Македония

Скопье

Скопье — город памятников и зданий-гигантов, по крайней мере в центре, точно. Эти громадные здание не представляют собой исторической ценности, они построены в ХХ веке, после землетрясения 1963 года.

Причем коренные жители столицы категорически против этих новостроек, которые уничтожили дух города.
Как написано на сайте города. «История Скопье насчитывает около двадцати пяти веков. Археологические находки в крепости Кале в Скопье показывают, что неизвестные люди жили здесь в доисторические времена, между поздним неолитом и ранним бронзовым веком. Ученые считают, что они датируются более ранним, чем 4 000 до н. э. фактические данные и записи о регионе Скопье датируются 4-м веком до н. э.»
Сегодня можно сказать, что главной ценностью Скопье жители считают Каменный мост-акведук через реку Вардар, который уцелел после землетрясения 1963 года. Есть разные мнения о том, кто соорудил в столице Македонии подобное сооружение – римляне, византийцы или турки. Большинство историков приходит к заключению, что акведук – всё-таки турецкий. Акведук представляет собой арочный мост с 55 арками. Это единственный акведук в Македонии. Сегодня это не только прекрасный памятник архитектуры, но и важная транспортная артерия, соединяющая Старый и Новый Скопье.
На площади Македонии установлен огромный памятник Александру Македонскому, у подножия памятника изображена македонская фаланга. Македонская фаланга – боевая единица, позволившая Александру завоевать территорию от Босфора до реки Ганг. Почитать можно здесь: http://warweapons.ru/makedonskaya-falanga-boevaya-edinitsa-pozvolivshaya/.
На противоположной стороне около реки памятники Седьмочисленников святых Кирилла и Мефодия, Климента и Наума Охридских.
В Старом городе православная церковь святого Димитрия на площади Филиппа II.
Пройдя сквозь улочки Старого города, можно добраться до православного монастыря Святого Спаса. Внутри небольшой дворик, церковь и музей.
Есть в городе и своя крепость — крепость Скопье или крепость Кале (Скопската тврдина Кале). Это самая высокая точка в городе, Кале была оценена местным населением и в этом месте построили стены. То, что мы видим сегодня – это крепость, построенная в византийский период (VI век) с каменными стенами общей длиной 121 м. По словам археологов, каменные блоки, на которых построен форт, были вывезены из города Cкупи.

Поужинать в городе можно в одном из лучших ресторанов Скопье — Стара Градска Кука (Old House). Как рассказал владелец ресторана. Здание ресторана – это построенный в далеком 1836 году городской дом, и он до сих пор функционирует. Дом представляет национальное богатство и свидетельствует об истории Македонского дома и его подлинности. Сегодня дом-музей охраняется как памятник культуры.
Дом выполнен из дерева и камня, с оригинальными резными потолками, этот дом был домом для 6 поколений семьи Йованович (владелец ресторана Димитрий потомок тех Йовановичей), и теперь это замечательный ресторан с замечательной и теплой атмосферой. Сайт: https://starakuka.com/.

Окрестности Скопье

В окрестностях столицы Македонии можно посмотреть монастырь святого Пантелеймона, крест Миллениум и каньон Матка.
Посетив эти объекты, начинаешь осознавать масштаб исторических событий, происходивших на этой земле, ощущать древность православных святынь края и почему Македонию называют «балканской Швейцарией».

Монастырь святого Пантелеймона

Монастырь святого Пантелеймона – православный монастырь и находится в селении Нерези близ Скопье.
Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины.
Монастырь Святого Пантелеймона построен в XII в. (1164 г.) и является одним из старейших и важнейших монастырей страны. Монастырский комплекс обнесен высокой стеной, за которой находится церковь и другие служебные здания.

Храм монастыря один из немногих храмов, сохранивших первоначальный вид. Первый ущерб церкви (предположительно утрачен центральный купол) был нанесен землетрясением 1555 года, однако монастырь был восстановлен.
Фрески монастыря являются одним из центральных памятников византийского искусства эпохи Комнинов. К сожалению, фотографировать почти во всех монастырях запрещено. Считается, что фрески в этой церкви — предшественницы западного Ренессанса, почти за два столетия до фресок в Падуе, и являются высшими достижениями византийского искусства.
В ХХ в. прекрасное местонахождение монастыря и красивые виды на город сыграли с монастырем злую шутку. На территории монастыря открыли ресторан и стали устраивать развлекательные мероприятия.
Сегодня в монастырь вернулась монашеская жизнь. Ожидается, что он станет святилищем Македонской православной церкви – Охридского архиепископства и духовным центром в этой области.
Священный Синод Македонской православной церкви начал возрождение монастыря, как истинного духовного центра братства. На данный момент в нем находится один монах и четыре послушника.
Согласно церковным источникам монастырь будет оставаться открытым для посетителей.

