Заметки


Лекция «Феноменология цвета. Парадоксы черного»

30 января 2020 г. была на очень интересном и полезном мероприятии – лекция «Феноменология цвета. Парадоксы черного». Лекцию читала Конькова Елена Юрьевна, культуролог, руководитель секции «Интерьеры и ландшафтный дизайн» в Творческом союзе художников декоративно-прикладного искусства. Кроме того, Елена автор ТВ программы «Искусство в интерьере» на канале «Усадьба».

Умению Елены собирать интересных людей вместе можно только позавидовать. Так на лекции оказались вместе не просто творческие люди, а личности, все самобытные и увлеченные своим делом:

Были и другие слушатели, как например, представители компании американских красок Benjamin Moore в России, и, конечно, представители Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.

Перед лекцией мы зашли на открытие Творческого пространства «Арт Ярд» по адресу Столовый переулок, 4. Площадка открыта для сотрудничества со всеми, кому интересно создавать красивые вещи, кто любит собираться вместе не просто для пустого досуга, а для развития себя и окружающих.

Если вернуться к лекции, то для меня открытием было, что историю черного цвета как раньше, так и сейчас относят к сотворению мира, т.е. понимание, что такое черный выводится из этого текста Библии:

«1. В начале сотворил Бог небо и землю.

2. Земля была безлика и пуста, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.

3. Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет.

4. Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы.

5. Бог назвал свет днем, а тьму – ночью.»

В дальнейшем судьба черного цвета, как, впрочем, других неподдающихся анализу творений (как материальных, так и духовных) то ли Бога, то ли человека неоднозначна. Черное то боготворили, то забывали, но несомненно одно, что и сегодня черный цвет таит в себе тайны и не оставляет равнодушным никого.

К прочтению рекомендована книга «Черный. История цвета», автор Мишель Пастуро.

Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — черный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

Лекция стала приятным продолжением очень вдохновляющей и познавательной лекции, которую я слушала в конце 2019 года «Что скрыл художник: тайные смыслы в картинах», лектор Наталья Вострикова. Преподавательский стаж — 18 лет. Автор курсов по истории искусства в Институте славянской культуры МГУДТ, Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).

Сходить на лекции Натальи https://www.synchronize.ru/natalia_vostrikova.html

Это про «Тайные смыслы в картинах»

«Где мы — там Россия» : 30 лет мотоклубу «Ночные Волки»

31 мая 2019 Всероссийский мотоклуб «Ночные Волки» отметил 30-летний юбилей. Праздничные мероприятия проходили два дня.

Фотограф Ольга Чумаченко

31 мая в Международном Байк-Центре именинники принимали поздравления, а для гостей был организован концерт и фотовыставка, которая познакомила c жизнью отделений мотоклуба.

В настоящее время мотоклуб насчитывает более 100 отделений по всему миру. Мероприятия мотоклуба проходят по всему миру.

10-11 августа прошло Байк-Шоу «Тень Вавилона» в Севастополе у горы Гасфорта. Посмотреть Кульминацию можно здесь

Из истории

Мотоклуб «Ночные Волки» по праву является первым MC-клубом, рожденным в конце 80-х на просторах СССР, завоевавшим мировое признание как самый крупный, мощный и независимый клуб с российским лицом и традициями.

Хотя клуб, безусловно, нес в себе бунтарское начало, тем не менее, он всегда опирался на православные корни и историю своей страны.

Философия существования сегодняшних русских мотоциклистов формировалась по мере внутреннего роста их лидера, президента мотоклуба «Ночные Волки» Александра Хирурга.

