Южная Африка


Кейптаун

январь 2016 г.

ЮАР была из тех стран, в которую давно собиралась, но все время переносила поездку, по той или иной причине.

Я думаю не одна такая, кого притягивает Африка. Если смотреть по странам, то не было желания посетить Северную и Центральную Африку. А вот мысли о Кейптауне в ЮАР возникали периодически. Так как немногие туда добирались и сейчас, то и про ЮАР по-прежнему ходит много всяких басней и страшилок. При этом это одна из самых благополучных стран Африки и в нее не требуется прививка. В 2016 году делала визу, а с 2017 года для въезда в страну виза для россиян не требуется.

Лететь в ЮАР можно в Кейптаун или Йоханнесбург. Первый город законодательная столица страны, второй – экономическая. Конечно, красивейший город, который стоит посетить – это Кейптаун. В Йоханнесбург не очень хотела, но было время и я решила туда добраться на туристическом поезде Голубой Поезд (Blue Train). Этот поезд ходит 2 раза в неделю и связывает Кейптаун, Йоханнесбург и Преторию (административная столица ЮАР). По вторникам и субботам он отправляется из Кейптауна и прибывает на конечную станцию в Йоханнесбург на следующий день через 26 часов путешествия. За время путешествия за окном разворачиваются неповторимые пейзажи Южной Африки.

Всего на поездку у меня было 2 недели, по неделе в каждом городе. Что же сподвигло меня на поездку окончательно? Осенью 2015 г. в Африку на мотоциклах через Европу поехали Юра и Илья, члены мотоклуба «Ночные Волки». Мы поговорили про маршрут, и выяснилось, что в январе они будут в Кейптауне, всего в стране проведут 2 недели. Тогда я и решила поехать в ЮАР в январе. Ребята тоже были не против. Если бы я поехала в итоге одна, то не смогла бы столько посмотреть, сколько посмотрела с ребятами.

Итак, ребята отправились в Африку по суше. А я купила билеты на самолет до Кейптауна и обратно из Йоханнесбурга и отправилась туда по небу. В московский аэропорт меня отвез Андрей из Ночных Волков, так как нужно было передать необходимые вещи и запчасти для ребят.

Летела Катарскими авиалиниями, очень удобные самолеты для дальних рейсов. Ранее летала на них в Индию. На пересадку в Дохе было мало времени, но благо я помнила аэропорт и быстро нашла нужный мне выход.

До Кейптауна из Дохи лететь около 10 часов. По прилету сразу встречает экзотика, но пока бутафорская.В аэропорту меня встретили ребята, а я на радостях, что прилетела, чуть не пробежала мимо них. Потом поехали в отель, причем случилась небольшая накладка. Отель, который я забронировала по одной цене, выставил цену выше, и ребята пока были в Кейпе и ждали меня, нашли другой.

Территория у отеля большая и ухоженная, номера чистые и вкусные завтраки. Вот только персонал оставляет желать лучшего, а может это мы не поняли местного колорита. Для решения одного вопроса собирается весь отель и начинается «конференция». В итоге в первый день после такой конференции мне нашли отдельный большой 2-хместный номер, который по цене оказался дешевле, чем маленький 2-хместный у ребят.

Вид на территорию отеля из моего номера

Оставив вещи в номере и быстро переодевшись, спустилась вниз, чтобы отправится на мыс Доброй Надежды, где можно увидеть пингвинов, как мы думали.

Территория отеля

Мыс Доброй Надежды

По дороге на мыс очень чувствуются перепады температур. Проезжая отдельные участки, дул такой холодный ветер, что хотелось одеть куртку. В остальном всюду чувствовалось, что в ЮАР лето, солнце пекло нещадно.

Чтобы попасть на мыс к маяку нужно ехать к центральному входу в парк «Cape Point», там купить билет и на фуникулере проехать наверх.

Что мы и сделали, только к маяку не пошли, а прошлись по территории парка, чтобы полюбоваться обрывистыми горами и океаном.

Чем выше поднимаешься, тем пронзительней вид на океан и сильнее ветер.

С одной стороны скала такая острая и неприступная, что ее жителями могут быть только чайки.

Обратно спускались пешком.

Дорога на маяк

Трудно было не заметить растения-кустарники, которые от сильного ветра росли почти горизонтально земле.

Но даже в таких суровых условия природа цветет и радует глаз.

На всей территории парка было написано «остерегайтесь бабуинов».

Правда меня на выходе больше напугал неопознанный объект в горшке, который издалека кажется чудищем морским, а вблизи все-навсего кактус.

Кстати, из живности только бабуинов и видели, да еще страусов на подъезде к парку, а вот пингвинов в парке нет.

Из верхнего парка спустились на мотоциклах к океану.

Удивительное сочетание океан и выжженная земля.

Ребята периодически смеялись надо мной, что мне все надо сфотографировать. На этой фотографии как раз этот случай.

Возвращаясь в город, не смогли не остановиться у бирюзового океанского залива. В океане я не купалась, ребята сказали, что он холодный. Я им охотно поверила, потому что ветер был сильный и холодный.

