Киргизия


Содержание

Бишкек — Чолпон-Ата — Тянь-Шань — Каракол (Пржевальск) — Бишкек

Бишкек — Чолпон- Ата 

Поездка в Киргизию на озеро Иссык-Куль родилась от мысли, а почему летом всегда нужно ехать на море?

Сказано-сделано, на следующее лето мы (мама, я и племянница Нина) отправились на Иссык-Куль.

Край известный в советское время, сегодня почти забытый и неведомый многим. Страна, действительно, не может похвастаться крупными развлекательными центрами, но это с лихвой покрывается красотой природы.

Так как отдых на озере, да еще и в Киргизии на любителя, то сталкиваешься с тем, что почти нет информации по местам отдыха и как добираться до места. Я не стала искать приключений и выбрала отдых в наиболее развитом городке на озере – Чолпон-Ата.

Добирались мы сначала на самолете в Бишкек и потом на маршрутке до Чолпон-Аты.

 

В Киргизии на русском языке говорят хорошо даже дети. Это большой плюс в поездке. Валюта местная называется сом. Покупали ее непосредственно в Бишкеке и Чолпон-Ата, с собой брали доллары.

Прилетели мы часа в 2 или 3 ночи, из аэропорта круглосуточно ходят автобусы до Бишкека. У нас не было местной валюты, но водитель принимал и российские рубли. Довольно быстро нас довезли до автостанции в Бишкеке и подсказали, куда идти дальше.

Автобусы по расписанию до Чолпон-Ата ходят очень редко. Поэтому мы поехали, как и писали бывалые путешественники, на маршрутке. От Бишкека до Чолпон-Ата 240 км.

Она отправляется около 6 утра, до отправления открывается пункт обмена валюты, где мы и поменяли деньги на билеты.

Дорога до Чолпон-Ата с одной стороны мало привлекательная, где степи и пустыня, с другой очень живописная, где появляются горы.

За время пути делали одну остановку.

Мы с Ниной почти всю дорогу спали, когда приехали, солнце уже вовсю припекало, и нам хотелось скорее добраться в гостиницу.

Чолпон-Ата

Чолпон-Ата расположен на высоте около 1500-1800 м над уровнем моря в красивейшем предгорном шлейфе (хребет Кунгей Ала-Тоо). Это место является центральной частью курортной одноименной зоны, включающей в себя два ущелья Чолпон-Ата и Чон-Кой-Суу, а также селение Долинка.

Маршрутка идет дальше Чолпон-Аты, и мы попросили остановиться не на автостанции, от которой идти далековато до центра, а непосредственно в центре. Но все равно мы прошли не той улицей и немного потерялись. Доброжелательные хозяева гостиницы без лишних вопросов приехали и забрали нас с чемоданами.

Пока ехали, хозяин рассказал, что у них гостиница хорошо огорожена и на территории отдельное царство. И это действительно так. Если в городке, попадаются всякие развалины и пустыри, то попадая на территорию гостиницы, попадешь в другой мир.

Кругом чистота и цветы-цветы. Огромные розы разных сортов – это визитная карточка и гостиницы и города.

На территории гостиницы Guest house Weekend (Orozova St, 6, 722123 Чолпон-Ата) несколько двухэтажных зданий с номерами как в гостинице и отдельные домики. Есть на территории баня, бассейн, кухня и ресторан в отдельном здании.

Немного передохнув, мы отправились на озеро. До озера минут 10 ходу. Дорожка к озеру не блистала красотой, да и видами окрестностей, зато можно быстро дойти до озера.

По теплоте озеро, конечно, не море, поэтому мама так и не решилась купаться, а вот мы с Ниной периодически делали заплывы.

Интересный контраст пекло на солнце, горячий песок и холодное озеро, многие так и купались в неглубоких заводях озера.

Красоту озера не передаст ни одна фотография, так же как горы Тянь-Шань, которые видны от озера. Только ради этого стоило приехать сюда.

Пляжи на озере песочные и чистые. Народ в основном собирается, где находятся пансионаты и санатории, построенные еще в советское время. Мы в этот район дошли позже и поняли, что сделали правильный выбор, остановившись в частной гостинице в центре.

После озера мы отправились на обед и отдохнуть пока солнце нещадно печет.

Из истории города

В Чолпон-Ате не наблюдались особенно бурные исторические события. В давние времена здесь (на Великом Шелковом пути) располагалось обычное поселение, город возник лишь после прихода сюда русских. До 1922 г. на этом месте находилось всего лишь 15 дворов и табун конезавода Орюктинского. В 1926 г. все переменилось, сюда был прислан один из энергичных комиссаров армии Буденного Л.Л. Раппопорт, ставший директором конезавода. С его приездом жизнь в городе завертелась. Конезавод уже через 5 лет содержал 10 тыс. коней. С 1938 г. здесь же начал функционировать туберкулезный санаторий для детей, а с 1945 г. его преобразовали в детский оздоровительный профилакторий, и название он получил «Чолпон-Ата». Этот момент и стал началом зарождения города, как всесоюзного оздоровительного курорта.

