Украина
Черниговская область. Свято-Троицкий Густынский женский монастырь
Чернигов и Черниговскую область я посещала неоднократно пока жила в Киеве. Поездки были и по работе, и отдохнуть.
Густынский монастырь мы посетили, когда поехали в поездку от Альфа-Банка. Наша команда – это я, Аня и Толик.
По дороге в монастырь делали одну остановку, она оказалась очень примечательной, мы увидели аистов.
Следующая остановка была уже монастырь.
Это, наверное, была моя первая поездка в монастырь. Монастырь и природа поразили яркостью красок и архитектуры.
Мы сходили в церковь и потом еще немного погуляли по территории обители.
Святыни монастыря
Густынская икона Божией Матери. 10 августа в Свято-Троицком Густынском монастыре храмовый праздник, поскольку именно здесь просияла своей благодатью чудотворная икона Божией Матери Одигитрия «Путеводительница».
История монастыря
Основан в начале XVII в. на острове Густыня (название – от густого леса, ныне несуществующего) р. Удай иноками Киево-Межигорского монастыря — иеросхимонах Иоасаф с учениками (иеромонах Евфимий и монах Геннадий). «Летопись монастыря Густынского» утверждает, что перед этим, придя в Киев с Афона в 1600 г., о. Иоасаф с игуменом Афанасием тогда же основали Межигорскую обитель, однако акты упоминают о ней с 1523 г. и называют о. Афанасия выходцем из Московии. С помощью мирян, живших вокруг Густыни, о. Иоасаф и его ученики, согласно «Летописи», построили в 1614 г. деревянный храм Св. Троицы.
В 1620 г. Густынь посетил Иерусалимский патриарх свт. Феофан, которого охраняло в пути войско Запорожских казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным.
В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь (основан владыкой Исаией в 1619-1624 гг.), густынские иноки оставили свою обитель, и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы.
В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры).
В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709); на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского бароко.
В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории.
В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754), отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.
В 1793 г. монастырь был упразднен, в 1844 г. – вновь открыт. В 1845 г. ветхие строения обители запечатлел на своих рисунках Т. Шевченко. В том же году в крипте Успенской церкви был погребен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Репнин, а сам храм обновлен на средства вдовы Репнина Варвары и освящен в честь Воскресения Христова, в дальнейшем он стал усыпальницей Репниных. При обновлении этого и других строений монастыря, их вид был частично изменен: Воскресенский храм обрел боковые апсиды, башню с храмом свт. Николая надстроили звонницей, храм свв. апп. Петра и Павла увенчали луковичными куполами.
В 1924 г. обитель вновь упразднили и отвели под коммуну беспризорных детей. Когда в 1927 г. строения Густыни изучал историк Николай Макаренко (1877†1938, репрессированный за протест против уничтожения Киево-Златоверхого собора), его сын Орест (1910) утонул в Удае и был похоронен в склепе Репниных. В 1943 г. монастырь возродился, в 1959 г. его повторно закрыли и отвели под психоневрологический диспансер, к нач. 1990-х гг. здания обители выглядели руинами. В 1993 г. началось новое возрождение монастыря, к настоящему времени его архитектурный ансамбль практически полностью восстановлен (верхи храма свв. апп. Петра и Павла вновь обрели барочную форму).