Киргизия


Содержание

Бишкек — Чолпон-Ата — Тянь-Шань — Каракол (Пржевальск) — Бишкек

Бишкек — Чолпон- Ата 

Поездка в Киргизию на озеро Иссык-Куль родилась от мысли, а почему летом всегда нужно ехать на море?

Сказано-сделано, на следующее лето мы (мама, я и племянница Нина) отправились на Иссык-Куль.

Край известный в советское время, сегодня почти забытый и неведомый многим. Страна, действительно, не может похвастаться крупными развлекательными центрами, но это с лихвой покрывается красотой природы.

Так как отдых на озере, да еще и в Киргизии на любителя, то сталкиваешься с тем, что почти нет информации по местам отдыха и как добираться до места. Я не стала искать приключений и выбрала отдых в наиболее развитом городке на озере – Чолпон-Ата.

Добирались мы сначала на самолете в Бишкек и потом на маршрутке до Чолпон-Аты.

В Киргизии на русском языке говорят хорошо даже дети. Это большой плюс в поездке. Валюта местная называется сом. Покупали ее непосредственно в Бишкеке и Чолпон-Ата, с собой брали доллары.

Прилетели мы часа в 2 или 3 ночи, из аэропорта круглосуточно ходят автобусы до Бишкека. У нас не было местной валюты, но водитель принимал и российские рубли. Довольно быстро нас довезли до автостанции в Бишкеке и подсказали, куда идти дальше.

Автобусы по расписанию до Чолпон-Ата ходят очень редко. Поэтому мы поехали, как и писали бывалые путешественники, на маршрутке. От Бишкека до Чолпон-Ата 240 км.

Она отправляется около 6 утра, до отправления открывается пункт обмена валюты, где мы и поменяли деньги на билеты.

Дорога до Чолпон-Ата с одной стороны мало привлекательная, где степи и пустыня, с другой очень живописная, где появляются горы.

За время пути делали одну остановку.

Мы с Ниной почти всю дорогу спали, когда приехали, солнце уже вовсю припекало, и нам хотелось скорее добраться в гостиницу.

Чолпон-Ата

Чолпон-Ата расположен на высоте около 1500-1800 м над уровнем моря в красивейшем предгорном шлейфе (хребет Кунгей Ала-Тоо). Это место является центральной частью курортной одноименной зоны, включающей в себя два ущелья Чолпон-Ата и Чон-Кой-Суу, а также селение Долинка.

Маршрутка идет дальше Чолпон-Аты, и мы попросили остановиться не на автостанции, от которой идти далековато до центра, а непосредственно в центре. Но все равно мы прошли не той улицей и немного потерялись. Доброжелательные хозяева гостиницы без лишних вопросов приехали и забрали нас с чемоданами.

Пока ехали, хозяин рассказал, что у них гостиница хорошо огорожена и на территории отдельное царство. И это действительно так. Если в городке, попадаются всякие развалины и пустыри, то попадая на территорию гостиницы, попадешь в другой мир.

Кругом чистота и цветы-цветы. Огромные розы разных сортов – это визитная карточка и гостиницы и города.

На территории гостиницы Guest house Weekend (Orozova St, 6, 722123 Чолпон-Ата) несколько двухэтажных зданий с номерами как в гостинице и отдельные домики. Есть на территории баня, бассейн, кухня и ресторан в отдельном здании.

Немного передохнув, мы отправились на озеро. До озера минут 10 ходу. Дорожка к озеру не блистала красотой, да и видами окрестностей, зато можно быстро дойти до озера.

По теплоте озеро, конечно, не море, поэтому мама так и не решилась купаться, а вот мы с Ниной периодически делали заплывы.

Интересный контраст пекло на солнце, горячий песок и холодное озеро, многие так и купались в неглубоких заводях озера.

Красоту озера не передаст ни одна фотография, так же как горы Тянь-Шань, которые видны от озера. Только ради этого стоило приехать сюда.

Пляжи на озере песочные и чистые. Народ в основном собирается, где находятся пансионаты и санатории, построенные еще в советское время. Мы в этот район дошли позже и поняли, что сделали правильный выбор, остановившись в частной гостинице в центре.