Крест Миллениум

Крест находится в 15 км от столицы на вершине горы Водно.
Работы по установке Креста были начаты в 2000 году при поддержке Македонской Православной Церкви, которая провела церемонию посвящения Креста тысячелетия, где присутствовали 70 000 человек. Строительство памятника было завершено в 2009 году.

Строительство Креста тысячелетия финансировалось Македонской Православной Церковью, македонским правительством и пожертвованиями македонцев со всего мира. Крест был построен на самой высокой точке горы Водно на месте, известном со времен Османской империи как «Крстовар», что означает «место креста», ранее на этом месте был меньший крест.
Крест Тысячелетия 66 м — это один из самых высоких крестов в мире. Он был построен, в знак 2000-летия христианства в Македонии и в честь библейских отрывков, цитирующих евангелизационную деятельность св. Павла в пределах региона. Крест построен на двенадцатистолпной платформе, символически представляющей двенадцать апостолов
По данным на 2005 г. 67 % жителей страны православные.
Сегодня памятник стал символом, связанным со Скопье. Посещение креста стало одним из туристических направлений. От креста открывается прекрасный вид на окрестности и столицу.
Кроме того памятник виден почти из всех районов столицы, и его присутствие ощущается даже ночью, когда крест покрыт тысячами огней.
В 2011 году была открыта канатная дорога Millennium Cross, протяженностью 3,5 км.

Каньон Матка. Храм святого Андрея

Каньон Матка расположен в 15 км западнее Скопье. Величественные горы, первозданная природа и озеро сделали каньон жемчужиной страны. Здесь богатая флора и фауна, некоторые виды животных и растений занесены в Красную книгу, а некоторые встречаются только здесь.
Живописный каньон был создан рекой Треской, проложившей свой путь через горный массив. В 1938 году местные власти перегородили реку дамбой, чтобы сделать водохранилище для обеспечения водой только построенную ГЭС. Созданное озеро со временем превратилось в интересное и очень красивое место отдыха. Цвет воды в озере изумрудный, очень необычный и красивый.В каньоне Матка можно обнаружить и осмотреть около 10 пещер разной длины — от 20 до 180 м. Самая известная из них – пещера Врело.

Вдоль озера, вблизи каньона, находятся несколько церквей и монастырей. Самая известная – древнейшая церковь Святого Андрея, построенная в 1389 году. На скалистых склонах каньона можно рассмотреть и средневековые монастыри, которые спрятались тут от вторжения случайных путников и недругов.
Здесь можно отдохнуть, взяв прогулочную лодку, либо посидеть в ресторане или кафе. Построена трасса для сплавов и организованы маршруты для скалолазов.

Бигорский мужской монастырь во имя Иоанна Предтечи

В национальном парке «Маврово» находится необыкновенной красоты монастырь, расположенный в горах.
При входе источник с горной водой, которой может утолить жажду всякий приходящий в монастырь.
Построен монастырь в византийском стиле, одно из последних строительств и восстановлений порушенных храмов монастыря приходится на XVIII в.
Главный храм во имя святого Иоанна Крестителя находится в центре, первый его этаж занимает церковная лавка, а второй – непосредственно сам храм. У храма, как у многих монастырей в Румынии, при входе сделана открытая терраса, откуда можно полюбоваться горами.

В храме сохранились фрески XIX в., выполненные македонским иконописцем Дичо. Резной иконостас был изготовлен также в XIX в., на его изготовление ушло 6 лет.
Обитель хранит много святынь: икона Богородицы Достойно есть; мощи Св. Иоанн Креститель, Св. Марина, Св. Параскева, Св. Евстафий, Св. Пантелеймон, Св. Иаков, брат Божии, Св. Иулита и Св. Кирик, Св. Трифон, Св. Харлампий и Св. Никита; частичка Честного Креста.
В алтаре находятся мощи святых: Св. Климент, Св. Стефан, Св. Николай Мирликийский, Св. Серафим Саровский, Св. Иоанн Русский, Св. Варвара, Св. Лазар Четырехдневный, Св. Климентий, Св. Агафангел Битольский, Св. Нектарий Эгинский и др.
В храме сегодня есть икона святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, здесь его называют Иоанн Битольский.
Монастырь как внутри, так и снаружи утопает в зелени и цветах.
Обитель хранит чудотворную икону великого и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня — Иоанна. Именно с нее началась история монастыря.

