Музей


Содержание

Москва. Музей М.Ю. Лермонтова — Москва. Музей-усадьба «Кусково» —

Москва. Дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова

Посещая разные культурные события, хочется порой выбраться не просто на выставку, а хочется посетить дом, который хранит в себе историю и жизнь своих владельцев.

К таковым в Москве можно отнести дома-музеи. Ранее удалось посетить дом-музей Марины Цветаевой и дом-музей Василия Львовича Пушкина.

В этот раз мы с мамой отправились в дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова.

Оказывается, музеев, посвященных Лермонтову всего три: в Санкт-Петербурге, Тарханах и Москве.

Жизнь Михаила Лермонтова в Москве связана с тремя адресами. Он родился в доме генерала Карла Толя у Красных Ворот, детство провёл в здании на Поварской улице, которое снимала бабушка Елизавета Арсеньева. В результате реконструкции центра города в XX веке оба эти здания были снесены. В особняк на Малой Молчановке Лермонтов переехал в возрасте пятнадцати лет для поступления в Московский благородный пансион. Поэт жил в нём вместе с бабушкой с 1829 по 1832 годы.

Деревянный особняк с мезонином находится по адресу ул. Малая Молчановка, д. 2 (м. Арбатская), найти его очень просто, если идти от м. Арбатская, то нужно пройти Дом книги на Арбате и сразу за ним свернуть во двор. Вы у цели.

График работы музея:

• Вт, Пт, Сб, Вс — с 11:00–18:00 (касса до 17:30)

• Ср, Чт — с 11:00–21:00 (касса до 20:30)

• Пн — выходной день

Музей ведет активную деятельность, и когда мы пришли, туда пришли школьники, для которых в музее подготовили квест.

К сожалению, экскурсии в тот момент не было и нам пришлось изучать все самостоятельно. Это удалось сделать без проблем, потому что в каждой комнате дома на стенде лежат не просто описательные тексты комнаты, но и подробно с историей описан каждый экспонат.

В начале осмотра находится электронная книга, которая знакомит с историей создания и процессом собирания коллекции музея. В музее находятся экспонаты из Ленинграда, Москвы, Кавказа и замка Хохбург в ФРГ. Сегодня в коллекции 200 единиц хранения.

Дом-музей открыт 19 февраля 1981 г. Одним из первых, кто оценил значение дома Лермонтова на исторической карте Москвы, был замечательный лермонтовед, писатель и рассказчик Ираклий Луарсабович Андроников. Первый шаг был сделан им еще в 1938 году. Тогда он узнал, что этот единственный уцелевший лермонтовский дом в Москве по плану реконструкции города подлежит сносу. Андроников смог убедить архитекторов, работавших над проектом, чуть-чуть отодвинуть «красную линию». И дом был спасен. Сорок два года понадобилось на то, чтобы не только доказать подлинность дома, дважды защитить его от сноса, но и по крохам собрать для московского музея все, что прямо или косвенно относилось к Лермонтову. В 1954 году на доме установили мемориальную доску, а в 1977-м владение было передано Моссоветом Государственному литературному музею.

Первыми реставраторами дома были Б. Весельков, А.Казаков, Р.Жаров; архитекторами — В.Егоров и А.Михайловский; художником экспозиции — Е.Лаврова. Талантом и трудом музейных сотрудников Н.Марченко, З. Гротской, Е.Варенцовой, Е.Алёхиной, Е.Михайловой и многих других был создан «дом юности поэта». За тридцать три года работы музея (с 1981-го) сформировался круг его посетителей и друзей.

В основу новой экспозиции легло понимание того, что единственный мемориальный дом Лермонтова в Москве, сохранившийся до наших дней, сам по себе является бесценным артефактом и наиболее значимым экспонатом.

Дом на Малой Молчановке, 2 был построен в 1814 году купцом Петром Черновым. Во дворе главного здания находились отдельные постройки: кухня, людская изба, конюшня, каретный сарай, ледник, амбар.

В 1844 году владельцем дома стал статский советник В. Тютчев. По его плану здание неоднократно перестраивалось. В 1888—1897 годах право владения особняком перешло к юристу А. Котлярову, а затем к его сыну А. Аристову, при котором в 1907 году все пристройки во дворе были снесены, а взамен был построен каменный корпус хозяйственных служб.