Источник https://fb.ru/article/340786/gorod-cholpon-ata-kirgiziya-opisanie-otdyih-v-cholpon-ate

Во второй половине дня отправились в музей Рух-Ордо имени Чингиз Айтматова. До него 5 минут от нашей гостиницы.

Рух-Ордо – это своего рода центр города и музей под открытым небом на побережье озера Иссык-Куль. Здесь всегда много людей, работают кафе и много сувенирных лавок.

Вход на территорию платный. Когда мы там оказались, поняли, что это не музей в классическом понимании слова, а своего рода музейный комплекс, который собрал под своей крышей совершенно разные по тематике маленькие музейчики.

Если идти по часовой стрелке как мы пошли, то сначала будет юрта – жилище местных жителей.

Потом прошлись вдоль ограждения, где размещены местные герои.

Там же можно прочитать о разных традициях киргиз, включая Манас. Что значит «Манас» для Киргизии? «Манас» — это стержень киргизской идентичности, и именами его героев здесь называют улицы. «Манас» — это эпос, повествующий о роде богатырей в трёх поколениях: Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, а заодно обо всей степной Азии. Манас родился на Алтае, объединил киргизские племена против Китая, калмыков (джунгар) и уйгуров, привёл киргизов на Тянь-Шань (откуда их когда-то изгнали и рассеяли по свету китайцы), был смертелен ранен, осаждая Пекин. Его сын Семетей превзошёл отца своими подвигами, а в очередной битве тоже пал смертью храбрых… но не умер, а стал бессмертным, и в последней главе эпоса вновь вернулся на киргизскую землю, где ханом был поднят Сейтек, чтобы победить очередного врага и также бесследно уйти до поры до времени. «Манас» — это по сути вольный пересказ реальной истории киргизов, которые действительно пришли сюда из Южной Сибири: его герои воевали не с мифическими монстрами, а с батырами и армиями реально существовавших государств, и в последних главах воины стреляют друг по другу пулями, а одним из врагов является возникшее в 18 веке Кокандское ханство. «Манас» передавался из поколения в поколение, и среди киргизских сказителей особое место занимали манасчи, знавшие его наизусть. Их было немного, редко больше десятка на поколение: «Манас» — ещё и самая длинная в мире поэма, насчитывающая 500 553 строки (чтоб было ясно, 12 шрифтом в word с нулевым интервалом это около 10 тыс. страниц).

Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывно много часов подряд излагать Манас.

Манас — крупнейший киргизский и мировой  эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя— богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

Эпос «Манас» — наследие, оставшееся от прадедов кыргызского народа, национальная гордость, триумф духовной культуры. Это, веками, из поколения в поколение, передававшееся из уст в уста, великое фольклорное произведение в прозе. Потому что, в ней рассказываются история кыргызов на протяжении более 1000 лет, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Этот эпос по объёму является самым большим произведением в мире. К примеру, Саякбай Каралаев знал 500553 строк этого произведения. Сказительство Манаса — это одно из уникальных искусств в мире. Так как, к нему не требуются ни инструменты, ни оркестр. Манасчи сам по себе является актёром, дирижером и исполнителем.

Основная тема «Манаса» — это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.

Семь заповедей Манаса:

  1. Единство и сплоченность нации.
  2. Межнациональное согласие, дружба, сотрудничество.
  3. Национальная честь и патриотизм.
  4. Через кропотливый неустанный труд и знания — к процветанию и благосостоянию.
  5. Гуманизм, великодушие и терпимость.
  6. Гармония с природой.
  7. Укрепление и защита кыргызской государственности.

Любовь к песне, к поэтическому слову — врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.

Картина из «Зала кыргызского искусства и культуры»

Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».

Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества.

По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.

«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей — манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.

Самые выдающиеся поэты-манасчи новейшего времени — Сагымбай Орозбаков (1867 -1930) и Саякбай Каралаев(1894-1971). Шесть лет продолжалась запись песен о Манасе со слов Саякбая Каралаева. Принадлежащий Каралаеву вариант «Манаса» содержит более 400 тысяч стихотворных строк.

День эпоса «Манас» в Кыргызстане — 4 декабря. Источник 

На территории музея находятся интересные религиозные объекты, может быть в память о заповедях Манаса. Как описать эти здания я не знаю, внешне они белые и напоминают часовни.

Внутри находятся объекты, связанные с той или иной религией: православие, католичество, иудаизм, буддизм, мусульманство.

 

Это, если я правильно понимаю, местная «часовня».

На территории много скульптур.

 

Еще интересный на территории Рух-Ордо «Зал кыргызского искусства и культуры». Здесь можно увидеть картины

вышивку

народные костюмы и головные уборы

изделия из дерева

Но самое замечательное в этом музее – это выход к озеру и вид от него на горы Тянь-Шань.

Около озера находится «Сокровищница Знаний».

Уже на выходе находится «Дом-музей Ч.Айтматова».

В нем проводятся различные конференции и находятся литературные произведения Айтматова на разных языках. Сайт Рух-Ордо.

Следующий день начался с похода на озеро, чтобы принять утренние ванны. После обеда отправились в путешествие по озеру.

Красоту ярко синего озера в обрамлении гор невозможно передать.