Из интервью с президентом мотоклуба «Ночные Волки» Александром Хирургом:

Александр Проханов: Ваше движение, по существу является социально-патриотическим движением. Оно огромного масштаба, оно колоссальное по перемещению, по скорости. Оно абсолютно не архаическое, оно модернистское. Оно связано с сегодняшним состоянием мировых умов. Просто вся эта западная субкультура, как многое бывало на Руси, перелопачивается русской энергией, русской тайной. Сейчас, после 1991 года, мы перемалываем явившееся «западное иго» — культурное, политико-экономическое. Мы сейчас находимся в состоянии борьбы. Конечно, Россия перемелет это всё, ценою огромных жертв это удастся. Это поле боя и мы сражаемся, находимся в дикой схватке. Как настоящее русское движение — это ваше движение. Поэтому, я думаю, что ваше движение сильнее любой партии, вы аккумулируете колоссальные русские энергии.

Александр Хирург: Вы знаете, я тоже это ощущаю, поэтому мы вне политики, и называть наши программы политическими — это неправильно. У нас есть своя гражданская позиция, за которую мы будем стоять до конца. И здесь мы с вами на острие борьбы и в одном окопе. Идет война. Мы это видим. На нашей территории пока еще только информационная. Да, то, что мы здесь делаем, за что стоим в своей стране, не всем нравится, особенно на Западе. Но мы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Кому-то очень бы хотелось пополнить нами ряды в картелях с сатанинскими символами из голливудских блокбастеров. Но этого не будет. Никто не ожидал, что всё пойдет по другому пути, что мы сможем перемолоть нашей русской энергией эту западную субкультуру, наполнив ее патриотическими смыслами и сделав ее своей. Я думаю, это одна из причин, почему сейчас брошены такие силы, куча вербовщиков в Россию, в Москву, на Украину, именно для того, чтобы здесь навязать нам другие правила игры. Все это перемешать, перекодировать и, в конце концов, уничтожить. Но пока есть мы, им это не удается. Получая «волка» на жилетку, ты тем самым говоришь, что разделяешь ценности, которые несет в себе клуб. Если раньше у нас были другие критерии отбора в клуб, то сейчас для нас очень важно, чтобы мы смотрели на мир одними глазами. И если ты, присягнув клубу, разделяя наши идеи, меняешь их на эмблему того, с кем мы в идеологической и моральной войне — это предательство! Перебежчиков и предателей всегда использовали, но везде презирали, в какие бы одежды они не рядились. У предательства не будет срока давности до тех пор, пока человечество не простит Иуду. Предательство — это не ошибочный поступок, совершенный в состоянии аффекта или по неосторожности, а проявление определенного качества человека, изъян души, который невозможно исправить. Поэтому мы одинаково относимся как к предателям Родины, Веры, Армии, так и к предателям своего Клуба.

«Ночные Волки», представляя сегодня собой влиятельный «мужской союз», стали социокультурным институтом общества и создали целое явление «русские мотоциклисты», которое по-прежнему не подстраивается под переменчивое время, хранит в себе дух непокорного народа, необходимый для выживания нации в эпоху глобализации и наступления на христианские ценности.

Подробнее здесь

Кроме официальных мероприятий в рамках развития внутреннего туризма Федерация мототуризма организовала и провела для членов мотоклуба «Ночные Волки» из стран Восточной Европы, Балкан, Швеции, Швейцарии, Германии и их друзей посещение Псковского Кремля,Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря и «Рубеж славы» в Снегирях в Московской области и Красную площадь в Москве.

Псковский Кремль

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

«Рубеж славы» в Снегирях

Красная площадь и Храм Христа Спасителя в Москве

1 июня был организован мотопробег по Москве «по местам боевой славы».

Фото: Ольга Чумаченко

Фото: Ольга Чумаченко

Фото: Ольга Чумаченко

Фото: Ольга Чумаченко

Фото: Ольга Чумаченко

После мотопробега колонна вернулась в Байк-Центр.

История Байк-Центра.