Перед отправлением в город сделали остановку около въезда в парк, где наблюдают за приходом китов. С июня по октябрь на побережье ЮАР сезон наблюдения за китами. В это время южные гладкие киты, горбатые киты, полосатики Брайда и другие приплывают к южному побережью Африки для спаривания и выведения потомства.

Возвращаясь в город, понимали, что миссия первого дня в Кейпе была не выполнена, и мы отправились дальше на поиски пингвинов. Уже в черте города нам подсказали, где можно их найти. Вот уж, правда, непредсказуемый финал дня. Уехать искать пингвинов за городом, а найти их в городе. Это, кстати, один из стереотипов о Кейптауне, будто бы пингвины живут на мысе.

А все местные знают, что есть небольшой залив в городе, который специально огорожен, чтобы пингвины могли здесь чувствовать себя в безопасности.

Африканские пингвины очень маленькие.

Близко к себе они не подпускают, но поговорить с ними можно, потом они припускают к воде, в которой, как мне кажется, чувствуют себя гораздо комфортней, чем на суше.

Африканский пингвин — один из крупнейших представителей своего рода. На языке латыни он известен как Spheniscus demersus. Также нередко его называют ослиным, черноногим и очковым пингвином. Птицы имеют весьма крупные размеры. Их рост может достигать 70 см, при этом масса тела бывает в пределах 3-5 кг. Внешний вид практически ничем не отличается от ближайших сородичей: спина окрашена в черный цвет, а грудка в белый.

Нынче дела обстоят весьма плачевно, пингвины в Африке оказались на грани исчезновения. По оценкам 2015 года, численность птиц составляет от 140 до 180 тыс. особей. На сегодняшний день эти пингвины находятся под охраной, они занесены в Красную книгу Южно-Африканской Республики. Самый большой вред пингвинам Африки причинили именно люди. Они не только использовали яйца птиц в пищу, но и разрушали привычную для них среду обитания.

Интересные факты об африканских пингвинах:

— Пингвинов, живущих на побережье Южной Африки, можно назвать домоседами. Они не ведут кочевой образ жизни, как их некоторые сородичи, а предпочитают оставаться на местах, которые они облюбовали.

— Крик этой птицы очень похож на звуки, издаваемые ослом, поэтому их нередко называют ослиными пингвинами.

— Пингвины поистине рекордсмены. Они способны нырять на 100-м глубину, разгоняться в воде до 20 км/ч и даже задержать дыхание на несколько минут.

Удовлетворив свое любопытство по изучению пингвинов, зашли в ресторанчик рядом, чтобы поужинать.

Миссия на сегодня была исполнена. Пингвины найдены.

Вдали ресторанчик на берегу океана

Крепость Доброй Надежды

Второй день мы провели в городе.

Сначала отправились в крепость Доброй Надежды, иногда пишут замок, что не соответствует действительности. Это в чистом виде оборонительное сооружение без каких-либо дворцов-замков.

От нашей гостиницы до крепости минут 15-20 ходу. Да и потом мы везде ходили пешком. Устали, но посмотрели полноценней город.

В январе в Африке лето, мы, конечно, это знали, но гуляя по Кейптауну, прочувствовали сполна изнуряющую жару города.

Крепость можно узнать по стене со рвом.

Стена крепости выполнена из камня и представляет собой форму звезды, как мы увидели позже на фото в музее, сверху стены и в отверстиях уровнем ниже находились пушки.

Внутри крепости ничего нет.

С внутренней стороны стены находятся жилые дома и складские помещения. Что-то переоборудовано в сувенирную лавку, что-то в музей.

В музей мы и отправились. В музей представлены предметы быта европейцев, картины схваток европейцев с местными при завоевании Африки, оружие, награды, обмундирование обеих сторон.

Если коснуться древней истории этой земли, то мы узнаем, что автохтонным населением ЮАР считаются кой-коин (готтентоты) и сан (бушмены). В XI в. на территорию ЮАР мигрировали банту.

Европейскую историю на этой земле принято отсчитывать с XIV-XVвв. Португальские мореплаватели, на пути к берегам Индии регулярно посещали побережье Южной Африки. Так в 1487 году португальская экспедиция под началом Бартоломеу Диаша обогнула мыс Доброй Надежды и достигла устья р. Грейт-Фиш, но в Южной Африке португальцы не закрепились.

Голландская Ост-Индская компания, захватившая в свои руки всю торговлю пряностями в Юго-Восточной Азии, в XV в. начала планомерное освоение района мыса Доброй Надежды как удобного перевалочного пункта на пути своих кораблей в Индию и Юго-Восточную Африку.