После революции 1917 года особняк был разделён на коммунальные квартиры с многочисленными перегородками между комнатами. После передачи Государственному литературному музею особняку был полностью возвращён первоначальный облик. Он был восстановлен в границах плана 1830-х годов с расчисткой от поздних переделок, с подлинной анфиладной планировкой парадных комнат, антресолей и мезонина, типичных для массовой застройки послепожарной Москвы.

В доме на Малой Молчановке Михаил Юрьевич Лермонтов жил со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой с августа 1829 года по июль 1832 года. На этот срок Е. А. Арсеньева арендовала часть городской усадьбы (деревянный дом с хозяйственными пристройками), принадлежавший купеческой семье Черновых.

За три года жизни на Молчановке Лермонтов написал 17 поэм, четыре драмы и 250 стихотворений, включая трагедии «Люди и страсти» и «Испанцы», драму «Странный человек», третью редакцию поэмы «Демон» и «Измаил-Бей», стихотворение «Портрет», «Новогодние мадригалы и эпиграммы». На этот же период пришелся «сушковский цикл» в творчестве Лермонтова, посвящённый влюблённости в жившую поблизости дворянку Екатерину Сушкову.

Дом представляет собой восстановленные интерьеры московского особняка 1830-х годов, с подобранными по типологии предметами мебели и декоративно-прикладного искусства и материалами лермонтовской коллекции ГЛМ, включающей в себя подлинные фамильные портреты, рисунки и картины Лермонтова, книги с его автографами. Обстановка рассказывает о бытовом укладе московского дворянства, о духовных интересах молодежи того времени, о семье поэта, о его круге общения, о годах учебы в Московском университетском благородном пансионе и Московском университете, о той атмосфере, в которой сформировалось чувство принадлежности к «поприщу литературному», с которым Лермонтов покидал Москву в 1832 году.

Мемориальная часть музея, состоит из вводной комнаты, комнаты Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, малой и большой гостиных и комнаты Лермонтова наверху, в мезонине. Служебные комнаты и парадные сени используются как выставочные помещения.

Первая комната музея в старину была черными сенями.

Как выглядела старая Москва можно увидеть на висящих на стенах раскрашенных литографиях: вид Красных ворот, Колокольня Ивана Великого, Никольская башня.

Комната, в которой когда-то жила хозяйка дома Е.А. Арсеньева, открывающая анфиладу на первом этаже, посвящена семье.

На фамильных портретах, выполненных неизвестными художниками, изображены рано скончавшаяся от чахотки мать Лермонтова, Мария Михайловна; не простившая ее смерти зятю сама Елизавета Алексеевна, в утреннем чепце, с высоким кружевным воротником и в красной шали по тогдашней моде,

и Мишель Лермонтов в детском платье.

Поодаль акварельный портрет небогатого отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова, написанный его сыном. Род отца поэта восходит к шотландским предкам, в начале XVII века перешедшим на службу к русским царям. (Правда, сам Лермонтов в ту пору немного знал об истории своего рода со стороны отца. В московские годы его увлекала легенда об испанском происхождении фамилии Лермонтовых. Его первая драма в стихах, написанная в этом доме, была посвящена Испании, он рисовал испанцев и даже письма и стихи свои подписывал именем испанского герцога Лермы, о котором прочитал в романтических сочинениях Шиллера.)

В экспозиции представлен герб рода Лермонтовых.

От семьи Столыпиных, к которой по рождению принадлежала Елизавета Алексеевна, сохранились акварельные пейзажи с видами родового села Неёловки

и интерьер саратовского дома Афанасия Алексеевича Столыпина, родного брата бабушки Лермонтова, ставшего затем и наследником Тархан.

Мебель отвечает функциональному назначению комнаты и соответствует эпохе — дамский письменный стол, туалет с зеркалом, ширма, кушетка рекамье, столик для рукоделья.

Малая гостиная, куда попадаем из комнаты бабушки, была местом собраний bande-joyeuse, о которой впоследствии вспомнит Лермонтов в письме к С.А. Бахметевой из Петербурга (1832).