В 1999 г. начинается строительство «дома» «Ночных Волков» – Байк-Центра. Особенностью Байк-Центра является место, где он создан, – свалка промышленного мусора и строительные материалы – металлические конструкции и детали, находившиеся на свалке вперемешку с землей и мусором. Когда-то эти конструкции и детали служили технологическими линиями и производственными мощностями. Сейчас из собранного металла созданы декорации Байк-Центра, президент клуба о конструкциях сказал так: «Это место строилось на вдохновении, многое создано руками «Ночных Волков». Это некие осколки империи, которую мы бездарно потеряли и в которые сейчас заново вдохнули вторую жизнь».

Об истории места и Байк-Центре можно прочитать у Евгения Чеснокова https://rblogger.ru/2018/12/07/gorod-na-pamyat-239-bayk-tsentr/

Репортажи о празднике

Крест — символ единства

«Крест Христов — непобедимая победа, которая уже совершилась.»

Протоиерей Александр Шаргунов

В знак единства православного и славянского народа по инициативе мотоклуба «Ночные Волки» в 2017 году в рамках проекта «Славянский Мир» мастерами Черногории был изготовлен 7 м православный поклонный деревянный крест для братской России. Крест изготовлен из балок старого монастырского подворья древнего монастыря Джурджовы Ступовы в Беране.

Знакомство с настоятелем владыкой Иоанникием и насельниками монастыря произошло еще 2010 – 2011 гг., когда проект «Славянский Мир» только зарождался. С тех пор русские мотоциклисты, бывая на Балканах, посещают эту обитель.

2014 год

Монастырь святого великомученика Георгия известный как Джурджеви Ступови — это главный центр Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви, которая является одной из старейших в Черногории.

Монастырь основал в 1213 году правитель Будимля — жупан Стефан Первослав, племянник Стефана Немани, в качестве места своего будущего захоронения. Для постройки монастыря выбрали участок вблизи подземного источника на берегу реки Лим, которое называлось «Ступови» — «Урочище», от чего позже и произошло нынешнее название монастыря Джурджеви Ступови или «Урочище Святого Георгия».

Область Будимля в средневековой Сербии была одной из самых развитых. Здесь располагалось более 80 церквей, поэтому не случайно, что новый монастырь был выбран в качестве центра новой епархии. В 1219 году Святитель Савва Сербский основал здесь кафедру и поставил первым епископом Якова. В XV веке Будимлянская епархия была повышена до уровня митрополии.

На протяжении всей своей истории монастырь Святого Георгия играл важнейшую роль в зарождении и сохранении национального самосознания черногорского и сербского народов, распространении культуры в этом регионе. Монастырь отважно противостоял турецкому завоеванию, вплоть до середины XVII века в регионе не происходило исламизации местного населения. Но самоотверженная борьба не могла обходиться без жертв, османские войска сжигали монастырь несколько раз — в 1738, в 1825, в 1862 и в 1875 годах, а в 1912 году монастырь был поврежден австрийскими войсками в Первую Мировую войну. За это Джурджеви Ступови даже прозвали «монастырь-мученик».

Несмотря на нелегкую судьбу, монастырь продолжал оставаться центром всей местной общественной жизни. Под его сводами проводились собрания и советы, задумывались восстания, а в 1857 году здесь было принято решение об объединении Васоевичского княжества с независимой Черногорией. В разное время настоятелями монастыря были видные духовные лидеры, история сохранила имена, как минимум, девяти таких митрополитов и епископов. Некоторые из них, такие как митрополит Паисий, пали мученической смертью, с которого в 1648 году турки заживо содрали кожу.

Главный храм монастыря, церковь Святого Георгия — это однонефное здание с главным входом на западе и полукруглой апсидой на восточной стороне. Он выполнен в типичном архитектурном стиле XI-XII веков. Церковь с притвором была построена в первой половине XIII века. Сам монастырский комплекс был построен чуть позже в три стадии, о чем свидетельствуют различия в кладке камня.