Колонизация и письменная история Южной Африки началась 6 апреля 1652 года, когда Ян ван Рибек от имени Голландской Ост-Индской Компании основал на мысе Штормов, позднее получившем название Доброй Надежды (ныне Кейптаун), станцию и форт (помня о трагической судьбе португальского вице-короля Франсишку де Алмейда, убитого недалеко от этого места готтентотами), позже крепость перенесут и назовут «Крепость Доброй Надежды», для мелкого ремонта кораблей, снабжения их провизией и водой. Станция стала плацдармом вооруженной экспансии на земли, принадлежавшие африканским племенам. В 1652 г. Нидерландская Ост-Индская компания основала на южном побережье Африки Капскую колонию. Капская колония была первым заморским владением Соединённых провинций Нидерландов в Южной Африке и оказалась одним из наиболее успешных среди всех голландских переселенческих проектов.

Голландские колонизаторы стали расширять ее пределы путем вооруженного захвата земли, принадлежавшей коренному населению – бушменам, готтентотам, банту.

Позднее почти все земли готтентотов оказались во владении голландских белых поселенцев, которые стали называться бурами или африканерами, создавшими свою особую культуру и язык африкаанс – смесь местных диалектов и голландского языка.

Процесс вытеснения африканцев с их исконных земель стал еще более активным с конца XV в., когда началась Достаточно широкая по тем временам иммиграция из Европы, вызванная отменой Нантского эдикта (1685). В 1688 г. французские протестанты (гугеноты) по договоренности и с Ост-Индской компанией несколькими группами иммигрировали в Южную Африку и уже в течение жизни одного поколения слились с основной массой местного бурского населения. Именно они стали ядром будущей национально-политический общности–африканеров–со своим языком, который сложился в результате смешения различных староголландских диалектов, контактировавших с другими близкородственными языками, в частности с немецким и английским.

Продвижение бурских колонистов вглубь континента сопровождалось неизбежными столкновениями с населявшими эти территории африканскими племенами. В XV в. это были в основном готтентотские племена. Наиболее ожесточенное сопротивление колонизаторам оказывало племя кочоква, обитавшее к северу от Капстада. В 70-х годах XV в. начались столкновения с народами банту, после того как территория Капской колонии была расширена к востоку и подошла к границам коса. Вооруженное сопротивление коса бурским, а затем и английским колонизаторам, ведшим так называемые «кафрские войны», длилось почти целое столетие. Хотя отдельные племена коса враждовали друг с другом, тем не менее они оказались в состоянии на время остановить продвижение буров-колонистов. Появление новых завоевателей – англичан – осложнило положение коса.

В 1652 г. произошла первая англо-голландская война. В 1654 г. голландцы проиграли. Для того чтобы сохранить своё влияние в Азии и не допустить английские торговые суда в Индийский океан, голландцами было принято решение превратить Каапстад в мощную крепость, способную контролировать морской путь вдоль мыса Доброй Надежды.

В начале XVIIIв. это мирное существование было нарушено растущими аппетитами колонистов, начавших самовольно вытеснять африканцев с их земель применяя силу, несмотря на строжайший запрет компании притеснять туземные народы и наносить им какой-либо ущерб. К 1730 г. колонисты окончательно вытеснили коренные племена в глубинные районы Южной Африки, благодаря чему, территория Капской колонии за 30-летний период продвижения на восток, увеличилась почти в 10 раз.

Войны между колонистами и местным населением проходили регулярно. В 1795г. французские революционные войска оккупировали Голландию, свергли власть штатгальтеров и превратили её в Батавскую республику. В том же году, обанкротилась и фактически прекратила своё существование Голландская Ост-Индская Компания. Воспользовавшись моментом, территорию «ничейной” Капской колонии захватили англичане, под благовидным предлогом защиты своих владений в Индии от агрессии Франции. Но уже в 1802г. британцы были вынуждены вернуть её Голландии, что стало одним из условий Амьенского мира. Однако в условиях непрекращающихся Наполеоновских войн в Европе, Англия снова аннексировала колонию в 1806 г. и в этот раз уже не собиралась её покидать, уж больно ценным было это приобретение. Британская дипломатия использовала всё своё влияние, а казначейство, не считалось ни с какими расходами, для того, чтобы сохранить южноафриканские земли в составе своих владений. В 1815г. Венский конгресс удовлетворил притязания Великобритании на Капскую колонию, в том же году окончательно оказавшуюся под британским протекторатом.

В 30-х и 40-х годах XIX в. многие буры, теснимые англичанами, покинули Капскую колонию и устремились в сопредельную с нею огромную территорию, расположенную между реками Оранжевой, Ваалем и Лимпопо. Захватывая эти земли, буры вели вооруженную борьбу против англичан, стремившихся колонизировать территории современного Наталя и междуречья Оранжевая – Вааль, а также против африканцев оказывавших ожесточенное сопротивление английским и бурским колонизаторам.

В 1852г. Англия подписала с бурами Сандриверскую конвенцию, признав независимость буров, захвативших территорию к северу от р. Вааль. Два года спустя в Блумфонтейне была подписана англо-бурская конвенция, по которой Англия признала независимость буров, колонизировавших земли между реками Оранжевой и Ваалем. Последовало создание бурскими колонизаторами двух республик – Оранжевого свободного государства (или Оранжевой Республики) в 1854 г. и Южно-Африканской Республики (или Республики Трансвааль) в 1856 г.

