Армения
Ереван — Эчмиадзин — Гарни — Гегард — озеро Севан — Дилижан.
Ереван. Собор Григория Просветителя
Поездка в Армению была в 2015 году в марте. Весна прекрасное время для посещения этой страны. Природа начинает оживать. Горы и город покрываются зеленым цветущим ковром.
За 4 дня я посмотрела Ереван, Вагаршапат (Эчмиадзин), Гарни, Гегард, озеро Севан, Дилижан.
В Армению я собиралась давно. Несомненно, одним из плюсов поездки в эту страну является русскоязычное население. Кроме того, для поездки не нужна виза.
Армения как страна привлекает не только русских путешественников. Армения – одна из самых древних стран. Здесь находится множество памятников культуры и истории. Очень часто Армению называют «музей под открытым небом», на территории которого насчитывается более 4 000 исторических памятников, в том числе и дохристианской эпохи.
Армянский народ — один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности — римляне и эллины.
«Мы ходим по праху царств и народов…. Но неоспоримо и то, что есть народы, которые от различных превратностей, хотя и подвергались в отечественных пределах своих игу власти насильственной и чуждой, однако же в продолжение целых столетий, сохраняют не только имя, но и нравственное бытие свое, и язык и веру и желание ожить существованием первобытным. На чреде сих народов Армяне занимают блистательную степень. Не взирая на все волнения Азии, более трех тысяч лет действовавшие бурным приливом на Армению, Армяне все остались Армянами», — так писал в 1832 году в своих исследованиях русский историк, писатель, общественный деятель, редактор журнала «Русский вестник» Сергей Николаевич Глинка в своем труде «Обозрение истории Армянского народа».
Самолеты летают только в столицу Армении – Ереван. Прилетела в районе обеда. В аэропорту мне повезло встретить таксиста Михаила, который не только отвез меня до гостиницы, но и за разговором предложил отвезти меня на следующий день на озеро Севан.
Заселившись в гостиницу Congress Hotel Yerevan, отправилась изучать столицу страны. Благо гостиница расположена в центре.
Рядом находится небольшой парк.
Пока шла до отеля посмотрела архитектуру города и разные скульптуры.
Местами город напоминал спальные районы Москвы.
Собор Григория Просветителя видно издалека.
С церквями и верой армян познакомилась еще в Москве, когда заходила в их храмовый комплекс около м. Достоевская. Армения была первой страной объявившей христианство государственной религией. Архитектура кавказских храмов и соборов значительно отличается от европейских и российских.
Церкви являются одной из ярких достопримечательностей Еревана, но фактически все церкви Еревана были разрушены во время большого землетрясения 1679 г., и начали восстанавливаться по большей части в 1693 г. Поэтому, в Ереване очень мало храмов, которые представляют образцы раннего христианства Армении. К тому же, в период советской власти часть церквей была уничтожена, а оставшиеся переоборудовались под склады или культурные заведения. Большой потерей для архитектуры города стало разрушение в 1931 г. храма Петра и Павла, построенного еще в V в.
По данным некоторых исследователей, в начале ХХ в. в Ереване насчитывалось 10 неописуемых христианских церквей и 3 красочные шиитские мечети. Все они были не только религиозными памятниками, но также архитектурным и культурным достоянием Армении. А на сегодняшний день из них сохранилось лишь несколько церквей и единственная «Голубая» мечеть.
Церковь Святого Григория Просветителя – это новый храм. Когда я была, около него еще шли работы по благоустройству территории.
Он гордость Еревана и крупнейший христианский храм в Закавказье. Строительство храма началось в 1997 году с благословения католикоса всех армян Гарегина. В 2001 году собор был освящен и ныне является действующим.
Свое название собор получил по имени святого Армянской Апостольской церкви, епископа и просветителя Григора Лусаворича. Мощи этого святого 500 лет хранились в Неаполе и лишь в 2001 г. были переданы католикосу всех армян. На данный момент мощи хранятся в кафедральном соборе святого Григория Просветителя.
Собор Григория Просветителя отличается от православных церквей геометричностью форм, строгостью контуров и сдержанностью красок. Однако это не делает его менее грандиозным. Храм стал символом 1700-летия христианства в Армении. Архитектурный ансамбль составляют сам собор и две церкви — Святого Тиридата и Святой Царицы Ашхен. Церкви названы в их честь не случайно, святой Тиридат и царица Ашхен были помощниками и соратниками святого Григория в его миссии – распространении христианской веры в Армении.
Храм, площадью в 3822 кв.метра, вмещает в себя 1700 человек. Высота храма от основания до верхней части креста составляет 54 м – это самая высокая церковь в Армении. К храму ведет длинная каменная аллея, собор обнесен каменной стеной, вокруг расположен «Парк Мира».
Внутри храм очень просторный и светлый, сразу бросается в глаза отсутствие настенной росписи, минимум икон, на стенах и потолке располагаются треугольные ниши и арки, а также характерные для армянской церковной архитектуры продолговатые узкие окна, украшенные витражами, в центре – иконостас.
Собор Григория Просветителя является знаменитой христианской святыней, культурным и духовным центром Армении.
Стоит рассказать и о самом Священномученике Григории, просветителе Великой Армении (239-325/6), в армянской традиции Григорий Просветитель — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).
Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.Трдат прибыл в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, и вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).
Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.
Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).
Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате.
В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.
В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.
Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.
Почитали св. Григория Просветителя и на Руси житие (мученичество) Григория Просветителя (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.
Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.
В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.
Центр Еревана и Парк Победы
От храма св. Григория прошла в центр города. Если обратить внимание на улицы Еревана, то мы заметим большое количество скульптур.
