мусульманское копьё, что оно даже по форме неправильное, не могло быть римским. Для них это было неважно. И что этот священник был жуликом, шарлатаном, которого, видимо, подослал граф Тулузский, чувствуя, что Боэмунд его опережает. Ведь стоит вопрос, кто будет править Антиохией после гипотетической победы. Вот мы должны победить, мы победим. И кто будет высшим правителем Антиохии. А это так важно!
Копьё находят. Победу одерживают.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Воодушевлённые! С нами Бог!
Н. БАСОВСКАЯ: Но превзойти Боэмунда Торентского не удаётся. Первым становится там он, в княжестве Антиохийском.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И они вырываются из этой осады.
Н. БАСОВСКАЯ: Но если они все такие исключительно религиозные, то распри в их среде были бы непозволительны. Но распри были, правда, не доходившие до смертоубийства.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Наверное…
Н. БАСОВСКАЯ: Ну, нам не известно. Готфрид Бульонский пошёл дальше.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А Боэмунд остался.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Надо же править княжеством. Пошёл на Иерусалим. Надо сказать, что описание того, как они появились под стенами Иерусалима, производят очень сильное впечатление. Прежде всего, крестоносцы устроили крестный ход вокруг стен города. Города, который известен со второго тысячелетия до нашей эры, города, по которому прошли времена и эпохи и ступала нога Иисуса Христа.
Крестный ход имел тайную надежду. Пойдут Крестным ходом – и стены рухнут. Надежда была. Не рухнули. Наш персонаж был и религиозным, и реалистом. Именно по его инициативе, именно по его приказу и, наверное, его средствами, была изготовлена важная деревянная башня, которая прикрывала штурмующих, подражая римской боевой технике, это не буквально римское стенобитное орудие, но в подражание. Которая прикрыла штурмующих и позволила подойти вплотную к стене в той части, где он возглавлял штурм, северо-восток. И благодаря этой башне он выделился здесь из всех вождей. Он буквально, наверное, первым или среди самых первых, врывается в Иерусалим.
Штурм произошёл 15 июля 1099 года. Считается, в день и час смерти Спасителя. То есть, всё-таки, без сугубо религиозной, божественной подосновы они ни излагать события, ни вспоминать без них не будут. Они участники исторического процесса, но они и виртуальные его творцы, ментальные. И стал вопрос. Два дня абсолютного истребления.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это называется резня.
Н. БАСОВСКАЯ: Страшнейшая! Не всегда, не во всяком захваченном городе была ТАКАЯ резня. Всех мусульман, иудеев, всех не христиан, считалось убить делом благим. Очень немногие были проданы в рабство. То есть, опять, облик этого крестоносного воинства… Подойдя к Иерусалиму они опять все хором рыдали. И много картин, живописных полотен великолепных, начиная с 18 века, в 19-ом особенно, на рубеже 20-го, созданы на эту тему, трогательных. Ибо, при виде этих священных стен они все пали на колени, всё описано. А художники передавали в образах. Они все рыдали, полны возвышенных чувств.
Они же двое суток заливают потоками, реками крови этот священный город.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Говорят, Готфрид в этом не участвовал. Может, это легенда. Скинул оружие, надел хламиду белую и пешком пошёл к Храму. Есть картины такие, что он, якобы, не резал сам. Хотя его солдаты резали.
Н. БАСОВСКАЯ: Его надо было представить таким, сейчас припомню, что даже происхождение от рыцаря Лебедя в таком случае, конечно, не участвовал. А в общем, таков был облик крестоносцев. Кто будет править городом? Носилась молва, конечно, что нужен царь, нужен король, единый правитель. А вот низшие чины и священники на это не настроены. Священники хотят, чтобы высшим правителем был глава церкви, Папа, наместник Бога на земле. А низшие чины… Им всякие правители не так уж симпатичны. И в этих борениях умов, в обсуждениях кандидатур на первом месте оказывается твёрдо Готфрид Бульонский.
Создана коллегия из неких десяти уважаемых людей, совет уважаемых светских и духовных, которые опросили всех, трогательно описывают источники, даже домашних слуг, каков он в повседневности. И придя к выводу, что очень хорош, избрали его. Но он сразу сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня». Красиво.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но не долго.
Н. БАСОВСКАЯ: Соответствует смыслу этого страшного мероприятия – Первый крестовый поход. Соответствует смыслу эпохи, защитник Гроба Господня. Но кто судьба, Бог, не дали ему долгой жизни.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Говорят, эмир Масула судьба и Бог.
Н. БАСОВСКАЯ: Очень может быть. Доказать ничего не возможно. Умер в 1100 году, будучи избранным в 1099 году. Один год в статусе этого защитника. Но, Алексей Алексеевич, очень по-земному, перед смертью успел распорядиться, что оставляет свой титул своему младшему брату. И он принял корону, и стал первым главой Иерусалимского королевства. Иерусалимское королевство просуществовало не очень долго, но, все-таки, формально до 1291 года.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А сам Готфрид был похоронен в Храме Гроба Господня у входа. Но в 19 веке могила была разрушена, а скульптурная копия находится в Бельгии, где он и является национальным героем.
Н. БАСОВСКАЯ: В Бельгии, которой нужны национальные герои. Он может быть национальным героем. Он этого заслуживает.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Редких людей так любит Наталья Ивановна Басовская.