Фрески монастыря представляют собой высокую культурную ценность, они были выполнены одаренными дечанскими и которскими мастерами того времени, фрески в притворе, возможно, принадлежат кисти известного мастера Страхини из Будимля. К сожалению, многие из них были повреждены во время многочисленных осад от пуль и артиллерийских снарядов. Но даже несмотря на это, часть фресок неплохо сохранилась и по сей день.

После разрушений начала XX века монастырь почти полностью прекратил свое существование, предпринимались попытки восстановить его, но они не увенчались успехом. Возрождение епархии произошло в 2002 году по решению Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, первым архиереем возрожденной епархии стал епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). Кроме центра епархии, в Джурджеви Ступови также размещается действующий мужской монастырь.

2015 год

Подробнее о мотопробеге 2015 года можно почитать здесь http://rusdoroga.su/russian-road/

25 июля 2017 года в Джурджеви Ступови изготовленный крест освятил епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий. После освящения Креста владыка Иоанникий произнес речь о многовековой связи русского и сербского народов, о великой благодарности русскому народу и о значимости этого события. Исторически так сложилось, что дружба между русским и сербским народами была проверена в веках. Мы всегда считали себя едиными и лишь разделёнными территорией проживания. Вековое Братство православных Балкан крепнет день ото дня. Изготовленный и освящённый Крест является самым ярким тому подтверждением.

После освящения Русский Крест отправился в путь из Черногории. Усилиями и трудами мотоклуба «Ночные Волки», православных братств и сестричеств России, Черногории и Сербии, Крест дошел до сербского города Ягодина. Где был выставлен в монастыре Йошаница для поклонения. Паломники всех православных стран приходили к нему помолиться.

Посещение монастыря Йошаница в марте 2018

монастырь Йошаница
монастырь Йошаница
монастырь Йошаница

20 мая 2018 года Крест был доставлен в Россию.

Он прошел Венгрию, Словакию, Польшу, Беларусь и прибыл в Москву в июне 2018 года. Из Москвы Крест отправился в дальнейший путь на Русский Север.

Пока Крест был в пути до Североморска произошла очень важная и памятная встреча в монастыре Джурджовы Ступовы, куда приехали участники мотопробега «Славянский Мир 2018». Мастер Рачо, который изготовил крест, был однополчанином Драже – член мотоклуба «Ночные Волки» из Косово. Когда «Ночные Волки» узнали об этом, они решили не только отблагодарить мастера, но и устроить ему встречу с Драже.

Так и сделали в июне 2018. Приехали в рамках мотопробега к монастырю, передали в благодарность икону мастеру. Но, когда вручали, один из Ночных Волков вдруг, как кинется на мастера! Как начнет его обнимать! Два взрослых и сильных мужчины, когда узнали друг друга, заплакали. Оказалось, что воевали они бок о бок в 1993 году в одном разведвзводе, и в бою друг друга прикрывали.

25 лет прошло с тех пор. Вот такой он крестный путь.

В июле 2018 года Крест был доставлен в Североморск в Свято-Андреевский морской кафедральный собор. Главный храм Североморской епархии начал свою богослужебную историю в июне 2016. В нем пребывают своими святыми мощами Божии угодники: апостолы Петр и Андрей, святая праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, мученики Фивейского легиона, преподобный Серафим Саровский, святой праведный воин Федор Ушаков, мученица Евдокия и сонм святых жен.

Подготовительные работы, в которых принял участие и настоятель собора  — протоиерей Александр Козачук, проходили в оперативном режиме, чтобы успеть к Дню Военно-морского флота.

В субботу 27 июля 2019 г. на территории Свято-Андреевского Морского Кафедрального собора главной базы Северного флота — города Североморска состоялось освящение поклонного креста.

Чин освящения совершил епископ Североморский и Умбский Тарасий. В богослужении приняли участие командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, глава ЗАТО г. Североморск Владимир Евменьков, православные военнослужащие Северного флота, местные жители и представители мотоклуба «Ночные волки».

