Украина


Содержание

Измаил

Измаил

 Крепость Измаил. «Штурм крепости Измаила в 1790 году»

Измаил я посетила в 2012 году. Измаил был одним из городов маршрута Москва – Киев – Одесса – Измаил – Севастополь — Москва. Передвигалась я везде на поезде, только до Измаила на маршрутке.

Сегодня хочу рассказать о городе Измаил, про него мало где говорят и пишут, а между тем своей историей он не уступает многим столицам.

В город Измаил добиралась на маршрутке из Одессы, билет купила непосредственно в день отправления. Гостиницу забронировали заранее на 1 сутки. Сейчас не помню названия. Отправляясь в Измаил, меня предупредили, что паспорт нужен в поездке обязательно, так как рядом граница с Румынией, и будем проходить погранпост.

По южной дороге, конечно, встречали бесконечные поля с подсолнухами.

Что мы знаем про Измаил? Для меня тогда, это знание ограничивалось только школьной программой, где говорили про взятие крепости Измаил Суворовым.

Во время поездки я взглянула на город иначе. Но остановлюсь подробнее только на тех событиях, память о которых, сохранил город в виде памятников.

Дата основания города неизвестна. По данным древнерусских и древнегреческих письменных памятников и археологических источников, на берегу Дуная проживало много различных племен и народов. В 1979  г. были произведены раскопки самого древнего памятника археологии, обнаруженного на окраине Измаила в районе поселка Матроска.

Ученые-археологи предполагают, что поселение принадлежало земледельцам так называемой гумельницкой культуры (обитали в VI тысячелетии до н.э. на берегах Дуная, озёр Катлабух и Ялпух).

Во II веке н.э. на берегу Дуная появились римляне. Тогда крепость носила название Сморнис.

Заметные следы своего пребывания оставили на берегах рек и озер Северного Причерноморья земледельцы черняховской культуры (III — IV вв. н.э.).

По утверждению римского географа Кастория восточные славяне обосновались в этих краях в IV в. н.э. На составленной им карте славянских поселений значится торжище Сморнис. Однако другими источниками не подтверждается столь раннее поселение славян на побережье нижнего Дуная.

В конце IX — начале X вв. сложилось сильное славянское государство — Киевская Русь. Городище стало носить название Смил.

В середине XIII в. эту местность захватили золотоордынцы. Спустя почти столетие после освобождения из-под власти Золотой Орды новое поселение вошло в конце XIV в. в состав Молдавского княжества. В 1538  г. городищем овладели султанские войска. По свидетельству турецкого путешественника-географа Эвлия Челеби, переименовали в Ишмасль (в переводе с турецкого — «услышь бог»). Султанские не только соорудили новую мощную крепость, но и дали ей новое название — Измаил. Сохранив старую часть крепости — цитадель и бастион Табия, приглашенные из Европы специалисты-фортификаторы окружили их новыми мощными каменными стенами, высота которых достигала 10 м. Крепость имела укрепленные капониры, глубокие рвы, наполненные водой, 265 орудий, а также тридцатитысячный, хорошо вооруженный гарнизон янычар.

Именно с этой крепостью связана одна из славных страниц в истории русского оружия. 11 декабря 1790 г. в ходе русско-турецкой войны 1787-91 гг. крепость была взята штурмом русскими войсками под предводительством одного из величайших полководцев всех времен и народов — генерал-аншефа А.В. Суворова.

В город я приехала на сутки и сразу отправилась в музей-диораму «Штурм крепости Измаила в 1790 году».

Музей расположен в здании турецкой мечети (XI в.), единственном строении, сохранившемся на территории бывшей крепости. Музей открыт в 1973 г.

Авторы этого монументального произведения — военные художники студии имени М.Б. Грекова Е. Данилевский и В. Сибирский. На огромном полотне размером 20×7 м мастера батальной живописи запечатлели наивысший, переломный момент ожесточенного сражения. В штыковой атаке неумолимо движутся отряды фанагорийских гренадеров. Солдаты преодолевают ров, взбираются по штурмовым лестницам. Яростные схватки происходят на стенах крепости и в ней самой. На одной из башен уже развевается русский флаг. В центре картины изображены врывающиеся в ворота крепости колонны штурмующих солдат. Справа — показана высадка на берег черноморских казаков, их прикрывают орудия гребной флотилии И. Дерибаса. Слева — запечатлен А.В.Суворов, руководящий сражением.