«Англизация», проводившаяся в Капской колонии после ее перехода под власть Великобритании и сопровождавшаяся различными притеснениями буров и ограничением их прав, а также продиктованная политическими и экономическими причинами отмена английским парламентом рабства, на котором основывалось хозяйство бурских колонистов, привели к тому, что с начала 30-х гг. они начали переселяться из Капской колонии в свободные от английского управления центральные и восточные районы Южной Африки.

В 1836 г. начался так называемый Великий трек–переселение буров под руководством Питера Ретифа. Свыше 5 тыс. буров–мужчин, женщин, детей–пересекли р. Оранжевая и докинули пределы Капской колонии. К 1845 г. численность переселенцев возросла до 45 тыс.

Миновав территорию между реками Оранжевая и Вааль и перейдя через Драконовы горы, группа треккеров вторглась на земли зулу в Северо-Западном Натале.

В 50-х годах произошло объединение большинства бурских поселений за реками Вааль и Оранжевая. Англичане, до поры до времени не претендовавшие на эти территории, подписали в 1854г. Блумфонтейнскую конвенцию, признавшую независимость буров, осевших в районе р. Оранжевая и создавших там Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая Республика). В 1856г. по Сандриверской конвенции англичанами была признана и другая бурская республика – Южно-Африканская (Республика Трансвааль).

Обе бурские республики продолжали практику использования полурабского труда местных африканских племен, в их конституциях было откровенно декларировано расовое неравенство, треккеры продолжали захватывать все больше земель, оттесняя африканские племена на засушливые, малоплодородные территории. Конец 50-х-60-е годы XX в. ознаменовались войной между бурами Оранжевой Республики и басуто. Военные действия, начавшиеся в 1858г., с перерывами продолжались целое десятилетие. Во главе объединения племен стоял способный и энергичный вождь из племени баквена Мошеш. В течение многих лет Мошеш с успехом отражал попытки буров завладеть богатыми пастбищами Басутоленда. Лишь вмешательство Англии на стороне буров вынудило его капитулировать. Но Басутоленд достался не бурам: в 1868г. он был объявлен английским протекторатом.

Обладание столь ценными минералами, определило судьбу этого народа, в 1873г. наступление в их земли возобновилось, но окончательно захватить их британцам удалось только в 1879 г. Параллельно с этим, в результате десятой Кафрской войны 1877-1879 гг. им удалось захватить последние земли коса, а после тяжелейшей войны с зулу, стоившей им огромных потерь, в 1879г. Великобритания объединила под своей властью почти всю Южную Африку.

После этого, единственным препятствием для продвижения дальше на север, в области богатые золотом и алмазами, оставались только бурские республики. Они, к тому же, снабжали непокорные африканские племена огнестрельным оружием, что в значительной степени усложняло задачу для британских колонизаторов. Первая попытка аннексии их территорий была предпринята в 1880 г., но в результате вспыхнувшей вслед за этим Первой англо-бурской войны 1880-1881 гг. англичане потерпели поражение.

В 1899г. началась Вторая англо-бурская война. Британцы проиграли.

В начале 1900 г. в Южную Африку со всех доминионов необъятной Британской империи, начали широкомасштабную переброску войск. Доведя их общую численность свыше 100000 человек.

К 1903г. Великобритания завершила завоевание Южной Африки, территория подконтрольная империи к этому времени выходила далеко за пределы Капской колонии и включала в себя Ботсвану, Зимбабве, Замбию и Малави, ставшими отдельными колониями. Сама же Капская колония в 1910 г. была реорганизована и стала ядром Южно-Африканского Союза. С 1961 г., после обретения независимости, является территорией ЮАР.

Из музея поднялись на крышу, откуда можно посмотреть на окрестности Кейптауна.

Ровно в полдень в крепости проходит «почетный караул» и стреляют из пушки.

Из крепости отправились на Набережную Виктории и Альфреда. На набережную шли через город и порт.

Прежде чем пройти на кораблик, зашли в «краеведческий» музей, в котором можно снова увидеть виды крепости и животный мир страны.

Здесь принц Альфред в 1860 году начал строительство порта, и первая гавань была названа в его честь, а вторая в честь его матери, королевы Виктории. В настоящее время это облагороженная набережная со всевозможными центрами досуга. Здесь множество ресторанов и кафе, офисов, магазинчиков. Вся территория викторианской гавани была полностью восстановлена в начале 1990-х гг. Исторические здания стоят вдоль береговой дорожки плечом к плечу с современными торговыми центрами, музеями и кинотеатрами, выполненными в том же стиле.

В одной из кафешек мы сели отдохнуть и выпить прохладительных напитков, а потом пошли узнать о времени морских прогулок, чтобы посмотреть морских котиков, а может и тюленей (не могу их различить) и Столовую гору. Пришли вовремя, подождали минут 5-10 и отправились на морскую прогулку. Хотя, если честно, назвать это морской прогулкой можно с трудом. По факту это прогулка на катере по кругу небольшого залива в порту. Из животных мы увидели только тюленей. Они грелись в шинах и резвились в море.

После прогулки заглянули в булочную, дошли до Нобелевской площади.