После озера мы отправились на обед и отдохнуть пока солнце нещадно печет.

Из истории города

В Чолпон-Ате не наблюдались особенно бурные исторические события. В давние времена здесь (на Великом Шелковом пути) располагалось обычное поселение, город возник лишь после прихода сюда русских. До 1922 г. на этом месте находилось всего лишь 15 дворов и табун конезавода Орюктинского. В 1926 г. все переменилось, сюда был прислан один из энергичных комиссаров армии Буденного Л.Л. Раппопорт, ставший директором конезавода. С его приездом жизнь в городе завертелась. Конезавод уже через 5 лет содержал 10 тыс. коней. С 1938 г. здесь же начал функционировать туберкулезный санаторий для детей, а с 1945 г. его преобразовали в детский оздоровительный профилакторий, и название он получил «Чолпон-Ата». Этот момент и стал началом зарождения города, как всесоюзного оздоровительного курорта.

Источник https://fb.ru/article/340786/gorod-cholpon-ata-kirgiziya-opisanie-otdyih-v-cholpon-ate

Во второй половине дня отправились в музей Рух-Ордо имени Чингиз Айтматова. До него 5 минут от нашей гостиницы.

Рух-Ордо – это своего рода центр города и музей под открытым небом на побережье озера Иссык-Куль. Здесь всегда много людей, работают кафе и много сувенирных лавок.

Вход на территорию платный. Когда мы там оказались, поняли, что это не музей в классическом понимании слова, а своего рода музейный комплекс, который собрал под своей крышей совершенно разные по тематике маленькие музейчики.

Если идти по часовой стрелке как мы пошли, то сначала будет юрта – жилище местных жителей.

Потом прошлись вдоль ограждения, где размещены местные герои.

Там же можно прочитать о разных традициях киргиз, включая Манас. Что значит «Манас» для Киргизии? «Манас» — это стержень киргизской идентичности, и именами его героев здесь называют улицы. «Манас» — это эпос, повествующий о роде богатырей в трёх поколениях: Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, а заодно обо всей степной Азии. Манас родился на Алтае, объединил киргизские племена против Китая, калмыков (джунгар) и уйгуров, привёл киргизов на Тянь-Шань (откуда их когда-то изгнали и рассеяли по свету китайцы), был смертелен ранен, осаждая Пекин. Его сын Семетей превзошёл отца своими подвигами, а в очередной битве тоже пал смертью храбрых… но не умер, а стал бессмертным, и в последней главе эпоса вновь вернулся на киргизскую землю, где ханом был поднят Сейтек, чтобы победить очередного врага и также бесследно уйти до поры до времени. «Манас» — это по сути вольный пересказ реальной истории киргизов, которые действительно пришли сюда из Южной Сибири: его герои воевали не с мифическими монстрами, а с батырами и армиями реально существовавших государств, и в последних главах воины стреляют друг по другу пулями, а одним из врагов является возникшее в 18 веке Кокандское ханство. «Манас» передавался из поколения в поколение, и среди киргизских сказителей особое место занимали манасчи, знавшие его наизусть. Их было немного, редко больше десятка на поколение: «Манас» — ещё и самая длинная в мире поэма, насчитывающая 500 553 строки (чтоб было ясно, 12 шрифтом в word с нулевым интервалом это около 10 тыс. страниц).

Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывно много часов подряд излагать Манас.

Манас — крупнейший киргизский и мировой  эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя— богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

Эпос «Манас» — наследие, оставшееся от прадедов кыргызского народа, национальная гордость, триумф духовной культуры. Это, веками, из поколения в поколение, передававшееся из уст в уста, великое фольклорное произведение в прозе. Потому что, в ней рассказываются история кыргызов на протяжении более 1000 лет, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Этот эпос по объёму является самым большим произведением в мире. К примеру, Саякбай Каралаев знал 500553 строк этого произведения. Сказительство Манаса — это одно из уникальных искусств в мире. Так как, к нему не требуются ни инструменты, ни оркестр. Манасчи сам по себе является актёром, дирижером и исполнителем.

Основная тема «Манаса» — это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.