История монастыря

Предание гласит, что во время Ромейского царства при Василии II (976 – 1025), когда в этой области царствовал Самуил (976 – 1014), на красивом и мистическом склоне горы Бистра подвизался в многодобродетельный монах, по имени Иоанн из дебарского края. Это почтенный отец был исполнен всякого рода добродетелей, благоразумный и мудрый, заботился о чистоте и смирении сердца, всегда помня слова Господа: «блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (Матфея 5, 8). В особенности большую любовь Иоанна питал к «величайшему из рожденных от женщины» – св. Иоанну Крестителю.
Однажды в лесу, возле источника, который был в непосредственной близости от его кельи, Иоанн увидел сильный и чудный свет между деревьями, а также огненный столб, что шел от неба. Когда он приблизился, то увидел, как над источником света с необыкновенным сиянием парит икона с изображением Иаонна Предтечи. Пораженный благословением Иоанн упал на колени и возблагодарил Господа и Иоанна Крестителя. С того времени с великим благочестием и страхом Божиим монах Иоанн стал возводить временный храм. Иоанн устроил небольшую часовню, в которой каждый день с сокрушенным сердцем молился Господу за дар, которым он был благословлен.
Считается, что эта святая икона пришла в эту область с востока, откуда, вероятно, и произошла. Во время агарянского нашествия грабились монастыри, церкви и святыни христианского Востока, и многие иконы были «переселены» в более безопасные области, их несли Ангелы Божьи или люди.
Позже, милостивый Бог, прославил почтенного монаха Иоанна. Царь Василий, узнав о жизни смиренного подвижника, в 1018 году, назначил его архиепископом Охридской Архиепископии, чтобы он премудро управлял стадомХристовым. Пустыннолюбец Иоанн по воле Божией принял высокий сан, но не забыл своё любимое место покаяния. Исполненный глубокой любви и признательности к Иоанну Крестителю, он в 1020 году построил храм в его честь, где положил чудотворную икону. Много иноков приходило в обитель, так собралось большое монашеское братство. А Иоанн Дебарский (Јован Дебарски) станет первым ктитором на Святой Бигорской обители.

На протяжении веков в обитель возрастала монашеским духом, являя миру духовных старцев и непознанных святых, чьи деяния прославляют нашего Господа и Спасителя.
Вся история монастыря, отраженная во фресках и иконах, все что было и есть в его прошлом и настоящем, говорит об одном — о непрерывном стремлении к Богу. Любовь к Богу освятила это место, излучающую им благодать ощущают все приходящие. Вот почему монастырь постоянно посещают миряне, как из местных краем, так православные других регионов и даже иноверцы.
За время своего существования монастырь пережил не мало бед. Самое крупное разрушение произошло во времена турецкого владычества, когда он был разрушен и сожжен. Большой урон нанесен во османского султана Селима I (1512-1520), когда он должен был разрушен до основания. Однако Святой Иоанн Креститель не допустил, чтобы его святая икона была уничтожена.

Икона удивительным образом исчезла, чтобы не попасть в руки безбожникам, и когда опасность миновала он снова явидась. Сначала в монастырь между Стругой и Дебаром, туда, где сегодня находится храм Святой Иоанн Претеча – Бигорский. Второй раз, драгоценный образ Предтечи нашли в деревне Слатино, Дебар. Здесь тоже есть храм святого Иоанн Крестителя -Бигорского. Великое возрождение монастыря началось во времена игумена Илариона (1743-1781/2), начался расцвет монашеской жизни.
В 1814 году произошло великое чудо: святую обитель задумали разрушить. Это был дебарский Юсуф-бей. Но 8 сентября Юсуф-бей был ранен, а 21-го числа того же месяца он скончался. Когда его погребали, то сошел с небес, сильный град и страшная буря, которая погубила до 20 человек Юсуф-бея. Другие агаряне разбежались. Таким образом, монастырь был спасен от разрушения.