После чина освящения представители мотоклуба передали командующему Северным флотом вице-адмиралу Александру Моисееву икону святого праведного воина Феодора Ушакова.

Фото из фотогалереи собора https://vk.com/soborsever
Фото из фотогалереи собора https://vk.com/soborsever

Фоторепортаж http://old.murman.tv/news/85070-komanduyushiy-severnym-flotom-prinyal-uchastie-v-chine-osvyasheniya-poklonnogo-kresta-v-severomorske.html

Крест, установленный в Североморске, служит ярким доказательством, что «несмотря на сложный исторический период, в котором живут наши страны и народы, несмотря на многие вызовы единству Православия, очень важно, не поддаваясь на искушения, сохранить молитвенное общение и возгревать те проявления доверия и братской любви, которые сегодня реально существуют в семье Поместных Православных Церквей. Такие святыни созидаются поколениями и это проявление глубинной, никогда не прерывавшейся связи Русской и Сербской Церквей и окормляемых ими народов». (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Сказка или быль? (Ёлки в Байк-Центре)

«У тебя — своя сказка, а у меня — своя.»

Приключения домовёнка Кузи

Именно так можно сказать о новогодних сказках, которые более 10 лет создает в Московском Байк-Центре мотоклуб «Ночные Волки». Деятельность последнего известна достаточно широко, правда, чаще всего по мнениям «независимых экспертов» либо репортажам, авторы которых не могут или не хотят разглядеть за внешним ярким образом содержание и глубину внутреннего мира.

В полной мере касается это и Новогодних историй. Классическое описание происходящего на сцене умещается в два слова «огонь и металл». С чем это связано сложно сказать. Да и нет у нас цели анализировать чужие опусы.

Каждый день в мире появляется и происходит что-то новое и неизведанное, заставляет человека выбирать «слово для любви и для молитвы, шпагу для дуэли, меч для битвы». Неизменным остается одно – сохранить мир для подрастающего поколения. Из него возникает желание донести до детей вечные ценности, традиции, веру и культуру отцов.

Одним из самых проверенных и надежных средств является сказка, прочитанная родителями ребенку, ведь как сказал Джордж Мартин «сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени».

В январе 2019 года в Байк-Центре родители и дети отправляются вместе c Волком и сказочными героями на поиски Русской Мечты, которая веками вела русский народ вперед, но была утрачена в потоке ложных смыслов и целей.

«Да когда бы не мечтатели,

Что бы было на земле?!

Не слыхали б, как роняет

Ночь снежинку в тишине,

Не видали б, как сверкает

Спутник в темной вышине.»

Эти слова в начале сказки заставляют зрителей всех возрастов вспомнить о том, что только мечта является той путеводной нитью, ради которой он идет на великие свершения. Но идти за светом своей мечты не простое ремесло, но преодолевший трудный путь непременно будет награжден.

На примере ярких и запоминающихся образов и лаконичных стихов, умело вложенных в уста героев сказки, детям рассказывают не только о важности русской мечты, но и достижениях русского народа – Русском Реакторе.

По сюжету воплощением видимой части Русского Реактора являются тульские Мастера и их чудо-техника. Кому как не Мастерам знать, чем живет реактор?

«В нем вся история наша, все победы и наше будущее

Он может давать перебои

И дымом пожарищ дышать,

Но он не выходит из строя,

И он не способен предать.

Он может работать на бедах,

На шлаках и боли, пока

Мы топливо новой победы

В него не зальем на века.»

А невидимую часть, которая порой важнее всего, Дети Сталинграда и кольцо их рук, воплощающее победу духа над злом.

«Это великие дети!

С огромным желанием — жить!

И в страшном году сорок третьем

Сумели они победить»

Но в сказке, как и в жизни, чтобы Реактор воплощал великие замыслы необходимо обрести Мечту, да не простую, а такую, что «свяжет ширь и высоту и вселится в гиперзвук, чтоб сторожить земные дали».