Семь заповедей Манаса:

  1. Единство и сплоченность нации.
  2. Межнациональное согласие, дружба, сотрудничество.
  3. Национальная честь и патриотизм.
  4. Через кропотливый неустанный труд и знания — к процветанию и благосостоянию.
  5. Гуманизм, великодушие и терпимость.
  6. Гармония с природой.
  7. Укрепление и защита кыргызской государственности.

Любовь к песне, к поэтическому слову — врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.

Картина из «Зала кыргызского искусства и культуры»

Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».

Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества.

Картина из «Зала кыргызского искусства и культуры»

По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.

«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей — манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.

Картина из «Зала кыргызского искусства и культуры»

Самые выдающиеся поэты-манасчи новейшего времени — Сагымбай Орозбаков (1867 -1930) и Саякбай Каралаев(1894-1971). Шесть лет продолжалась запись песен о Манасе со слов Саякбая Каралаева. Принадлежащий Каралаеву вариант «Манаса» содержит более 400 тысяч стихотворных строк.

День эпоса «Манас» в Кыргызстане — 4 декабря. Источник http://manas.su/o-kyrgystane/manas

На территории музея находятся интересные религиозные объекты, может быть в память о заповедях Манаса. Как описать эти здания я не знаю, внешне они белые и напоминают часовни.

Внутри находятся объекты, связанные с той или иной религией: православие,

католичество,

иудаизм,

буддизм,

мусульманство.

Это, если я правильно понимаю, местная «часовня».

На территории много скульптур.

Еще интересный на территории Рух-Ордо «Зал кыргызского искусства и культуры». Здесь можно увидеть картины

вышивку

народные костюмы и головные уборы

изделия из дерева

Но самое замечательное в этом музее – это выход к озеру и вид от него на горы Тянь-Шань.

Около озера находится «Сокровищница Знаний».

Уже на выходе находится «Дом-музей Ч.Айтматова».

В нем проводятся различные конференции и находятся литературные произведения Айтматова на разных языках.

Сайт Рух-Ордо.

Озеро в пасмурную погоду

Следующий день начался с похода на озеро, чтобы принять утренние ванны.

После обеда отправились в путешествие по озеру.

Красоту ярко синего озера в обрамлении гор невозможно передать.

Озеро расположено на 1,6 км высоте в замкнутой межгорной котловине между двух горных хребтов горной системы Тянь-Шань: Кюнгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо.

Вид на город со стороны озера

По словам астронавтов, водоем похож на большой голубой глаз человека. Особенностью озера является факт, что даже зимой оно не замерзает. Собственно, данный нюанс и способствовал появлению названия Иссык-Куль. В переводе с киргизского означает «горячее озеро».

Озеро является бессточным, но в него впадает около 80 сравнительно небольших притоков рек. С западной части озера проходит река Чу, которая является одной из самых крупных, впадающих в озеро рек. Иссык-Куль занимает 19 место по площади и 6 место по глубине в мире. Зеркало озера занимает площадь около 6200 км2, с длиной береговой линии 688 км. Максимальная глубина озера составляет 668 м (только Байкал и Каспий имеют большие глубины), а средняя – 300, причем глубина озера постоянно меняется с циклом около 10 лет. Протяженность озера составляет 180 км, а максимальная ширина достигает 70 (занимает второе место в мире среди высокогорных водоемов после озера Титикака в Южной Америке). Водоем имеет четыре залива под названиями Тюпский, Покровский, Рыбачий и залив Пржевальского.

Акватория озера Иссык Куль в Киргизии является самой впечатляющей среди всех высокогорных озер с соленой воде. По размерам оно немного уступает Каспийскому морю, а по прозрачности воды может сравниться с озером Севан.

Водоем находится в живописном уголке с неземной красотой. Он спрятан среди зеркальных ледниковых поверхностей и окружен величественными горными пиками. В зависимости от того, как падает свет, озеро может переливаться темно-синими и нежно-лазоревыми оттенками. Первым европейским путешественником, который посетил эти места, был Семенов-Тян-Шанский. Он сравнил Иссык-Куль с Женевским озером. Понравилось здесь и Пржевальскому.

Озеро входит в состав биосферного заповедника. Он был основан в 1948 г., а в 1991 его включили в фонд ЮНЕСКО. Заповедник охватывает 2 км береговую линию и всю акваторию водоема.