В XIX в. святой Иоанн помог турецкому бею из Тираны (Албания), у которого был больной ребенок. Бею во сне явился святому Иоанн и позвал в монастырь, чтобы омыть ребенка чудотворной водой. Бей послушался и вместе с ребенком они пошли в монастырь и сделали так, как ему посоветовали. И это чудо! Ребенок был полностью исцелен! На иконе Бее узнал своего благодетеля, святого Иоанна Крестителя, и в знак благодарности передал монастырю оливковые поля в Эльбасане. В 30-е годы ΧΧ века, священник Афанасий, когда был настоятелем монастыря продал эти поля.
Другой раз, албанские разбойники ограбили монастырский караван с мулами, которые несли еду в монастырь. После этого преступления главарь разбойников тяжело заболел. Боясь наказания за грех, и надеясь исцелиться, он освободил караван и людей, а сверх того доставил и большое количество масла в монастырь. После этого уже никто не осмеливался нападать или грабить людей монастыря. Монастырь пользовался большим уважением и его двери днем и ночью были открыты для всех пришедших, независимо от вероисповедания, которые хотели получить утешение от святого Иоанна Предтечи.
Однако, в период коммунизма монастырь пришел в забвение и нищету. Через пару десятилетий, лишенное благодати проповедей и монашеской жизни, святилище оказалось в ужасном положении тихого и постепенного износа, сведенного к функции обычного музея мертвых предметов.
По воле Божией и по благословению митрополита Дебарского и Кичевского, Тимофея, избранным протоиереем Дебарско-кичевской епархии, монашеская жизнь в монастыре возобновилась в июле 1995 года Лета Господня, когда отец Партений, вернувшись со Святой горы, был избран игуменом.
Новый игумен Партений с самого начала столкнулся с многочисленными трудностями в духовном возрождении этой святыни. Но для монаха истинная Божья любовь обретается в спасении собственной души и спасении всего мира, он избрал служение другим, несмотря на великое искушение.
Зная, что духовное обновление для каждого человека начинается, прежде всего с восстановления литургической жизни, священник Партений восстановил богослужение в монастыре. Возродилось в монастыре старчество – венец духовного подвига. Направление старца через исповедь, покаяние и причащение — сердце духовной жизни, из которой вытекает Божественная благодать, преображающая душу народа. Все это привлекло большое количество людей, которые вместе с монашеством стали частью духовного возрождения, охватившего всю страну. Таким образом, в наши дни монастырь как заботливая мать призывает всех своих детей, и как праотец Ной открыл свои двери, чтобы спасти верующих от духовного потопа. Каждый, кто приходит сюда, приглашается стать частью духовного мира, где царствует глава – Христос.

Сайт: https://bigorski.org.mk/

Подворье Бигорского монастыря – монастырь во имя святого Георгия Победоносца

Подворье находится в селе Райчица на Дебарском озере. Расстояние от Бигорского монастыря 15 км и 2 км от Дебара.
В настоящее время это женский монастырь. Святыни монастыря хранятся в храме Георгия Победоносца. При входе в храм, как и в Сербии, находится небольшая церковная лавка со свечками, иконами и разными православными сувенирами, которые производят непосредственно в монастыре. Можно побродить по территории и полюбоваться на горы и озеро.

История монастыря

Предполагается, что монастырь основан в XIV в. Монастырские постройки возведены в 1835 г. во время игуменства архимандрита Арсения Бигорского из Галичника.
Церковь расписана в период 1840 — 1852 гг. Михаилом Анагностом из Самарина и его сыном Димитрием Михайловым — монах Даниил от Бигорского монастыря, а дополнительные работы выполнил его ученик Дичо Зограф от Тресонче. Иконостас и работы выполнены мастерами из Самарина.
В 1945 г. монахи были изгнаны из монастыря коммунистическими властями и монастырь превращен в конюшню. До 1999 г. вместо монастыря были руины. По инициативе игумена Бигорского монастыря архимандрита Партения Фидановского монастырь восстановлен как женский.
В монастыре сестры вручную создают митры, которые носят владыки Македонской православной церкви и других православных церквей.

Сестры обители соработничают с монастырем «Рождество Пресвятой Богородицы» в Бостоне, США.
В этом монастыре хранится часть креста Иисуса и небольшая часть руки Святого Георгия Победоносца.
В настоящее время это один из самых красивых македонских монастырей, и каждый год в нем традиционно отмечается День Святого Георгия. На праздник приезжают не только жители Дебара, но и православные их других городов Македонии (Охрид, Гостивар, Битола, Скопье, Кочани и др.).