Штурм крепости Измаил

—————————————-

В 1790 г. главнокомандующий русской армией князь Г.А. Потемкин-Таврический после овладения крепостями Килия, Тульча и Исакча отдал приказ отрядам генералов И.В. Гудовича, П.С. Потемкина и флотилии генерала И.М. Дерибаса овладеть крепостью.

Крепость в русско-турецких войнах играла важную роль: она не только серьезно препятствовала освобождению Добруджи русскими войсками, но вместе с тем являлась прекрасным убежищем для остатков султанской армии, бежавших из разгромленных русскими войсками крепостей Аккерман, Бендеры и Хотин. В то время за валами Измаильской крепости укрылись не только остатки разгромленных остатков этих крепостей, но и наиболее зажиточное мусульманское население края со своими семьями. России нужна была победа, которая заставила бы Оттоманскую Порту первой искать мира с русскими, отказаться от своих агрессивных планов. Без взятия крепости Измаил о победоносном завершении войны нельзя было и думать.

Но никто из генералов не мог решиться на штурм янычарской твердыни. Военный совет (собранный генералом А.Н. Самойловым, сменившим И.В. Гудовича) решил снять осаду Измаила ввиду приближения зимы. Главнокомандующий не утвердил этого решения и предписал опальному генерал-аншефу А.В. Суворову, стоявшему у Галаца, принять командование войсками, осаждавшими Измаил, и овладеть крепостью.

Слава русского полководца к тому времени распространилась далеко за пределы России. На счету шестидесятилетнего военачальника были победы под Кинбурном, Фокшанами, Рымником…

А.В. Суворов прибыл к Измаилу дождливым декабрьским утром 1790 г. верхом на лошади в сопровождении донского казака Прохора Дубасова. Оставив лошадь у подножия скифского кургана, Суворов поднялся на его вершину. Отсюда хорошо просматривались в подзорную трубу бастионы и валы, за которыми упирались в небо шпили остроконечных мечетей и минаретов, виднелись красные крыши магазинов и складов.

Такие крепости, как Измаил, считались в то время неприступными. Вот как писал великий английский поэт Дж. Г.Байрон о крепости Измаил:

«Тот город Измаил. На левом берегу

Протока левого стоял он над Дунаем.

Дома восточные, но крепость, не солгу,-

Перворазрядная, второй такой не знаем.»

«…Крепость без слабых мест, — осмотрев сооружение, сообщил Суворов на второй день главнокомандующему, — сего числа приступлено к заготовлению осадных материалов, коих не было для батарей, и будем стараться их совершать к следующему штурму дней через пять…»

Суворов вернул к Измаилу русские войска, отходившие от крепости, блокировал ее с суши и со стороны реки Дунай. На Трубаевом кургане, где стояла палатка полководца, редко можно было застать А.В. Суворова. Он находился среди солдат и казаков, обучал их «глазомеру, быстроте и натиску», штыковому удару. «Штурмовал» огромные валы, сооруженные возле села Сафьяны по его приказу, подобные тем, которые предстояло взять, проверял готовность к штурму. Через несколько дней подготовка была закончена.

К ультиматуму главнокомандующему, посланному 7 декабря на имя командующего турецкими войсками Айдозли-Мехмет-паши, в котором предлагалось сдать крепость во избежание напрасного кровопролития, Суворов приложил свою короткую записку: «Сераскиру, старшинам и всему обществу. Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление о сдаче — воля, первый мой выстрел — уже неволя, штурм — смерть. Что оставляю на ваше рассмотрение.» Сераскир ответил на послание уклончиво, попросил перемирия на десять дней. А паша заносчиво и хвастливо говорил: «Скорей Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».

«Штурм и немедля», — решил Суворов и собрал 9 декабря последний совет, на котором генералы и бригадиры единодушно высказались за штурм крепости.