Не скажу на каком расстояние мы были от берега, когда катер сделал остановку и всем, кто умеет плавать, предложили искупаться, но только в жилете.

Мы не смогли упустить этот шанс, и оказались в воде первыми.

Глубина под нами около 120 м.

История происхождения озера

Высокогорное озеро с особым климатом и отличающееся необыкновенной красотой является предметов особой гордости Киргизии. Его воспевали в песнях и долгое время обожествляли. Об этом месте издревле складывались легенды, которые обосновывали происхождение озера Иссык-Куль. К этому вопросу обращались также ученые.

Ученые тоже пытались определить, как появилось высоко в горах крупное водохранилище, но им это не удалось.

Подлинно известно, что некогда высоко в горах был построен город. Он существовал еще за пять веков до появления Иисуса Христа. В XVI в. населенный пункт был затоплен. Впервые об Иссык-Куле стало известно из китайских летописей, которые датируются II в. до н. э. В них озеро называют Же-Хай, что дословно переводится «теплое море». Оно и вправду является теплым и никогда не замерзает.

Исторических упоминаний об озере довольно много, например появление Тамерлана в этой местности в конце XIII века или упоминание Иси-Куль в анонимном произведении «Границы мира с востока на запад» написанное около X в. на Таджикском языке. Полноценные исследования этой местности начались лишь в XVIII в., до этого упоминаются только заметки путешественников.

В XIX в. П.П. Семенов-Тянь-Шанский проявил интерес к данной местности, увидев карту XIV в. На ней был изображен город и отмечен несторианский монастырь. В поездке к озеру он обнаружил остатки строений, которые были хорошо видны через прозрачные, как слеза ребенка, воды. Н.М. Пржевальский настолько был восхищен красотой горной жемчужины и ее уединенностью, что распорядился похоронить себя именно здесь, прямо на берегу.

Точное изображение озера на карте появилось в 1864 г., благодаря ученому Александру Федоровичу Голубеву, который смог рассчитать все координаты, потратив на это 5 лет.

На дне этого озера периодически находят остатки жилых строений, предметы быта, орудия труда, элементы водопровода, человеческие останки и их домашних животных. В XIX в. эти места изучали русские учёные Г.А. Колпаковский, В.В. Бартольд. И П.П. Иванов. Последний из них являлся членом академии наук Киргизии и изучал наличие острова в озере времён Тамерлана. Он обнаружил, что в 200 м от берега, на глубине нескольких метров находится каменное купольное сооружение, рядом с которым стояли огромные конусы непонятного назначения. Этот факт является частью армянской легенды, которая гласила, что с северной стороны озера находился армянский монастырь, в котором были святые мощи апостола Матфея.

Известно, что на этом озере проводились испытания вооружения ВМФ РФ и даже авиаконструктор О.К. Антонов проводил испытания самолёта Ан-10, задачей которого являлось возможность посадки тяжёлого самолёта на грунтовую поверхность в особом климате. Ведь климат озера Иссык-Куль действительно является особенным, он сочетает в себе степной, морской, горный и ледниковый климат.

В 2006 г. группа ученых и аквалангистов обследовала дно озера. Это была научная работа, организованная силами совместного с Россией Славянского университета. Возглавил ее Владимир Плоских, являющийся вице-президентом Академии наук страны. Во время погружений были найдены предметы, свидетельствующие о времени гибели города, а также различные постройки. В настоящее время все находки хранятся в музее, а слиток золота, служивший мерой оплаты, хранится в банке Киргизии.

Тайна озера Иссык-Куль еще долго будет будоражить умы ученных и кладоискателей, а на его дне сохраняться следы неизвестной цивилизации, насчитывающей 2,5 тысячи лет.

***

Возвращение в город.

Вечером ездили отдохнуть в горячие термальные источники, которые расположены около Чолпон-Ата.

Розы около гостиницы

Горы Тянь-Шань

Третий день был посвящен экскурсии по горам Тянь-Шань. За один день посетили ущелье Семеновское и Григорьевское.

Нам очень повезло, что не было дождей, иначе бы мы не проехали наверх даже на джипах, это сложно и опасно из-за оползней.