А чем выше Мечта, тем больше козней и вредителей на пути к ее воплощению. Так Волку и Снегурочке решили помешать Короед и Ведьма. Короед, обращаясь к зрителям, пытается подменить Мечту деньгами, в чем ему помогает Змей и владелец печатных денежных станков. Темные силы под управлением зловещего дирижера показывают всю силу своего безжалостного огня, сковавшего страны и континенты. Эту участь они готовят и России, и ее народу.

«Парит над миром черный фрак,

Как ворон черный неприкаян,

Он свет уничтожает в мрак

И в мире он непререкаем»

Цель этой грозной сцены – показать, что если не будет высокой мечты, то все скроется под слоем мусора и виртуала, питаться которым смогут только Короеды и Змеи.

Для детей сцены столкновения Добра и Зла необходимы. Как сами авторы сказки говорят:

«Нельзя разойтись на дороге

Добру без победы над злом».

Без умения отличить одно от другого, главное от второстепенного, семена от плевел невозможно ни запустить реактор, ни обрести мечту. Не случайно в этих сценах авторы сказки говорят с маленькими зрителями на взрослом языке, используя для лучшего восприятия образы из русских сказок.

Так Кощей и Баба-Яга отказываются от союза с предателями Родины.

«И пусть я зло – но русское я зло!

Зло, приносящее нам мировую славу!

… Я Русь по-своему люблю

И за нее порву любого»,

— говорит Кощей.

А Баба-Яга помогает советом Волку, причем совет этот не сказочный, а самый что ни на есть жизненный:

«Не устоять тебе без сил небесных.

Не справишься ты с этим злом в одиночку, Волк. Чтобы победить нужно, нужно собрать все силы добра на свете, все силы неба и земли русской. Вот тогда ты победишь!»

В финале сказки Волк, не послушав Бабушку-Ягушку, отправляется один на сражение с Мусорным Гением – Змеем и его приспешниками, и, будучи, на грани гибели, обращает свой взор к небу, вспоминая, что

«Когда враги грозят стране, когда лютует бес

Святой Георгий на коне является с небес»

Вместе со святым Георгием Волк побеждает Зло. Победа в сказке выражена видимым образом – мечом, однажды выкованным на Урале, но это не просто сталь

Фотограф Алексей Бок

«В нем собрана сила народа,

Героев его и добра.

Его отковала свобода

Из русского клича «Ура!»

Он может быть добрым и строгим,

Он полон литой красоты.

Мы им и воюем, и строим

Дома, космодромы, мосты.

Был выкован меч на Урале.

Поднял Сталинград этот меч.

Снесла сила духа и стали

Змеиную голову с плеч.»

Обретение Русской Мечты рука об руку со святым воином Георгием Победоносцем наполняет мечту надмирными смыслами. Вот как это звучит в самой сказочной истории:

«Скажи, Мечта, какая связь

Имен Руси и Иерусалима?..

Но с высотою ширь слилась —

И мы летим необъяснимо.

Мы – вездесущая мечта,

Вплетенная в умы и косы,

Мечта – как русская верста,

Летящая в открытый космос.

Мы – стратегическая рать!

Мы – планетарная элита!

Мы научились так мечтать,

Что можем сбить метеориты.

А мир, что за льдами мертвеет,

Мы сможем для жизни согреть.

И с нами, как с бурым медведем,

Обнимется белый медведь.

Вот так и живем мы веками.

И надо признать, наконец,

Что нашими строит руками

Свое мирозданье Творец.»

Действительно достойная Мечта для подрастающего поколения за ней стоит идти и сражаться за нее, если потребуется. Ведь как сказал отец космонавтики Сергей Павлович Королев: «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…».

Фотограф Алексей Бок

Благодарим за фотографии Евгения Чеснокова и Алексея Бока.