Озеро расположено на 1,6 км высоте в замкнутой межгорной котловине между двух горных хребтов горной системы Тянь-Шань: Кюнгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо.

По словам астронавтов, водоем похож на большой голубой глаз человека. Особенностью озера является факт, что даже зимой оно не замерзает. Собственно, данный нюанс и способствовал появлению названия Иссык-Куль. В переводе с киргизского означает «горячее озеро».

Озеро является бессточным, но в него впадает около 80 сравнительно небольших притоков рек. С западной части озера проходит река Чу, которая является одной из самых крупных, впадающих в озеро рек. Иссык-Куль занимает 19 место по площади и 6 место по глубине в мире. Зеркало озера занимает площадь около 6200 км2, с длиной береговой линии 688 км. Максимальная глубина озера составляет 668 м (только Байкал и Каспий имеют большие глубины), а средняя – 300, причем глубина озера постоянно меняется с циклом около 10 лет. Протяженность озера составляет 180 км, а максимальная ширина достигает 70 (занимает второе место в мире среди высокогорных водоемов после озера Титикака в Южной Америке). Водоем имеет четыре залива под названиями Тюпский, Покровский, Рыбачий и залив Пржевальского.

Акватория озера Иссык Куль в Киргизии является самой впечатляющей среди всех высокогорных озер с соленой воде. По размерам оно немного уступает Каспийскому морю, а по прозрачности воды может сравниться с озером Севан.

Водоем находится в живописном уголке с неземной красотой. Он спрятан среди зеркальных ледниковых поверхностей и окружен величественными горными пиками. В зависимости от того, как падает свет, озеро может переливаться темно-синими и нежно-лазоревыми оттенками. Первым европейским путешественником, который посетил эти места, был Семенов-Тян-Шанский. Он сравнил Иссык-Куль с Женевским озером. Понравилось здесь и Пржевальскому.

Озеро входит в состав биосферного заповедника. Он был основан в 1948 г., а в 1991 его включили в фонд ЮНЕСКО. Заповедник охватывает 2 км береговую линию и всю акваторию водоема.

Не скажу на каком расстояние мы были от берега, когда катер сделал остановку и всем, кто умеет плавать, предложили искупаться, но только в жилете.

Мы не смогли упустить этот шанс, и оказались в воде первыми. Глубина под нами около 120 м.

История происхождения озера

Высокогорное озеро с особым климатом и отличающееся необыкновенной красотой является предметов особой гордости Киргизии. Его воспевали в песнях и долгое время обожествляли. Об этом месте издревле складывались легенды, которые обосновывали происхождение озера Иссык-Куль. К этому вопросу обращались также ученые.

Ученые тоже пытались определить, как появилось высоко в горах крупное водохранилище, но им это не удалось.

Подлинно известно, что некогда высоко в горах был построен город. Он существовал еще за пять веков до появления Иисуса Христа. В XVI в. населенный пункт был затоплен. Впервые об Иссык-Куле стало известно из китайских летописей, которые датируются II в. до н. э. В них озеро называют Же-Хай, что дословно переводится «теплое море». Оно и вправду является теплым и никогда не замерзает.

Исторических упоминаний об озере довольно много, например появление Тамерлана в этой местности в конце XIII века или упоминание Иси-Куль в анонимном произведении «Границы мира с востока на запад» написанное около X в. на Таджикском языке. Полноценные исследования этой местности начались лишь в XVIII в., до этого упоминаются только заметки путешественников.

В XIX в. П.П. Семенов-Тянь-Шанский проявил интерес к данной местности, увидев карту XIV в. На ней был изображен город и отмечен несторианский монастырь. В поездке к озеру он обнаружил остатки строений, которые были хорошо видны через прозрачные, как слеза ребенка, воды. Н.М. Пржевальский настолько был восхищен красотой горной жемчужины и ее уединенностью, что распорядился похоронить себя именно здесь, прямо на берегу.

Точное изображение озера на карте появилось в 1864 г., благодаря ученому Александру Федоровичу Голубеву, который смог рассчитать все координаты, потратив на это 5 лет.

На дне этого озера периодически находят остатки жилых строений, предметы быта, орудия труда, элементы водопровода, человеческие останки и их домашних животных. В XIX в. эти места изучали русские учёные Г.А. Колпаковский, В.В. Бартольд. И П.П. Иванов. Последний из них являлся членом академии наук Киргизии и изучал наличие острова в озере времён Тамерлана. Он обнаружил, что в 200 м от берега, на глубине нескольких метров находится каменное купольное сооружение, рядом с которым стояли огромные конусы непонятного назначения. Этот факт является частью армянской легенды, которая гласила, что с северной стороны озера находился армянский монастырь, в котором были святые мощи апостола Матфея.

Известно, что на этом озере проводились испытания вооружения ВМФ РФ и даже авиаконструктор О.К. Антонов проводил испытания самолёта Ан-10, задачей которого являлось возможность посадки тяжёлого самолёта на грунтовую поверхность в особом климате. Ведь климат озера Иссык-Куль действительно является особенным, он сочетает в себе степной, морской, горный и ледниковый климат.