Для того, чтобы насладиться природой и пофотографировать, нас на отдельных участках высаживали, и мы шли пешком.

В горах сохранились традиции проживания в юртах и выпасы животных в долинах.

Семеновское ущелье находится на северном берегу Иссык-Куля в 40 км от города Чолпон-Ата. Его протяженность составляет около 30 км.

Семёновское ущелье в честь одного из первых исследователей этих мест — русского ученого — географа, который занимался изучением Тянь-Шаня, П. П. Семенова-Тянь-Шанского (50- 60 гг. XIX в.). Так он когда-то написал в своем дневнике: «С юга весь этот синий бассейн Иссык-Куля был замкнут непрерывной цепью снежных исполинов. Тянь-Шань казался крутой стеной. Снежные вершины, которыми он был увенчан, образовали нигде не прерывающуюся цепь, а так как белоснежные основания их, за дальностью расстояния на юго-западе, скрывались за горизонтом, то снежные вершины казались прямо выходящими из темно-синих вод озера».

Известная своим бурным течением горная река Ак-Суу, протекает по дну этого ущелья. Все реки берут свое начало высоко в горах в ледниках. Она славится чистотой и прозрачностью ледниковой воды. Первая прогулка пешком была как раз вдоль реки.

Следующая остановка у горного озера, местные жители говорят, что оно является святым. По легенде это озеро образовалось в результате землетрясения. Прежде на этом месте было место для молитв. Глубина этого озера составляет около 20 метров, вода прозрачная с голубоватым оттенком, температура воды примерно 5 градусов, на озере можно увидеть плавающих диких уток.

Купаться я не стала, а вот пройтись босиком не отказалась, вода настолько холодная, что сводит ноги.

От озера поднялась немного наверх к елям. Склоны этого ущелья покрыты вековыми и величественными Тянь-Шанскими елями.

Зона елового леса начинается сразу от устья долины. Особенно живописны левые склоны, на которых располагаются густые заросли кустарников: облепиха, шиповник, барбарис, жимолость, смородина. Природа сохранила тут свою первозданность, и ни время, ни человек не властен над ней. В весенний и летний периоды чистый горный воздух наполнен ароматами высокогорных трав.

От озера поднялись еще выше, отдохнули около огромного камня, прогулялись по траве.

Дорога к ущелью Григорьевскому.

Проезжая к ущелью на одной из долин увидели постройки, сделанные для Всемирных игр номадов (кочевников).

Ущелье Григорьевское (местное название – Чон Ак-Су) уходит вверх поднимаясь к горному хребту Кунгей Ала-Тоо, который является естественной природной границей между двумя республиками – Кыргызстаном и Казахстаном. Начинаясь в нижней своей части перпендикулярно побережью Иссык-Куля, поднимаясь выше, ущелье плавно уходит на запад и дальше тянется между отрогом Кум-Бель и основным хребтом, практически вдоль береговой линии, параллельно ей.

Протяженность   Григорьевского ущелья около 35 км; по дну течёт горная быстрая река. Склоны ущелья очень живописны.

Мы остановились снова у озера, где я смогла подняться наверх. Если смотреть на елки сверху, то как будто они поставлены кем-то. И, конечно, впечатляют снежные вершины.

На обратной дороге остановились, где узкое ущелье расступается, переходя постепенно в долину альпийских лугов (высота 2200-2500 над уровнем моря).

Останавливаемся у реки на обед.

Обедали в юрте, после обеда успела еще заглянуть на водопад рядом.

Про горы Тянь-Шань можно почитать в книге у Петра Петровича Тянь-Шанского (1827-1914) «Путешествие в Тянь-Шань».

Из вступительной статьи о книге: П.П. Семенов проник вглубь загадочной для его современников горной страны Тянь-Шань. Он начертил схему хребтов Тянь-Шаня, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сырдарьи, увидел горную группу Тенгри-Таг и величественную пирамиду Хан-Тенгри, достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри-Таг. Исследователь установил отсутствие на Тянь-Шане современного вулканизма, который предполагался Гумбольдтом, доказал, что вечные снега лежат на Тянь-Шане на очень большой высоте, установил вертикальные природные пояса Тянь-Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений.

Книга