Нобелевская площадь — общественная площадь в районе набережной Виктории и Альфреда. Она открылась в декабре 2005 года и включает в себя скульптуры четырех лауреатов Нобелевской премии мира страны, Альберта Лутули, Десмонда Туту, Ф. В. де Клерка и Нельсона Манделы.

С площади отправились на поиски местного рынка, чтобы купить сувениры.

Немного поплутали, а потом улочками и проулочками вышли наконец-то на рынок.

Католическая церковь

Католическая церковь

Я на него шла, чтобы купить украшений, их было много, но не то, что я хотела и ожидала, в итоге купила одно колье – материк Африка.

На рынке много местной экзотики и масок, но я такие вещи не покупаю, неизвестно откуда они привезены и для чего используются.

А вот эта картина заставила меня застыть на месте.                                    

После нескольких кругов по рынку, решили вернуться в гостиницу. Обратно шли уже другими улицами, где познакомились не только с архитектурой, но и местными скульптурами.

Как писала в истории про возникновение крепости, город возник вокруг форта благодаря поиску в XV веке нового торгового пути из Европы в Индию. Перевозки Восточных пряностей (специи, корица, индийское кари, перец), жемчуга, шёлка  заставили мореплавателей и торговцев Европы основать в Южной Африке первое поселение Кейптаун, как раз расположенного на середине морского торгового пути, длившегося целых 12 месяцев.

Название Кейптаун (Cape Town) переводится как «мыс-город», на краю Мыса Доброй Надежды. До сих пор встречается старо-голландское произношение — Каапштад (Kaapstad). Город вырос на берегу Столовой Бухты (Table Bay), омывающийся водами Атлантического океана. Сегодня в Кейптауне проживает более четырех миллионов человек.

Вид на центральную площадь с железнодорожного моста

На центральной площади происходили самые значимые исторические события в истории ЮАР. Площадь вместе с Замком Доброй Надежды и городской ратушей создает колоритный архитектурный ансамбль.

В начале XIX в., площадь стала местом еженедельных аукционов, проводившихся по средам и субботам. С тех пор ярмарки на центральной площади являются неотъемлемой традицией города.

В 1879 г. размеры площади уменьшились из-за строительства железнодорожной станции.

На площади отмечались ежегодные празднования дня рождения королевы Виктории, конец англо-бурской войны в 1902 г., появление союза Южной Африки в 1910 г.

Памятник Роберту Фалькону Скотту (1868-1912) — английский исследователь Антарктиды, моряк, капитан I ранга, национальный герой Великобритании.  В 1901-1904 годах руководитель экспедиции, открывшей полуостров Эдуарда VII. В 1911-1912 гг. руководитель экспедиции «Терра Нова», достигшей 18.01.1912 Южного полюса. Она закончилась трагически: ценой неимоверных страданий и усилий Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса 17 января 1912 г., на 33 дня позже Р. Амундсена. Из-за нервного потрясения, крайнего утомления и нехватки продуктов, от холода и кислородного голодания все скончались: сначала двое (один за другим), а в 264 км от главной базы — остальные. Скотт умер последним; предсмертная просьба позаботиться о его родных и близких погибших товарищей была выполнена.

Памятник королю Эдуарду VII (9 ноября 1841, Букингемский дворец, Лондон — 6 мая 1910, там же) — король Великобритании и Ирландии, император Индии c 22 января 1901, австрийский фельдмаршал (1 мая 1904), первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии.

Южно-Африканская Республика — многоконфессиональная страна, поэтому в Кейптауне много храмов, церквей, соборов. Вот один из самых известных Георгиевский собор — по факту он был христианским центром борьбы с апартеидом.

Это Англиканский собор в Кейптауне и резиденция архиепископа Кейптауна. Собор Святого Георгия является одновременно митрополией Англиканской церкви Южной Африки и Конгрегацией в епархии Кейптауна.

Колониальное правительство пожертвовало участок земли в нижнем конце садов Голландской Ост-Индской компании на углу правительственной авеню и Уэйл-стрит, и епископ освятил эту землю. Первый камень в фундамент был заложен губернатором сэром Лоури Коулом в День Святого Георгия 23 апреля 1830 года, и тогда же Эрсте Берг Дварз-Стрит была переименована в Сент-Джордж-стрит. Церковь была построена по чертежам архитектора Джона Скирроу на основе неогреческой церкви Святого Панкрата в Лондоне. 21 декабря 1834 года эта церковь Святого Георгия открылась для богослужений.

Новый собор был спроектирован сэром Гербертом Бейкером, и первые камни фундамента были заложены в 1901 году. Собор заменил недостроенную ранее церковь, которая была первоначально построена на этом месте.

Самым удивительным для нас в этом соборе стал джазовый ресторан в крипте собора. Мы зашли посмотреть и, не поняв кощунства, ушли.

Сафари

Третий день мы посвятили поездке на сафари. До предполагаемого места встречи с дикими животными мы добирались на мотоциклах из Кейптауна.