В 2006 г. группа ученых и аквалангистов обследовала дно озера. Это была научная работа, организованная силами совместного с Россией Славянского университета. Возглавил ее Владимир Плоских, являющийся вице-президентом Академии наук страны. Во время погружений были найдены предметы, свидетельствующие о времени гибели города, а также различные постройки. В настоящее время все находки хранятся в музее, а слиток золота, служивший мерой оплаты, хранится в банке Киргизии.

Тайна озера Иссык-Куль еще долго будет будоражить умы ученных и кладоискателей, а на его дне сохраняться следы неизвестной цивилизации, насчитывающей 2,5 тысячи лет.***

Возвращение в город.

Вечером ездили отдохнуть в горячие термальные источники, которые расположены около Чолпон-Ата.

Горы Тянь-Шань

Третий день был посвящен экскурсии по горам Тянь-Шань. За один день посетили ущелье Семеновское и Григорьевское.

Нам очень повезло, что не было дождей, иначе бы мы не проехали наверх даже на джипах, это сложно и опасно из-за оползней.

Для того, чтобы насладиться природой и пофотографировать, нас на отдельных участках высаживали, и мы шли пешком.

В горах сохранились традиции проживания в юртах и выпасы животных в долинах.

Семеновское ущелье находится на северном берегу Иссык-Куля в 40 км от города Чолпон-Ата. Его протяженность составляет около 30 км.

Семёновское ущелье в честь одного из первых исследователей этих мест — русского ученого — географа, который занимался изучением Тянь-Шаня, П. П. Семенова-Тянь-Шанского (50- 60 гг. XIX в.). Так он когда-то написал в своем дневнике: «С юга весь этот синий бассейн Иссык-Куля был замкнут непрерывной цепью снежных исполинов. Тянь-Шань казался крутой стеной. Снежные вершины, которыми он был увенчан, образовали нигде не прерывающуюся цепь, а так как белоснежные основания их, за дальностью расстояния на юго-западе, скрывались за горизонтом, то снежные вершины казались прямо выходящими из темно-синих вод озера».

Известная своим бурным течением горная река Ак-Суу, протекает по дну этого ущелья. Все реки берут свое начало высоко в горах в ледниках. Она славится чистотой и прозрачностью ледниковой воды. Первая прогулка пешком была как раз вдоль реки.

Следующая остановка у горного озера, местные жители говорят, что оно является святым. По легенде это озеро образовалось в результате землетрясения. Прежде на этом месте было место для молитв. Глубина этого озера составляет около 20 метров, вода прозрачная с голубоватым оттенком, температура воды примерно 5 градусов, на озере можно увидеть плавающих диких уток.

Купаться я не стала, а вот пройтись босиком не отказалась, вода настолько холодная, что сводит ноги.

От озера поднялась немного наверх к елям. Склоны этого ущелья покрыты вековыми и величественными Тянь-Шанскими елями.

Зона елового леса начинается сразу от устья долины. Особенно живописны левые склоны, на которых располагаются густые заросли кустарников: облепиха, шиповник, барбарис, жимолость, смородина. Природа сохранила тут свою первозданность, и ни время, ни человек не властен над ней. В весенний и летний периоды чистый горный воздух наполнен ароматами высокогорных трав.

От озера поднялись еще выше, отдохнули около огромного камня, прогулялись по траве.

Дорога к ущелью Григорьевскому. Проезжая к ущелью на одной из долин увидели постройки, сделанные для Всемирных игр номадов (кочевников).

Ущелье Григорьевское (местное название – Чон Ак-Су) уходит вверх поднимаясь к горному хребту Кунгей Ала-Тоо, который является естественной природной границей между двумя республиками – Кыргызстаном и Казахстаном. Начинаясь в нижней своей части перпендикулярно побережью Иссык-Куля, поднимаясь выше, ущелье плавно уходит на запад и дальше тянется между отрогом Кум-Бель и основным хребтом, практически вдоль береговой линии, параллельно ей.

Протяженность   Григорьевского ущелья около 35 км; по дну течёт горная быстрая река. Склоны ущелья очень живописны.

Мы остановились снова у озера, где я смогла подняться наверх. Если смотреть на елки сверху, то как будто они поставлены кем-то. И, конечно, впечатляют снежные вершины.

На обратной дороге остановились, где узкое ущелье расступается, переходя постепенно в долину альпийских лугов (высота 2200-2500 над уровнем моря).

Останавливаемся у реки на обед.

Обедали в юрте, после обеда успела еще заглянуть на водопад рядом.

Про горы Тянь-Шань можно почитать в книге у Петра Петровича Тянь-Шанского (1827-1914) «Путешествие в Тянь-Шань».

Из вступительной статьи о книге: П.П. Семенов проник вглубь загадочной для его современников горной страны Тянь-Шань. Он начертил схему хребтов Тянь-Шаня, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сырдарьи, увидел горную группу Тенгри-Таг и величественную пирамиду Хан-Тенгри, достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри-Таг. Исследователь установил отсутствие на Тянь-Шане современного вулканизма, который предполагался Гумбольдтом, доказал, что вечные снега лежат на Тянь-Шане на очень большой высоте, установил вертикальные природные пояса Тянь-Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений.