В течение 9 и 10 декабря крепость подвергалась ожесточенной бомбардировке из 600 орудий. Суворов разделил войска на три отряда по 3 колонны в каждом: с востока (Килийские ворота новой крепости) — под началом А.Н. Самойлова, с запада (Бросские ворота) — под командованием П.А. Потемкина, с юга — силами десанта флотилии во главе с И.М. Дерибасом.

В ночь с 10 на 11 декабря русская артиллерия разрушала турецкие укрепления; в 3 часа 11 декабря штурмовые колонны подошли к Измаилу, в 5:30 начали штурм крепости.

Самый мощный западный бастион — Табия — атаковала колонна С.М. Львова. Тяжело раненного генерала Львова сменил верный сподвижник Суворова полковник В.И. Золотухин. Он вовлек в бой гренадеров Апшеронского полка, овладел прибрежной батареей противника, обошел Табию с тыла и открыл Бросские ворота — ключ от всей крепости. Слева от Бросских ворот на 24-метровой высоте знамя екатерининских егерей водрузил егерь Тимофей Никифоров и секунд-майор Л.Я. Неклюдов. Трудным оказался Бендерский бастион, который штурмовала 3-я колонна. Много солдат и офицеров полегло на мокрых и скользких от крови крепостных валах.

В районе гранитных Килийских редутов дважды атаковали солдаты М.И. Кутузова и дважды отступали под натиском янычар. Взяв из резерва Херсонский полк, Кутузов в третий раз повел на штурм своих гренадеров и овладел бастионом.

Отряды речной и морской флотилии О.М. Дерибаса, насчитывающей 200 судов, атаковали крепость со стороны Дуная. Захарий Чепига — бригадир запорожских казаков, командуя 2-й колонной высадки речных десантов, бросился с казаками на берег и занял редуты вдоль Дуная. Запорожские казаки во главе с атаманом А.А. Головатовым нанесли смелый и сокрушительный удар в самую середину крепости. Бой перешел в центр города. Янычары дрались за каждый дом. Среди имен храбрых казаков, участников штурма Измаила — Антон Головатый, награжденный именной саблей за храбрость, Захарий Чепига, удостоенный ордена Георгия III степени, рядовые казаки — Иосиф Белый, Иван Таран, Иван Бурлак и многие другие. К сожалению, история не сохранила имена всех славных воинов, увековечивших славу русского оружия.

Немного о тех, кто штурмовал крепость, МихаиЛ Кутузов, Хосе де Рибас (Иосиф Дерибас)  — основатель Одессы; запорожские атаманы Захарий Чепига — основатель Краснодара, и Антон Головатый — основатель Тамани и Кубанского казачества вообще; донской атаман Матвей Платов — основатель Новочеркасска и великий реформатор казачества; екатерининские фавориты Зубов и Орлов.

Несмотря на упорное сопротивление турок, оборона Измаила была сломлена, и крепость занята русскими войсками 11 декабря в 16 часов. В своем рапорте А.В. Суворов писал: «Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят». О подвигах солдат он скажет скромно и предельно лаконично в своем донесении: «Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения».

По официальным данным, русская армия потеряла убитыми и ранеными десять тысяч человек (хотя согласно БСЭ, 1952г. — 2037 убитыми и 2933 ранеными). Потери султанских войск по тем временам огромны: 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Необычно богатыми оказались трофеи: 245 орудий, 42 судна, большое количество оружия и материальных ценностей, которые янычары награбили во всем Придунавье.

Интересная галерея здесь https://regnum.ru/news/polit/2032148.html

От крепости вдоль Дуная отправилась в центр города.

На берегу на территории крепости строилась Успенская церковь.

Вся ее история связана с Успенским монастырем, построенным князем Валахии воеводой Константином Бранковяну. Церковь в монастыре была основана в 1643 г. (грамота Константинопольского патриарха Парфения I).