Охрид

Город основан VI в. до н.э. Название «Охрид», по-видимому, происходит от славянского «vohrid», т.е. «на холме» или «на скале».

Охрид в период античности

Охрид — самый древний город страны, существующий с античных времён. Согласно мифологической традиции, город Лихнид (Λύχνιδος греч.) был основан финикийским царевичем Кадмом, который стал царем обитавшего в южной Иллирии племени энхелеев (Ἐγχελεῖς греч.), выступив в войне на их стороне против иллирийцев (Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.4). В IV в. до н.э. Лихнид входил в состав Македонского царства. Вероятно, при Филиппе II Македонском (Φίλιππος Β’ ὁ Μακεδών греч.; 382—336 гг. до н.э.) на вершине холма была возведена крепость. После Македонских войн (214—148 гг. до н.э.), Лихнид стал опорной базой римлян в северной Македонии. К 146 г. до н.э. через Лихнид была проведена Эгнатиева дорога (Via Egnatia лат.; Ἐγνατία Ὁδός греч.), которая связала римские провинции Иллирик, Македонию и Фракию, соединив Диррахий на западе с Византием на востоке. Вплоть до периода империи Лихнид оставался свободным городом, центром области Дассаретия.

При разделении Римской империи на 2 части в 395 г., Лихнид остался в границах Восточной Римской империи. Уже в IV в. здесь распространилось христианство и епископ Дионисий Лихнидский был участником Сардикийского собора 343 г. В 479 Лихнид выдержал осаду остготской армии Теодориха Великого (Þiudareiks гот.; 454—526).
Охрид в период средних веков
29 — 30 мая 526 г. город был разрушен землетрясением и на какое-то время исчез из исторических источников. В 869 г. территория Лихнида, заселенная в VI — VII вв. славянским племенем верзиты (берзитимакед.), вошла в состав Болгарского царства. В 879/880 в документах IV Константинопольского собора город как место епископской резиденции упоминается под новым названием Охрид. В 886 Св. Климент Охридский (Свети Климент Охридскиболг.; 840—916), один из учеников Кирилла и Мефодия, организовал в Охриде Книжную школу (Охридска книжевна школа макед.), ставшей одним из крупнейших центров славянской культуры. В 990 Охрид стал местом пребывания патриарха Болгарской православной церкви, а также последней столицей Первого Болгарского царства. Царь Самуил (958—1014) возвел на месте античной цитадели Лихнида новую крепость (Самуилова тврдина макед.). В 1018 Охрид был захвачен войсками византийского императора Василия II Болгаробойцы (Βασίλειος Β΄ Βουλγαροκτόνος греч.; 958—1025), который ликвидировал болгарский патриархат и подчинил местную церковь Констанинопольскому патриарху.

В период XII — XV вв. город переходил из рук в руки Византии, крестоносцев, Эпирского царства, Королевства Фессалоники, Сербского царства, Прилепского королевства, пока в 1395 не был захвачен турецким султаном Баязидом I (Bâyezid-i evvel; 1375—1403). 14/15 сентября 1464 вблизи Охрида 12 тыс. албанская конница и 1 тыс. венецианцев под командованием Скандерберга, в рамках организованного папой римским Пием II нового крестового похода против Оттоманской империи, напало на 14 тыс. турецкие силы и разгромило их, уничтожив до 10 тыс. и взяв в плен турецких военачальников, включая сына паши Шеремет-бея (Şeremetbey). Эта победа на время остановила продвижение османов в Европе.

Охрид в период Нового времени

В XVI — XIX в. Охрид и окрестности входили в состав различных административных единиц Оттоманской империи — пашалыка Ишкодра (Pashallëku i Shkodrësалб.), Манастир-вилайета (Vilâyet-i Manastır). В 1912 в ходе Первой Балканской войны Охрид был захвачен армией Сербии. В сентябре 1913 в городе произошло восстание (Охридско-Дебaрсковoстаниемакед.), организованное Внутренней македонско-одринской революционной организацией (Внатрешна Македонска Револуционерна Организацијамакед.), которое было жестоко подавленно сербской администрацией23. В 1915 — 1918, а также в период Второй мировой войны Охрид находился под властью Болгарии, в 1918 — 1941 был частью Югославского королевства (Kraljevina Jugoslavija), в 1944 — 1991 в составе Социалистической республики Македонии (Социјалистичка Република Македонија) как части Социалистической федеративной республики Югославия (Социјалистичка Федеративна Република Југославија серб.). С 8 сентября 1991 — в составе независимой Республики Македония.
Источник: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9E%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B4

В Охриде мы сначала посетили церковь святой Софии и Античный театр.
О крупных достопримечательностях Охрида написано отдельно и чуть ниже.