Скульптуры и памятники в Ереване, конечно же, прославляют национальных героев.
Но есть среди них и тот, кто известен, наверное, больше за пределами Армении — выдающийся мастер морского пейзажа Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян (Гайвазян).
Иван Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 год священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна».
За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира.
И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».
П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
Что меня удивило в городе и понравилось — фонтанчики с питьевой водой.
Архитектура, конечно, тоже выделяется национальным колоритом. Я бы отметила, что преобладают арки и колонны.
Здесь я купила книгу про Комитас.
Одним из главных архитектурных объектов Еревана является Каскад.
Большой каскад – представляет собой смесь парка со зданием, создающую уникальную архитектурную композицию, которая призвана соединить две части города. Само название отражает суть достопримечательности, которая большими ступенями спускается к улице Таманяна. В его нижней части находиться широкий сквер длиной 200 метров, где в самом начале установлена скульптура Таманяна, склонившегося над своими планами. Само сооружение имеет длину 500 метров, ширину – 50 метров, а разница высот между основанием и вершиной составляет 100 метров; завершением Каскада с 1971 года является обелиск «Возрожденная Армения» возвышающийся на 50 метров.
Возле ступеней ведущих к вершине находятся различные фонтаны, цветочные клумбы.
Внутри каскада созданы помещения, в которых по окончанию строительства будут размещены кафе, рестораны, выставочные галереи и т.д. Стоит отметить и внешнее оформление Большого Каскада, которое отражает древнюю историю Еревана. Фонтаны и различные обелиски содержат орнаменты, которые были присущи древнему государству Урарту. Со смотровых площадок на ярусах Каскада можно наблюдать отличные городские пейзажи, фоном для которых выступают горы Большой и Малый Арарат.
Сверху недалеко от Каскада располагается Парк Победы. Раньше он был просто озелененной парковой зоной, но стал местом отдыха жителей города, и местом празднования Дня Победы, 9 мая.
Иначе его называют Парк «Ахтанак». Здесь находится центральный монумент, посвященный войне – памятник «Мать Армения». Пьедестал из гранита с вытесненными национальными орнаментами высотой 32 метра был установлен в 1950 году, первоначально на нем стоял памятник Сталину, демонтированный в 1962 году. Статуя «Мать Армения» из чеканной меди высотой 22 метра была поставлена на пьедестал в 1967 году.
Скульптура представляет собой фигуру матери, убирающей меч в ножны, под ногами лежит щит. Статуя символизирует Победу и возвеличивает армянский народ.
В основании памятника находится Музей Министерства Обороны Армении. В музее представлены интересные экспонаты как Великой Отечественной войны, так и Карабахской: архивные документы, портреты Героев, личные вещи, оружие.
Перед статуей, на гранитной площадке горит Вечный огонь, хранящий память о погибших в этой ужасной войне. Рядом с памятником находится могила «неизвестного солдата».
Кроме того, в окрестностях памятника находятся образцы военной техники разных лет.
В годы Великой Отечественной войны 70 тысячам армян были присвоены боевые награды, более 100 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчик Нельсон Степанян – дважды Герой. Кроме того, 60 человек получили звания адмирала, маршала и генерала. В окружении монумента располагаются различные образцы вооружения, а перед монументом горит днем и ночью Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.
В Великой Отечественной войне армяне воевали вместе с русскими и 450 тысяч воинов-армян внесли достойный вклад в разгром фашизма, из них 275 тыс. бойцов и командиров (61%) не вернулись с полей боев.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались 5 национальных армянских частей: 89-я, 408-я,409-я,390-я,261-я стрелковые дивизии и 76-я горно-стрелковая дивизия, которая, отличилась под Сталинградом, в связи с чем была преобразована в 51-ю гвардейскую. 261-я дивизия, сформированная и пополнявшаяся полностью из армян, прошла боевой путь от предгорьев Кавказа до Германии.
Из всех национальных соединений Советской Армии лишь 89 Таманская армянская дивизия участвовала в штурме Берлина. И сегодня прославленная в боях с фашизмом Таманская дивизия является одним из лучших соединений Московского военного округа Российской Армии.
В составе славного генералитета Советской Армии было 60 генералов-армян, командовавшие в годы войны крупными армейскими соединениями. Среди выдающихся советских полководцев были дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, командующий первым Прибалтийским фронтом Иван Христофорович Баграмян, адмирал флота Иван Степанович Исаков, маршал авиации Сергей Александрович Худяков (А. Ханферянц), генералы С. Гиносян, Б. Арушанян, Г. Мартиросян, К. Ахназарян, А. Бабаян. В этой войне возмужал талант будущего главного маршала бронетанковых войск А. Бабаджаняна и будущего маршала инженерных войск С. Аганова.
Свой вклад в достижение победы внесли труженики тыла. В Армении производилось 300 видов оружия и боеприпасов. За героический труд в тылу в годы войны награждены орденами и медалями СССР более 380 тыс. человек. Не оставались в стороне в борьбе против фашизма и прогрессивные силы армянского зарубежья. Более 30 тысяч армян сражались в армиях союзников, участвовали в партизанских отрядах, в антифашистском подполье европейских стран. Именем одного из участников Сопротивления во Франции, поэта Мисака Манушяна, ставшего национальным героем этой страны, названа одна из улиц Парижа. На средства, собранные зарубежными армянами и Армянской церковью, Красной армии были переданы танковые колонны «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян», несколько эскадрилий самолетов, закупались боеприпасы и вооружение.
Есть в парке и памятник «Воинам-афганцам».
Из парка снова спустилась в город.