Дорогой мне больше всего запомнились запахи, а точнее запах эвкалиптовых деревьев.

Эвкалипт — это вечнозеленое дерево семейства камедоносных, которое является самым высоким лиственным деревом на земле. Благодаря своим полезным свойствам растение нашло широкое применение в медицине. Еще в далекие времена австралийские аборигены прикладывали его листья к ранам, чтобы ускорить их заживление и избежать попадания инфекций. Сейчас большой популярностью пользуется масло эвкалипта, которое получают из листьев и побегов дерева.

Позже при отъезде я специально пошла в местную аптеку, чтобы купить эвкалиптовое эфирное масло. О пользе эвкалиптового масла можно найти много информации в интернете самостоятельно.

А пока вернемся к сафари. Название парка, к сожалению, я не помню.

Но самое главное, что оказалось, это отнюдь не парк с дикими животными на воле, а большой зоопарк.

Хищные животные в нем были отгорожены от других железной сеткой.

Путешествовали по парку мы на специально организованных машинах.

Смогли увидеть слонов,

гепардов,

страусов,

зебр,

жирафов,

антилопу гну,

антилопу,

буйволов.

Природа парка больше похожа на выжженную пустыню.

Обратила внимание на интересный колючий кустарник, который когда зеленый очень мягкий, а по мере высыхания становится жестким и колючим.

Обещанного в «болоте» бегемота не увидели.

После обеда, который был включен в поездку по парку, и небольшого отдыха, поехали обратно.
По пути в Кейптаун сделали небольшую остановку в придорожном кафе. Вот тут природа покорила. Горы, зелень и цветы.
Вот такая огромная герань в Африке растет.

Город Саймонстаун

На четвертый день мы отправились к русским морякам.

Наши соотечественники стали селиться на этом континенте задолго до того, как советский режим приступил к построению социализма в отдельно взятых африканских странах.

Первые сведения о связях России с этой дальней землей восходят к эпохе Петра Великого. После Петра Екатерина II вернулась к океанской экспедиции вокруг Африки. В 1787 г. пять кораблей были подготовлены к плаванию вокруг Африки — с тем, чтобы достичь затем восточных пределов Российской империи, проложить для России этот океанский путь. Осуществить замысел снова не удалось: началась война со Швецией и Турцией. Но русские морские офицеры, проходившие стажировку в британском флоте, уже подолгу бывали в Кейптауне. Среди них и те, кто возглавил потом первое российское кругосветное плавание, — Крузенштерн и Лисянский.

С начала XIX в. российские корабли освоили океанский путь вокруг Африки. Кейптаун и соседний Саймонстаун стали для них привычными стоянками. До 1869 г., до открытия Суэцкого канала, там побывали десятки русских кораблей с грузами для Дальнего Востока и Русской Америки. Но и после открытия Суэцкого канала водная дорога вокруг Африки отнюдь не была забыта.

О том, когда и как на мысе Доброй Надежды стали появляться русские поселенцы, можно только гадать. По переписи 1875 года в Кейптауне числилось 82 выходца из России.

Подробнее на сайте «Россия в красках»

Саймонстаун – небольшой городок в окрестностях Кейптауна. Есть в этом городе военно-морская база ЮАР. В прежние времена на эту базу заходили русские корабли и память о них хранится в этом городе.

Вместе с сотрудниками российского генерального консульства в Кейптауне мы отправились на старое городское кладбище Саймонстауна — Seaforth Old Burying Ground.

Здесь сохранились две могилы российских моряков. В 1865 г. в этом месте были похоронены кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров и матрос Петр Рашев с фрегата «Дмитрий Донской».

В музее Балтийского флота в документах 1865 — 1866 гг. имеются сведения о захороненных в Южной Африке российских моряках. Вот о чем они свидетельствуют: «Осенью 1864 года фрегат «Дмитрий Донской» под командованием капитана 1 ранга Майделя вышел в учебный поход с гардемаринами и кондукторами. Экипаж составлял 673 человека. Корабль совершал плавание из Кронштадта с заходом на острова Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро, Саймонс-бей, остров Святой Елены и обратно в Кронштадт.

Утром 3 января 1865 г. фрегат стал на якорь в Саймонс-бей. Кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров в продолжение всей кампании был всегда в хорошем настроении, веселым, однако вдруг внезапно заболел. Лекарства, которые ему давали, хотя и облегчали страдания, спасти не смогли. Через восемь дней болезни, 11 января 1865 года, он скончался к прискорбию товарищей, привыкших видеть всегда прилежного, исправного по службе скромного молодого человека. Тело покойного было предано земле на кладбище в городе Саймонстаун, куда было отнесено в сопровождении русских матросов, взвода английских солдат и офицеров. На могиле покойного сооружен памятник на деньги, пожертвованные офицерами фрегата и его товарищами  (682 рубля).

В ночь с 22 на 23 января 1865 г. заболел матрос Петр Рашев, который через 18 часов скончался в лазарете».

В мае 1865 г. фрегат «Дмитрий Донской» благополучно вернулся в Кронштадт.