Церковь святой Софии

Церковь святой Софии (макед. Црква «Св. Софија») — православная церковь и является одним из основных исторических памятников Македонии.
Это уникальный храм, не имеющий аналогов в мире. Об этом свидетельствует и нетипичный архитектурный облик, и богатейшее собрание болгарско-византийского художественного наследия.
По некоторым источникам церковь была построена во времена правления князя Бориса I (852—889).Вероятно, что на месте современного храма был еще более ранний собор.
Основная часть церкви построена во времена Первого Болгарского царства после официального принятия христианства в XI в. архиепископом Львом, возглавлявший церковный престол в XIв. Позднее стала кафедральным собором охридских архиепископов.

Дополнительные пристройки были сделаны архиепископом Григорием II в XIV в.
Во время Османской империи была переделана в мечеть, старинные фрески замазаны известью, а колокольни превращены в минареты.
Работы по приведению церкви в первоначальный облик начались после Второй мировой войны в период 1950-1957 гг. Были проведены колоссальные работы по восстановлению фресок, и в конце концов шедевры средневекового церковного искусства вернулись на свои места. Кроме того, были восстановлены и оригинальные интерьеры.
В интерьере церкви — хорошо сохранившиеся фрески XI—XIII вв., представляющие собой лучшие образцы византийской живописи того времени. Фрески включены в перечень самых высоких достижений живописи Средневековья в Македонии. Стены и потолки храма расписаны цветными изображениями выдающихся патриархов и римских пап. Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии.
Фотографировать интерьеры церкви строго запрещено.
Церковь св. Софии изображена на македонской банкноте номиналом в 1000 MKD.

Античный театр

Древний Охридский театр эллинистического периода был построен в 200 году до н.э. и является единственным театром эллинистического типа в стране. В стране есть еще три в Скопье, Стоби и Геракле Линкестис (около Битола) относятся к римским временам. От первоначального театра сохранилась только нижняя секция. Открытый театр имеет идеальное расположение: два холма, которые окружают его, защищают его от ветров, которые могут помешать акустике во время выступлений.

Во времена Римской империи театр также использовался для гладиаторских боев. Со временем театр стал очень нелюбим местными жителями, так как стал местом казни христиан. Место было оставлено и похоронено местными жителями после распада Римской Империи. Это позволило большей части хорошо сохраниться, которая была обнаружена случайно в 1980 гг. Во время строительных работ вокруг некоторых домов были обнаружены большие каменные блоки с резьбой греческого бога Дионисия и Муз, что привело археологов на мысль, что греческий театр (Дионис и музы были связаны с исполнительским искусством) должен был находиться поблизости. В ходе работ был найден памятник античной греко-римской культуры площадью 4 тыс. кв. м.
С конца 1980-х гг. театр снова является местом проведения публичных мероприятий. В рамках Охридского летнего фестиваля каждое лето проходят здесь яркие культурные представления.

Монастырь святого Наума

На южном побережье Охридского озера расположен монастырь святого Наума. Это старейший монашеский центр в Македонии, возникший еще в IX-X вв.

В монастыре святого Наума первыми встречают громкие крики … это павлины. Эти птицы живут давно при монастыре и прогуливаются не только у главного храма, но и по всей территории монастыря.
Территория вокруг монастыря святого Наума является одной из самых красивых на берегу Охридского озера. Великолепная зелень, два романтических маленьких острова (один покрыт густым лесом, на нем гнездится множество птиц, посещения острова запрещены), окруженный источниками реки Черный Дрин, просторный песчаный пляж, сам монастырь и панорама с холма, на котором он расположен, — все это делает его одним из самых привлекательных мест для пикника. Монастырь Св. Наум был изначально построен на скале над озером, откуда открывался прекрасный вид на Охридское озеро, город Поградец в Албании и окружающие горы. Первоначальная церковь Наума была посвящена святым Архангелам Михаилу и Гавриилу.
Церковь была построена на этом месте в 900 году н.э. как памятник славянскому просветителю святому Науму Охридскому, ученику Кирилла и Мефодия, современнику и сподвижнику Климента Охридского. Святой Наум был также похоронен там в 910 г. Церковь архангелов монастыря Святого Наума вместе с церковью святого Пантелеймона монастыря святого Климента в Охриде являются самыми ранними известными славянскими памятниками церковной архитектуры в районе Охрид.