На секретере — миниатюрный портрет Александры Михайловны Верещагиной, родственницы и близкого друга Лермонтова; она одна из первых оценила его поэтический дар и впоследствии сохраняла в семейном архиве бумаги и автографы поэта.

На стенах — портреты, многие из которых написаны самим Лермонтовым.

В образе испанской монахини изображена, как принято думать, Варвара Александровна Лопухина, глубокое чувство к которой Лермонтов пронес через всю свою жизнь. Молодой человек в коричневом сюртуке — Святослав Раевский, благодаря ему в 1837 году стихотворение «Смерть Поэта» в списках быстро разошлось по Петербургу. Красавец Алексей Столыпин (Монго), в шутку нарисованный Лермонтовым в наряде курда, — друг, родственник, сослуживец по лейб-гвардии Гусарскому полку и при этом негласный секундант Лермонтова на роковой дуэли с Мартыновым.

Жемчужина музейной коллекции — автопортрет Лермонтова, который когда-то хранился у В.А. Лопухиной. Ревнивый муж потребовал у супруги избавиться от всего, что напоминало ей о Лермонтове. Автопортрет она чудом сохранила и передала его А.М. Верещагиной, а та впоследствии увезла реликвию в Германию. Вернул автопортрет на родину И.Л. Андроников. Гостиная обставлена мебелью стиля «жакоб», популярного в Москве 1830-х годов.

Самая просторная комната в доме — зала, или большая гостиная, здесь танцевали и пели, устраивали музыкальные вечера.

Об этом напоминает изысканный инструмент — тафель-клавир. По мнению А.В. Родионова (историк музыки и старинных инструментов), данный инструмент по звукоизвлечению является разновидностью фортепьяно — прямоугольным клавиром. Этот вид инструмента был достаточно распространен в тогдашней Москве. По воспоминаниям современников, Лермонтов играл на скрипке, флейте, фортепьяно, возможно, брал уроки игры на гитаре, пробовал сам сочинять музыку.

Все творчество Лермонтова неразрывно связано с Кавказом. В этом романтическом краю он впервые побывал в детстве и с тех пор полюбил его всем сердцем. В экспозиции музея представлены четыре масляные картины Лермонтова с видами Кавказа: «Вид Тифлиса»,

Вид Пятигорска»,

«Перестрелка в горах Дагестана» и «Нападение».

По крутой лестнице можно подняться в мезонин, в комнату Лермонтова.

Эта часть музейной экспозиции одновременно и кульминация рассказа о доме и о юности поэта. Она задумана как кабинет студента.

Этим определяется и ее убранство: бюро, книжные шкафы, мольберт для рисования, простая кушетка, шахматный столик с набором шахмат. На бюро лежат поэтические тетради, логарифмическая линейка того времени, чернильница, перочистка. Все это отражает увлечения Лермонтова московской поры — поэзия, чтение, математика, музыка, рисование, игра в шахматы. В шкафах — библиотека подлинных книг первой трети XIX века, «снабженная всем современным» (П.Ф. Вистенгоф), где подобраны книги из круга чтения Лермонтова: Фонвизин, Державин, Карамзин, Жуковский, Пушкин. Из иностранных авторов: Шекспир, Гёте, Руссо, Шатобриан, Байрон, которых Лермонтов читал на языке оригинала. Бронзовый бюст Наполеона на бюро — пристальный интерес к судьбе французского императора не покидал Лермонтова до конца дней.

Памятные даты и ежегодные мероприятия:

дата открытия — 19.02.1981

27 июля — День памяти М.Ю. Лермонтова

15 октября — День рождения М.Ю. Лермонтова

С 24 января по 17 мая 2020 г. в музее проходит — выставка «»Демон”. Театр, живопись, литература».

Врубель М.А. "Демон" из коллекции Третьяковской галереи
Врубель М.А. «Демон» из коллекции Третьяковской галереи
Врубель М.А. "Демон поверженный" из коллекции Третьяковской галереи
Врубель М.А. «Демон поверженный» из коллекции Третьяковской галереи

При подготовке материала использовался электронный ресурс музея https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yu-lermontova/virtualnaya-ekskursiya/1277/ и журнала «Наше наследие» http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11106.php

P.S. Мне кажется, что музею нужно создать для посетителей сувенирную лавку, в которой можно будет приобрести не только какую-то памятную вещь, но книгу М.Ю. Лермонтова.