С помощью сотрудников музея военно-морских сил ЮАР и музея истории города установлено, что рядом с могилами Н. Петрова и П. Рашева на кладбище  Seaforth Old Burying Ground имеются более ранние захоронения еще двух российских моряков. К сожалению, надгробия до настоящего времени не сохранилось. Скорее всего, это были простые деревянные кресты. Точное место могил в настоящее время установить невозможно. Записи в регистрационной книге того времени свидетельствуют, что 10 марта 1858 г. здесь был похоронен инженер канонерской лодки «Джигит» Павел Токарев, а 27 апреля 1858 г. – Н. Христаков (без указания чина) с военного транспорта «Николай».

Некоторое время тому назад сотрудники нашего генерального консульства в Кейптауне установили на этом кладбище памятник морякам Русского флота, похороненных в 1809 — 1865 гг. Далеко от родных берегов, на краю африканского континента обрели они последний приют. Чуть ниже следуют имена и фамилии: Егор Ильин, Панкратов, Сила Балушкин, Павел Токарев, Н. Христаков, Юрий Яров, Ефим Петухов, Иосиф Сидоблаз, Данила Фадеев, Афанасий Матвеев, Николай Петров, Петр Рашев.

Пока ребята общались я прошлась по кладбищу.

На надгробиях, как потом мы увидим в музее, много масонских знаков.

Захоронены здесь военные моряки и солдаты.

В целом кладбище уже заброшенное.

В центре города Саймонстаун установлен памятный знак отважному побегу русского императорского шлюпа «Диана» как дань уважения известному русскому мореплавателю и ученому, вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину (1776 – 1831) и русской команде. Надпись на знаке гласит: «3 мая 1808 года Диана под командованием лейтенанта В.М. Головнина была задержана английским флотом в бухте Саймон Бей. Годом позже ночью 28 мая 1809 года якорные цепи были обрублены. Диана бесшумно сдрейфовала из бухты и скрылась».

Это было первое посещение нашими моряками Южной Африки. Шлюп «Диана» под его командованием в июле 1807 г. вышел из Кронштадта в дальний поход к берегам Камчатки. Жестокие штормы в проливе Дрейка не позволили обогнуть мыс Горн и надолго задержали “Диану” у берегов Южной Америки. В. М. Головнин принял решение идти к мысу Доброй Надежды с целью пополнения запасов пресной воды и провизии в Саймонстауне. Капитан шлюпа не знал о том, что к этому времени отношения между Россией и Англией резко обострились.

Шлюп “Диана” зашел в Саймонстаун 3 мая 1808 г. и сразу же был задержан. Судьба корабля и его экипажа зависела от того, какое решение будет принято на самом высоком уровне в Лондоне. Время шло, а конкретных указаний от британского адмиралтейства не поступало. “Диана” продолжала стоять на якоре на рейде Саймонстауна в плотном окружении английских военных кораблей. Тщательно изучив господствующие ветры и погодные условия в бухте Саймон Бэй, В. М. Головнин принял смелое решение о побеге из плена. 28 мая 1809 г., используя плохую видимость и попутный ветер, шлюп снялся с якоря, миновал строй британской эскадры и вышел из бухты. Погоня за “Дианой”, предпринятая застигнутыми врасплох англичанами, окончилась неудачей. Этот эпизод получил в военно-морской истории название “дерзкий побег” и стал сенсационной новостью, широко комментировавшейся в то время во всем мире.

Капитан шлюпа Василий Михайлович Головнин (впоследствии адмирал, начальник департамента морского министерства, член многих научных обществ, член-корреспондент Российской Академии Наук) составил подробное и очень хорошо продуманное описание жизни в Кейптауне и прилегающих к нему местах. Глава его книги «Пребывание на мысе Доброй Надежды» даёт представление не только о быте, хозяйственной и культурной деятельности обитавших там голландцев и англичан, но и об их отношениях друг с другом и с аборигенами. Составил он и подробное руководство для отечественных мореходов, которым придётся бороздить эти воды, — в главе «Нынешнее состояние колонии мыса Доброй Надежды, описание вод, его окружающих, и метеорологические замечания». Книга Головнина издавалась много раз — и в дореволюционной России, и в советской.

Научные труды и отчеты об экспедициях В. М. Головнина переведены на многие языки мира. В его книге «Путешествие российского императорского шлюпа “Диана” из Кронштадта в Камчатку» содержится подробнейшее описание Капской колонии начала XIX века, которое представляет значительный интерес для современных историков. Часть этой книги переведена на английский язык и издана в Кейптауне в 1964 году (V. М. Golovnin. Detained In Simon’s Bay. The Story of the Detention of the Imperial Russian Sloop Diana. Cape Town. Friends of the South African Library. 1964).

В 1853 г. в Саймонстаун заходил знаменитый фрегат “Паллада” под командованием капитана И. С Унковского. На борту корабля находилась дипломатическая миссия вице-адмирала Е. В. Путятина, направленная российским императором на Дальний Восток. Е. В. Путятин вошел в историю тем, что открыл острова Римского-Корсакова, подписал русско-японский договор 1855 г и Тяньцзиньский трактат 1858 г. Во время этой экспедиции адмирала в качестве секретаря сопровождал коллежский асессор Иван Александрович Гончаров, будущий известный русский писатель, автор “Обломова”. В цикле путевых очерков И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада» также содержится подробное описание Капской колонии того времени.