Церковь имеет форму трилистника и относится к стилю средневекового славянского зодчества, сохранившегося в период деятельности Климента и Наума на территории Македонии. Есть три письменных свидетельства о жизни и деятельности Наума Охридского и его монастыря. Автором самой ранней записи, названной «Житие Наума», был один из его современников и учеников. Перевод этой записи выполнили и опубликовали Иван и НиколайМилошеви из района Дебар в XV в., она была найдена в 1906 г. в монастыре Зограф на Афоне. Вторая славянская запись о жизни Наума Охридскогосохранилась в антологии XVI в. Третья запись написана на греческом языке была составлена архиепископом Охридским Константином Кавассилой. Ряд новых, ранее неизвестных, сведений был обнаружен в летописи монастыря святого Наума.
Летопись, которая хранится сегодня в Охридском историческом институте, датируется второй половиной XIX в. Ее автором был священник Димитрий Петру, родившийся в Охриде. Летопись содержит многочисленные интересные сведения о настоятелях монастыря, строительстве и земляхобители. Например, Димитрий Петру в своей летописи пишет, что в 1846 г. настоятель Серафим I намеревался снести храм Наума и заменить его большим, высеченным из камня святилищем. По неизвестным причинам он отказался от своего намерения. Хроника также пишет о большом пожаре, который чуть не сжег дотла большую часть монастырского комплекса в ночь со 2 на 3 февраля 1875г. В ходе исследований, проведенных после Второй мировой войны, в 1955 г. профессор Димс Косо обнаружил остатки первоначальной церкви, построенной во времена Наума. Так, наконец, была раскрыта тайна монастыря Наума. Оригинальная церковь была разрушена во время турецкого периода. Раскопки выявили много новых фрагментов информации о реконструкции церкви с течением времени. Выяснилось, что изменения в прошлом носили такой характер, что облик первоначального монастыря Наума был полностью изменен. После завершения археологических раскопок и консервации остатки первоначальной церкви были снова засыпаны землей. Над ними был сделан новый пол, а руины первоначальной церкви были отделаны черным и белым мрамором. Таким образом, посетителям предоставляется возможность хоть как-то ощутить прежнюю форму этого памятника, одного из самых ранних в славянской архитектуре.
Археологические раскопки и обследования монастыря Наума показали, что нынешняя церковь была построена на фундаменте первоначальной церкви в период между XVI и XVII вв. Нынешняя церковь была реконструирована и увеличена в несколько раз. Так, к концу XVII в. храм Наума был реконструирован путем возведения купола над притвором храма. Купол должен был быть построен раньше, иначе иконостас не мог быть установлен в 1711 г., так как он был выше старого свода. Во второй половине XVIII в. над папертью церкви Наума был построен купол. Самая последняя значительная реконструкция была проведена в конце XVIII в., то есть в 1799 г., когда была построена усыпальница.
В церкви нет ни одной фрески времен Святого Наума, ни доказательств, что были какие-либо фрески в начале X в. В этом отношении судьба монастыря Наума та же, что и у Климента, там тоже не было найдено ранних фресковых росписей на развалинах первоначальной церкви. Стены, за исключением некоторых фрагментарных фресок XVI и XVII вв., обнаруженных в 1962 г., были расписаны фресковым живописцем Трпо. Согласно дарственной надписи на внутренней стене над входной дверью, он написал фрески в центральной части церкви во времена настоятеля Стефана и закончил их в 1806 г. Дарственной надписи, где паперть, не обнаружено, однако стилевые и иконографические особенности фресок составляют единство с теми, что сохранились в других частях храма Наума. В усыпальнице, над могилой Наума, находится композиция «Вознесение Наума». Среди фигур над могилой Наума, рядом со славянскими просветителями Кириллом и Мефодием, находятся портреты его учеников Климента, Горазда, Ангелария и Саввы.
Они могут быть узнаны благодаря тому, что художник Трпо, в своей уникальной композиции Седьмочисленники, где паперть, также добавил их имена. Над могилой Наума возвышается еще одна фигура-молодой дьякон без бороды и усов. По словам искусствоведа Цветана Грозданова, это портрет Лаврентия, еще одного ученика Кирилла и Мефодия, также упоминаемого архиепископом Охридским Феофилактом в его обширном труде «житие святого Климента Охридского». На стене усыпальницы Наума есть сцены из жизни и чудес св. Наума Охридского. В настоящее время это единственная группа в монументальной живописи, которая имеет особое значение. Также на стене находится пять сцен в виде круга. Они были написаны в соответствии с верой в чудеса Наума, которые происходили и пересказывались в поселениях вокруг монастыря. Это сцены: «медведь, запряженный в плуг»; «окаменевший монах, пытавшийся извлечь тело святого Наума из гроба»; «исцеление душевнобольных»; «человек у ворот монастыря, ворующий коней»; «ведро, которое оставляет дыру в камне».
Источник http://www.360macedonia.com/en/st-Naum-of-ohrid/monastery-st-naum-of-ohrid