Москва. «Музей — усадьба «Кусково»»

В усадьбе мы были один раз летом 2016 года. Удивительное место, располагает к неспешной прогулке и наслаждению окружающей красотой.

На всей территории паркового ансамбля вас встречают липовые аллеи.

Из истории известно, что Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче Шереметеве.

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII в.

Вместе с Дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда. В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.

Обелиск поставлен в 1786 г. из мрамора, который Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву после визита в усадьбу Кусково во время приезда в Москву в 1785 г. на празднования по случаю десятилетия Кючук-Кайнаджирского мира с турками. Этим императорским подарком было отмечено завершение в 1785 службы графа в должности губернского предводителя московского дворянства, на которую он был избран в 1780. Обелиск изготавливали в Петербурге по образцу обелиска в Царском Селе. За работами наблюдала сама императрица.

Мы прошли по аллее и сначала зашли в «Грот».

Небольшое и изысканное строение. Это единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Итальянский домик рядом с «Гротом» был закрыт на реставрацию и мы в него не попали. Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 гг. под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме.

Прошли по лесочку, дошли до Американской оранжереи.

В настоящее время здание закрыто на реставрацию. Это необыкновенное строение с разным наклоном крыш и окон предназначено для выращивания тропических растений, было построено неизвестным архитектором в 1750-е гг.

Рядом находится Большая каменная оранжерея.

Она была построена к 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях 2 пол. XVIII в. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII в., и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Сегодня в залах Большой каменной оранжереи развернуты экспозиции Музея керамики.

Музей удивительный и его стоит посетить, чтобы увидеть необыкновенную легкость воздушность керамической посуды XIX в. Здесь представлены и характерные изделия ведущих предприятий, и работы знаменитых мастеров, и уникальные экспонаты. По предметам музея легко можно проследить эволюцию эстетических идеалов каждой эпохи. Сегодня в фонде музея 40 000 экспонатов.

Музей был создан на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора А. Морозова (более 2600 произведений). В 1920-1930-х гг. коллекции активно пополнялись – произведения принимались в дар от авторов и коллекционеров, покупались на художественных выставках или крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводах (Ленинградский, Дмитровский, Дулевский, Дятьково).

Фактический основатель музея Александр Морозов (1857-1934) был выдающимся коллекционером. Выходец из известнейшего купеческого старообрядческого рода, он сразу же после получения наследства приступил к формированию личной коллекции. Его увлекали фарфор, русские гравированные портреты, иконы, изделия русских мастеров. Весь дом Морозова на Покровке (Подсосенский переулок, 21) заполняли собранные им произведения искусства. Морозов был не только собирателем, но и исследователем: почти все произведения в его коллекции были атрибутированы им самим. С самого начала своей деятельности он мечтал создать общественно значимое собрание и подарить его Москве.

Сегодня — это единственный специализированный музей в России, собравший одну из лучших коллекций в мире. В экспозиции представлены произведения из Древней Греции и Рима, Древнего Востока, Западной Европы и, конечно же, России. Особая гордость музея — уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели. Самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д. Виноградова. Он сделан в 1748  г. на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Там же были изготовлены и теперь хранятся в музее часть собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны и великолепные изделия, принадлежавшие графу Григорию Орлову (1734-1783), а также более поздние фигурки из серии «Народы России».

Полюбовавшись ручной красотой, отправились в парк рядом с главным зданием, где отдохнули в тени лип и скульптур.

Расцвет усадьбы приходится на 1770 — 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки. Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест. Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля Станислава Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. — в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться».

До закрытия мы успели еще посетить дворец – главное сооружение в загородной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове.

Строился в 1769-1775 гг. под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины XVIII в. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы В 1976 — 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х гг. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ в. тканное убранство стен и мебели.

Спустившись по белокаменной лестнице, мы расположились на лужайке у пруда, чтобы немного передохнуть и поболтать об увиденном.

При подготовке материала использованы источники:

Музей-усадьба «Кусково»

Музей керамики