Книга

Вечером того же дня съездили на горячие источники около Чолпон-Аты, которые оборудованы как купальни.

Следующий (четвертый) день мы полностью посвятили поездке в город Каракол.

Каракол

История Каракола

История сохранила точную дату, мотивы и обстоятельства возникновения города. Это один из первых населенных пунктов, основанных в Иссык-Кульской котловине после добровольного вхождения Киргизии в состав России.

В 1865 г. царское правительство спешно строит на Кашгарской границе ряд укреплений. Одно из них — Ак-Су — становится впоследствии центром Каракульского уезда. Ак-Су располагалось в стороне от торговых путей и сезонных перекочевок животноводов, поэтому было решено перенести уездный центр в более удобное место. С этой целью в котловину был направлен полковник Генерального штаба А. В. Каульбарс.

После тщательной рекогносцировки и опроса местных жителей новый город решено было заложить на старой торговой караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, неподалеку от развалин старой ковандской крепости в низовьях р. Каракол.

«1 июля 1869 г. улицы, площади и гостиный двор были заложены, были заложены также нижние венцы оборонительной казармы»,- писал позже в своих «Замечаниях об организации г. Каракола» А. В. Каульбарс. Эта дата и стала считаться днем рождения города, который первоначально был назван по имени реки — Караколом.

В 1872 г. в нем насчитывалось 150 жителей, преимущественно татар и узбеков, выходцев из Ташкента и других городов Туркестанского края. Русских, кроме военных — батальона пехоты, двух сотен казаков и горной батареи,- было всего двенадцать человек. Основное занятие жителей — торговля товарами первой необходимости, которые охотно покупались дехканами из окрестных кыштаков. Начиная с 1875 г., темпы роста города несколько увеличились. С 1890 г. в Караколе начали селиться переселенцы с Украины, из губерний Черноземного Центра и Поволжья. Но особенно большой приток переселенцев в котловину озера Иссык-Куль, в том числе и в Каракол, был после неурожая в ряде губерний европейской части России в начале 90-х гг. В результате в 1897 г. в городе насчитывалось уже 8108 жителей, а к 1913 г. число их почти удвоилось.

Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Неоценимую роль в этом сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским Географическим Обществом, Геологическим Комитетом и другими организациями для изучения русской и зарубежной Азии. Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, он стал базой, своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова и многих других. Здесь они заготавливали продукты, нанимали рабочих, проводников, погонщиков, подбирали охрану, в последний раз перед дальней дорогой проверяли снаряжение.

11 марта 1889 г. по указу царя Каракол был переименован в город Пржевальск. Сохранял это название до 1991 г.

Пржевальск был, пожалуй, одним из наиболее опрятных городов дореволюционной Киргизии. Он имел строгую прямоугольную планировку, утопал в зелени садов — каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом. Несколько иначе, чем в других городах Средней Азии, выглядели и сами строения. С 1887 г., после сильного землетрясения, город застраивается преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными богатой затейливой резьбой. Это придавало Пржевальску облик города среднерусской полосы. «Сам по себе Пржевальск симпатичнейший и чистенький городок»,- писал один из современников.

Сегодня Каракол  является четвёртым по величине городом Киргизии. Расположен все также на перекрестке дорог на пути в Китай на востоке и остальной части Центральной Азии на западе и представляет собой живую энциклопедию культур и этнических групп, называющих Каракол своим домом: кыргызов, татар, русских, дунган, уйгуров, калмыков и узбеков.

Каракол. Музей Н.М. Пржевальского

Главная цель нашего визита в городе – музей и могила Николая Михайловича Пржевальского.

20 октября 1888 г. на пути в свое пятое путешествие в Центральную Азию в городе умирает Н. М. Пржевальский. 1 ноября Каракол провожал его в последний путь. Ранним утром гроб с телом покойного, установленный на лафете полевого орудия, эскортируемый пятым Западносибирским линейным батальоном и батареей горной артиллерии, двинулся к озеру Иссык-Куль. За гробом в скорбном молчании шли почти все жители города.

За день до смерти Николай Михайлович, придя в сознание, сказал: «Прошу об одном: не забудьте, похороните меня непременно на берегу Иссык-Куля… Надпись сделайте простую: «Путешественники. М. Пржевальский», положите в гроб в моей экспедиционной одежде».

Желание покойного было исполнено. Место для могилы выбрали на сухом высоком берегу Каракульского залива, откуда открывается чарующий вид на город, озеро и окружающие его горные исполины. На могиле поставили простой деревянный крест с указанной покойным надписью.

26 июня 1894 г. состоялось торжественное открытие памятника, установленного у могилы покойного: скала из серого гранита — символ суровой природы Азии — и на девятиметровой вершине ее орел, символизирующий ум, смелость, величие. Размах его крыльев — три метра. В ногах птицы — карта Азии и положенная на нее оливковая ветвь как символ славы подвигу. Чуть ниже — барельеф с профилем путешественника — увеличенная копия золотой медали, которой был награжден Петербургской Академией наук только один Пржевальский.

Глыбы серого гранита спаяны свинцом, фигура орла, барельеф и другие металлические детали памятника отлиты известным в то время мастером художественного литья К. Берто в Петербурге.