Архитектура монастыря

С виду монастырь святого Наума выглядит несколько необычно: пирамидальные своды вместо куполов, просторные портики у парадного входа. На фоне однотонной мощеной площади и пестреющей зелени собор смотрится очень гармонично. Если смотреть на здание со стороны озера, то создается ощущение, будто бы оно нависает над крутым обрывом.
Внутреннее убранство монастыря впечатляет. Прежде всего бросаются росписи, повествующие о жизни и подвигах святого Наума. Иконостас обрамлен изящной резьбой времен позднего Средневековья. А среди икон особой художественной ценностью обладают «Распятие Христа» и «Вход Господень в Иерусалим».
Колонны монастыря украшают старославянские надписи. Один из текстов считается древнейшим образцом кириллического письма. В древности при монастыре работал центр славянской письменности и здесь были заложены основы охридской литературной школы.
Существует много легенд о чудесах, происходящих со святыми иконами. С иконой Богоматери, хранящейся в стенах монастыря, тоже происходят необъяснимые вещи. Икона не желает покидать свою позицию слева от центрального входа. Сколько ее не пытались перевесить, она чудесным образом возвращается на прежнее место.

Церковь Святого Иоанна Богослова в Канео

Церковь Иоанна Богослова в Канео — самая известная и самая красивая церковь Охрида.

Кажется, что ее знают даже те, кто никогда не был в Македонии. Ее удивительное месторасположение, на скале, сделало ее самой узнаваемой и самой посещаемой.

Церковь расположена на холме в местечке Канео. Поднимаясь на холм можно изучить узкие и древние улочки старого города, а поднявшись к церкви полюбоваться на Охридское озеро. Чтобы увидеть храм как он изображен на многих картинах и фото, нужно подняться чуть выше, и тогда создается впечатление, что храм парит над озером.

Предположительно, что храм был построен в XIII — XIV веках, это следует из анализа иконографии и архитектуры. Археологические раскопки подтверждают, что церковь была построена в XIII веке ещё до появления Османской империи.

Ктиторы церкви и художники фресок неизвестны.Внутри храм очень маленький, но красивый.

Старая церковь представляет собой крестообразное строение с основанием прямоугольника, а также имеет трехстороннюю апсиду на восточной стороне и восьмbугольном куполе. Архитектура церкви важна для изучения средневековых памятников культуры Македонии. Широко принятая точка зрения состоит в том, что строитель храма достиг очень успешной комбинации византийских и армянских архитектурных элементов. В период перед прибытием турков на Балканы, духовная жизнь в церкви была весьма развита Иоанном Златоустом. Однако, постепенно та духовная жизнь практически иссякла за следующие несколько столетий.

В конце XIX столетия было выполнено много реконструкций, т.к. в период между XVII и XIX веками церковь была частью разрушена.

Большая часть фресок была уничтожена и навсегда утрачена. Новый деревянный иконостас был построен предположительно в начале XX века — этот иконостас изображал нескольких святых и Деву Марию на главной апсиде. Фреска Христа, окруженного восьмью летящими ангелами, была размещена в куполе храма. Секции между окнами покрыты фресками библейских пророков. На стенах церкви также изображены фрески со святыми Климентом Охридским и Эразмом Охридским.В верхней зоне алтаря место — сцена «Общины Апостолов» изображение ангелов в царской одежде, причем это изображение было весьма необычным для Византийской живописи.

В 1964 году в ходе реставрационных работ были обнаружены несколько фресок, что позволило получить искусствоведам достаточное количество информации об истории средневекового искусства в Македонии (особенно во время правления византийской династии Комнинов).