В 1904 г. мимо Кейптауна прошла самая большая на тот момент военная эскадра, когда-либо огибавшая Африканский континент. Среди кораблей были броненосцы «Суворов», «Бородино», «Ослябя», «Александр III», «Орел», крейсеры «Аврора», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», транспорты «Анадырь», «Метеор», «Корея» и «Малайя», плавучая мастерская «Камчатка» и второе судно под названием «Орел» — плавучий морской госпиталь и другие. Тысячи русских моряков во главе с адмиралом И.С.Рожественским шли на Дальний Восток, к Цусиме, сражение при которой стало одной из самых трагичных страниц в истории российского флота. Из-за сложных дипломатических отношений с Англией в порт Кейптауна зашел только морской госпиталь “Орел”.

После прохождения эскадры в кейптаунской газете «Кейп Аргус» опубликовали записку, найденную на берегу мыса Доброй Надежды. Копия этого послания, написанного по-русски, хранится в Кейптаунском  военно-историческом музее. Записка, брошенная в запечатанной бутылке с одного из судов эскадры адмирала Рожественского, гласила: «Идем умирать, просим помолиться за нас». Вид русской эскадры так впечатлил жителей Кейптауна, что южноафриканский писатель Лоуренс Грин посвятил «русской армаде» главу в своей «Неписаной истории о кораблях и людях в южноафриканских водах и о некоторых забытых происшествиях и тайнах тех бескрайних океанов, что омывают берега Африки».

Там же в центре города на небольшом постаменте из обломка скалы — бронзовый дог в натуральную величину. У лап дога — отлитые из бронзы матросская бескозырка и ошейник. Морда того же пса в бескозырке изображена и на фронтоне здания, стоящего при въезде на причал. Медная табличка на столбике у памятника поясняет: перед вами — ABLE SEAMAN (МАТРОС ПЕРВОЙ СТАТЬИ) JUST NUISANСE, 1937-1944.

Большие датские доги всегда очень высоко ценились в Англии и ее колониях, каковой была тогда нынешняя ЮАР. В Кейптауне их использовали в качестве поводырей или просто надежных компаньонов и охранников. Щенка, родившегося 1 апреля 1937 г., записали в книгу регистрации под именем Прайд. Его хозяин мистер Чейни получил назначение в Саймонстаун, на военно-морскую базу, в качестве шефа корпуса обслуживания. Хозяин предоставил ему свободу общения с моряками, которой пес охотно пользовался. Ему доставляло удовольствие жить на военных судах, где он всегда был желанным гостем. Одно из них – крейсер «Нептун» — сыграло большую роль в судьбе дога. На этом судне пес подружился с командой и стал вместе с моряками постоянно путешествовать в Кейптаун.

На этом же крейсере было дано ему имя Nuisance, официально за ним закрепленное до конца. Дело в том, что догу нравилось возлежать, растянувшись во всю длину своего огромного тела, как раз там, где чаще всего пролегали пути торопливых матросов (на шкафуте, например). Раздраженные моряки не раз употребляли непечатные слова с непременным, однако, эпитетом nuisance, который лучше всего здесь можно перевести как «заколебал»*. Однако при этом любили его все – и моряки, и гражданские. Дог платил взаимностью.

Постепенно Прайд, он же Nuisance, начал обнаруживать удивительные способности. Например, умел разнимать дерущихся матросов, либо прыгая передними лапами на плечи атакующего, либо просто сбивая его с ног и при этом рыча выразительно. Умел он также очищать прибывшие из Кейптауна поздние электрички от подвыпивших и уснувших матросов. Он без устали тормошил спящих до тех пор, пока они не просыпались и не освобождали вагоны.

В 1942 г. на базе морской авиации Вингфилд в Гудвуде, обегая однажды «с инспекцией» линию колючей проволоки аэродрома, он, видимо, что-то услышал из туалета за взлетной полосой. Обнаружив там лежащего без сознания военнослужащего и, безуспешно попытавшись его вытащить оттуда, как он делал с пьяными, пес кинулся за помощью к казармам, лая во всю мочь. Оказалось, переведенный из Сьерра-Леоне авиамеханик страдал жесточайшими приступами малярии. На этот раз приступ настиг его в удаленном туалете, куда очень редко заходила охрана. Останься он там лежать без помощи еще часа три, — ему бы не выжить…

Умер матрос первой статьи Nuisance в военном госпитале Саймонстауна в день своего рождения, первого апреля 1944 г., прожив ровно семь лет. Похоронили его с военными почестями на матросском кладбище в Клавер-Камп, расположенном на горе над Саймонстауном.

Из Саймонстауна вернулись в Кейптаун и продолжили знакомство с городом. Спасибо сотрудникам консульства России за интересный и познавательный рассказ!