Родился Николай Михайлович Пржевальский в 1839 г. в д. Кимборово, Смоленской губернии.

По окончании в 1855 г. курса в Смоленской гимназии Пржевальский определился унтер-офицером в Рязанский пехотный полк; получив офицерский чин, перешёл в 28-й пехотный Полоцкий полк. Затем поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. В это время появились его первые сочинения: «Воспоминания охотника» и «Опыт статистического описания и военного обозрения Приамурского края» (1863), за которые в 1864 г. он был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

В мировую историю открытий Пржевальский вошел как один из величайших путешественников. Общая длина его рабочих маршрутов по Центральной Азии превышает 31,5 тыс. км. Совершив ряд крупнейших географических открытий, он в корне изменил представление о рельефе и гидрографической сети Центральной Азии. Он положил начало исследованиям ее климата и много уделял внимания изучению флоры: лично он и его сотрудники, главным образом Роборовский, собрали около 16 тыс. экземпляров растений, принадлежавших к 17000 видам, в том числе более 200 видов и семь родов, неизвестных ранее ботаникам. Огромный вклад он сделал и в изучение центрально-азиатской фауны, собрав коллекции позвоночных — около 7,6 тыс. экземпляров, среди них несколько десятков новых видов.

Во всех заграничных отчетах об ученой деятельности Николая Михайловича ему вменяется в особую заслугу: обширность района исследований; богатство открытий, наблюдений и коллекций, привезенных из путешествий; быстрота, с которою он знакомил ученый мир с результатами своих путешествий, описанных в объемистых сочинениях.

Экспедиции Н.М. Пржевальского положили начало исследованию Центральной Азии, которое продолжено непосредственно его учениками: В.И. Роборовский и П.К. Козловым и последователями:  Г.Н. Потаниным, М.В. Певцовым, Г.Е. Грумм-Гржимайло, В.А. Обручевым.

Не менее важна воспитательная роль личности первого путешественника по Центральной Азии. Мужество и беззаветная преданность науке есть и будет идеалом ряда поколений исследователей нашей планеты.

Значение Н.М. Пржевальского в истории науки и мировой культуры выразил А.П. Чехов: «… один Пржевальский… стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг… идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки… делают его в глазах народа подвижником, олицетворяющим высшую нравственную силу».

Обо всем этом мы узнали в музее.

При входе, в который вас встречает огромный портрет путешественника и карта его экспедиций.

Проводник Н.М. Пржевальского

Решение о строительстве музея было принято в год 25-летней годовщины со дня смерти Николая Михайловича.

Тотчас же было организовано дело по подписке и сбору на устройство музея денег, и в каких-нибудь четверть часа собрано было 500 рублей, а с присоединением сюда 1000 рублей, присланных Евгением Михайловичем Пржевальским, получилась солидная для пржевальцев и для начала сумма в 1500 рублей. Сведения о дальнейшем использовании этих средств неизвестны.

В 1957 г. по решению правительства Киргизской ССР был основан Мемориальный комплекс Пржевальского, который включает могилу, памятник и музей известного ученого.

Мемориальный музей Николая Михайловича Пржевальского был открыт 29 апреля 1957 г. За первые три года фонд музея уже насчитывал 386 экспонатов. Начало формированию фонда положено Краеведческим музеем г. Пржевальска, передавшим в 1957 г. 8 трудов Н.М. Пржевальского, изданных в период с 1883 по 1947 гг., 30 фотокопий и фотографий. Материал для пополнения фондов мемориального музея Пржевальского поступал также из архива Географического общества СССР.

В 1958 г. музей пополнился 14 картинами художников Гладкова, Харламова, Васильева, чучелами животных и птиц, изготовленных в Киргизообазе. В букинистическом магазине в Ленинграде были приобретены 10 раритетных книг. Собранный по крупицам фонд музея на сегодня составляет более чем 1910 экспонатов. Большую ценность для музея представляют личные вещи и подлинные фотографии путешественника, а также труды его соратников и последователей: В.И. Роборовского, П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, Г.Е. Грумм-Гржимайло, изданные в XIX в.

Самый ценный экспонат музея ружье, принадлежавшее Н.М. Пржевальскому. В 1883 г., готовясь к четвертому путешествию в Тибет, Пржевальский заказывает для участников экспедиции несколько ружей известному оружейному мастеру Василию Васильевичу Лежину сыну Василия Лежина, выходца из Швейцарии, который в начале XIX в. основал оружейную мастерскую в Петербурге. К концу 1883 г. мастер изготовил ружья для участников экспедиции, в том числе и для Пржевальского.

Части ружья были покрыты великолепной гравировкой, в медальонах изображены головы лани, лисицы, гончей собаки, кабана. Под шейкой ложа, на хвосте спусковой скобы, имеются инициалы автора (В.Л.), номер ружья (№836) и инициалы Пржевальского (Н.М.П.). Под прикладом на серебряном щитке надпись: «Экспедиция Пржевальского».

Возвратясь из экспедиции в 1885 г., Н.М. Пржевальский подарил ружье начальнику охраны Г. Иванову. Позже случайно это ружье попадает в частную коллекцию уральского казака Ф. Стягова, который и представил его в 1891 г. на Международной Московско-Парижской выставке редкого оружия. Там оно было высоко оценено: на хвостовой части ружья сохранилась медаль, на которой надпись по французски: «Паикс-Лябор (Мир-Труд). 1891 год. Москва — Париж», а также изображены гербы Москвы и Парижа. В 1919 г. сын Стягова попытался вывезти ружье в Турцию, но оно было конфисковано и совершенно случайно попадает в руки офицера грузинской гвардии. У офицера ружье было перекуплено коллекционером исторического оружия, впоследствии оружейного энциклопедиста  В.Е. Маркевичем. И только в 1957 г. музей приобрел у него эту бесценную реликвию.

Лошадь Пржевальского — единственная дикая лошадь в природе. Первым, кто впервые встретился с ней, был русский исследователь и географ Н. М. Пржевальский в 1878, а описал данный вид зоолог Поляков в 1881 г.

Фонд музея пополнили личные вещи Н.М. Пржевальского, переданные его родственником Михаилом Владимировичем Пржевальским: кожаный кошелек, малахитовый камень с личной надписью Н.М. Пржевальского, визитная карточка, записная книжка с карандашом, металлическая линейка, китайский перочинный ножичек, посылочный ящик с инициалами Пржевальского и сургучной печатью и др. Он передал также подлинные фотографии Н.М. Пржевальского, его братьев, друзей. До передачи в мемориальный музей эти вещи хранились в семье Пржевальских, передаваясь по наследству.

Супругой П.К. Козлова — спутника Н.М. Пржевальского — Елизаветой Владимировной Козловой подарены подлинные фотографии Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова, а также китайский курительный прибор и монгольская металлическая пепельница.

Экспозиция (площадь 400 кв. м) состоит из 10 разделов, посвященных жизни и деятельности Н.М. Пржевальского, его сподвижников П.К. Козлова, В.И. Роборовского и др. Широко представлена фауна Кыргызстана.

Сегодня на территории музея установлен также памятник профессору, заслуженному деятелю науки республики, почетному академику Национальной Академии наук Кыргызской Республики, лингвисту Карасаеву Кусейину (1901-2000) и открыт музей, в котором воссоздана обстановка рабочего кабинета ученого, можно будет увидеть его труды и предметы быта, фотографии известных людей, с которыми он работал и общался.  Кусеин Карасаев внес весомый вклад в развитие кыргызской науки.

Из музея мы отправились в Свято-Троицкую православную церковь.

Немного о вероисповедании в Киргизии. Общеизвестно, что Киргизия находилась на территории трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути, что давало возможность обмениваться не только политическими, социально-экономическими, торгово-материальными, но и культурными ценностями различных цивилизаций, стран и народов.

Здесь на протяжении многих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как иранцы, китайцы, русские, тюрки, монголы  и другие. Здесь мирно сосуществовали, а временами жестоко противостояли друг другу, четыре религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам.

В годы советской власти и коммунистической идеологии деятельность религиозных конфессий была строго ограничена. До 1990 г. население Киргизии причисляло себя в основном к суннитскому исламу и православному христианству.

Обретение республикой суверенитета и независимости, рост национального самосознания ее граждан снял все запреты и ограничения на свободу вероисповедания. Во многом обеспечение новых реальных условий общества в первые годы независимости способствовало развитию традиционных религий и росту новых религиозных конфессий и групп. Вошли в общественную жизнь и ряд доселе неизвестных религиозных течений, во многом чуждых местному населению.

Свято-Троицкая православная церковь

Церковь находится в центре города и является красивейшим памятником архитектуры.

Дата создания и становления храма уходит во времена основания самого города Каракол дальновидным и прагматичным путешественником, основателем города А.В. Кульбарсом. Он был инициатором возведения временного храма из войлока, материала из которого сооружались и строились практически все постройки того времени. Уже в следующем году войлочные стены храма были заменены на деревянные, а еще позже их сменили на кирпичные. В 1887г. сильное землетрясение разрушило храм до основания. Вновь из царской казны были выделены средства на строительство нового храма. Он был возведен из дерева за неполных два года и освящен в 1895г.

Церковь построена по проекту архитектора и инженеров из города Верного (Алматы). Стены храма сложены из тесаных бревен, крыша чердачная с пятью восьмигранными барабанами, покрытыми ранее шатрами. Фасады украшены резьбой. Здание церкви имеет звонницу.

Во времена повсеместного разгрома церквей, храм был сначала просто закрыт, а позже полностью разграблен и разворован. Здание храма передали детской спортшколе. Бесследно исчезли иконы, алтарные книги и произведения искусства. Процент утраты и переделок составил более 50%.

В годы Великой Отечественной войны храм вновь возвращен верующим, которые своими силами сделали ремонт. Но в начале 60-х гг. в здание храма вновь возвращается детская спортивная школа, оборудуют спортивный зал. Детская спортивная школа находится в этом здании до 1982г. В 1986г. начинаются реставрационные работы по восстановлению первоначального облика храма. Работами руководил Г.С. Ковтун, начальник Пржевальского хозрасчетного участка специальных научно-реставрационных производственных мастерских. В 1992г. служители церкви и прихожане смогли вернуть себе ветхое и полусгнившее здание храма, запущенную и разграбленную территорию. Долгие три года проводились работы по восстановлению храма и воссоздания его облика. Возрождение церкви стало заслугой простых жителей города, чьи старания и добровольные пожертвования увенчались таким добрым и нужным успехом. Храм перешел в собственность церкви только в 1995г. и до сегодняшнего дня храм и церковь так и остаются единым целым.

В церкви находится и знаменитая Тихвинская икона Божией Матери. Написанная в 1897г., икона была привезена в дар храму, но во времена разорения церквей чудом и божьим провидением сохранилась у обычных прихожан, которые прятали и хранили икону, рискую собственными жизнями.

В храме нам рассказали про местного святого — Ираклий Иссык-Кульский (1863 — 1937), схимонах, преподобноисповедник. Почитать о святом

На территории храма разбит чудесный сад, из которого, как и из храма, не хотелось уходить.

Дунганская мечеть

После небольшого обеда мы заехали посмотреть Дунганскую Мечеть. Она считается самой старой в городе. Но нас впечатлило, что она построена в китайском стиле.

Но как оказалось, ничего необычного нет, потому что она выстроена в дунганском стиле. Дунгане — одна из малых народностей Китая, знакомая русским путешественникам и исследователям XIXв. Исповедают дунгане ислам. Дунганские богословы в своих сочинениях неоднократно подчеркивают, что арабская вера, т. е. ислам, в служении верховному владыке — Небу — похожа на конфуцианскую: таким образом, приспосабливая ислам к своеобразным условиям Китая. После восстания дунган в Китае, часть дунганского населения из Цинской империи переселяется во владения Российской империи на земли современных Киргизии и Казахстана. Почитать о дунганах здесь 

Отсюда и Дунганская Мечеть построена в стиле буддистского храма китайцев (памятник архитектуры дунганской культуры конца 19 в.). Все цвета мечети также олицетворяют различные дунганские культурные концепты, красный цвет — оберегает от злых духов, желтый — способствует накоплению богатства и приносит в дом благополучие, а зеленый — олицетворяет счастье.

Самое удивительно в этой мечети то, что она построена без единого гвоздя или каких-либо металлических связок. Строители использовали лишь деревянные балки из тянь-шаньской ели, карагача и местного тополя. Также в отделке здания использовался орех. Фундаменты и каменные работы делали местные мастера, а все деревянные — китайцы. Мастер по дунганскому деревянному зодчеству Чжоу-Сы рисовал на дереве орнаменты, которые сразу же вырезали его помощники. В соответствии с проектом продумывалась каждая деталь, предусматривалась каждая мелочь. Строительство мечети было окончено 10 мая 1910г.

Размер мечети не столь велик по сравнению с другими мечетями Центральной Азии – всего 27 м в длину и 15 м в ширину – в форме прямоугольника с рядом колонн по восточной и западной части. Окна расположены только на северной и южной стенах, западная стена совершенно пустая и чистая, потому что сюда обращены взоры молящихся, так как по преданию любая мечеть должна быть повернута в сторону арабского города Мекка.

Мечеть имеет три резные крыши, фронтоны которых с загнутыми углами обращены на юг. На концах всех четырех балок, стоящих по периметру, изображены различные типы сказочных драконов великолепной резьбы, которые олицетворяют то или иное благо пожелание в китайской культуре. Саму кровлю поддерживает 42 колонны, которые расписаны в золотисто-желтый цвет, на больших темно-синих основаниях. Карниз здания украшен изображениями винограда, груш, гранат и персиков.

Посещение Каракола закончено, едем обратно в Чолпон-Ату.

Остановились по пути у медведя…попить воды.

Пятый день. Чолпон-Ата

Последний день мы полностью провели в городе. Утром прогулялись по улицам и сходили в парк «Рух-Ордо»

и, наконец-то, сходили на другую сторону Иссык-Куль, но пошел дождь, и мы вернулись в гостиницу.

После дождя дошли до православного храма. Храм наш не сразу найдешь, он далековато от центра и не на главной улице. Но зато по пути можно полюбоваться розами.

К сожалению, историю постройки храма не знаю и не нашла информации в интернете. Известно, что храм назван в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

Житие священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского

Дни памяти: 22 января (Новомуч.), 29 января, 31 июля

В миру — Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он — инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г.

Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

На следующий день мы отправились из Чолпон-Аты в Бишкек, чтобы ночью вылететь в Москву. Было очень жарко, и мы немного прогулялись по центру,

Дом правительства Киргизии

Монумент «Дружбы народов» в честь 100-летия вхождения Киргизии в состав России

Курманжан Датке, известная миру как «Алайская царица», в начале XX века внесла огромный вклад в процесс установления мирных взаимоотношении народов Киргизии и Российской Империи.

а потом большую часть времени провели у фонтана, ближе к вечеру сходили в кино и поехали в аэропорт.

Так завершилось наше знакомство с озером Иссык-Куль, Киргизией и ее добрым народом.