В середине  XVII в. монастыри, а соответственно и обе церкви, подчинялись Константинопольскому патриарху. В 1771 г. монастырь получает самостоятельность. Но уже в 1774 г. крепость Измаил опять возвращается Турции. А 11 декабря 1790 г. в монастыре произошла битва между татарами под предводительством потомка Чингисхана Максуд-Гирея и суворовскими войсками. Больше тысячи татар скрылись за стенами монастыря, но русские богатыри выломали ворота и захватили татар. И хотя во время сражения пострадала и Успенская церковь, 12 декабря в ней был отслужен благодарственный молебен.  29 декабря 1791 г. был подписан Ясский мирный договор, и Бессарабия опять возвращается Турции, до 14 сентября 1809 г/, когда русские войска вошли в Измаил.

Новая каменная Успенская  церковь была построена и освящена в 1841 г. В конце XIX в. монастырь  и церковь стали подчиняться  Русскому Православному Синоду. Тогда  же были построены и кельи из камня, которые сохранились до наших  дней.

Румынское правительство  в 1856 г. закрыло монастырь. В 1878 г. был восстановлен. В 1946 г. монастырь  закрыли, около церкви со стороны  Дуная были возведены пограничные  ограждения.

Церковь разрушалась  временем и людьми. В 90-е гг. началось восстановление памятников истории  и архитектуры в крепости.

Рядом с Успенской находится Николаевская церковь.

Николаевский монастырь, основанный святогорскими  монахами, по приказу турецкого султана Селима  был конфискован в казну турецким пашой Мустафой Челеби. В 1499 г. был выкуплен монахами. Грамота об этом событии хранится в Каракальском монастыре. Это и есть первое документальное упоминание  о Николаевском монастыре.

В 1641 году монастырь получает самостоятельность в делах, дарованную ему Константинопольским патриархом. Монахи начинают восстановление монастыря и  христианской церкви, построенной в конце XIV в. (документ  «О митрополии» /1644 г./, пункт «О церкви Святого Николая в крепости Измаил»). Интересно, что все церкви в то время были полуподземные со ступеньками вниз, так как турки не разрешали, чтобы  они возвышались над турецкими постройками. Отремонтированная церковь простояла  до 1852 г.

В 1852 г. была  построена  из кирпича новая  Свято-Николаевская церковь,  сохранившаяся до наших дней. Капитальный ремонт с реставрацией фресок был произведен в 1912 г.

В советское время  судьба Свято-Николаевской церкви была печальна. Здание было передано кинопрокату в 1960-е гг., перестроено под склад. Уникальные росписи были уничтожены. Лишь в 1990-е годы началось восстановление памятника истории.

С 2002 г. Успенская и Николаевская церковь  преобразованы в Свято-Николаевский мужской монастырь.

Рядом с крепостью находятся ворота бывшего воинского кладбища

В настоящее время на нем все в разрушенном виде. Кладбище разрушили в 1970-е годы.

Сохранились остатки бастиона «Кавальер».

Сводчатый склеп, в котором когда-то покоились русские, французские и румынские солдаты, погибшие в Первую мировую войну на Румынском фронте.

Справка: В 1926 г. в Измаиле открылось   отделение   Всерумынского общества «Культ героев», которое занималось   благоустройством военных кладбищ и увековечением памяти погибших воинов. В русско-турецкую 1877-1878 гг. и Первую мировую войны тяжело раненных русских, французских и румынских солдат   направляли   из   полевых госпиталей в тыловые — в Измаил и Рени. В Измаиле умерших от ран солдат хоронили  в крепости  на землях Николаевского монастыря.

Это общество и занялось перезахоронением останков воинов с монастырской земли. Для нового кладбища выбрали место на берегу Дуная и дали название «Кладбище героев». По проекту архитектора Ф. Рутта на нем в 1929 г. был сооружен сводчатый склеп, над которым воздвигли Памятник героям.

На кладбище героев перезахоронили останки 421 воина из которых 86 опознали и похоронили в могилах южнее памятника. Неопознанных захоронили в склепе.

В   1969   г.   Измаильским исполкомом   горсовета   было принято  решение  по Памятнику героям. Оно гласило: «Обелиск не является памятником истории или архитектуры и не зарегистрирован органами   Советской   власти   и обществом   охраны   памятников истории и культуры. Памятник был построен в 1929 г. к десятилетию   оккупации   Бессарабии королевской боярской румынской армией. В 1970 г. монумент разрушили по распоряжению исполкома горсовета — как не представляющий исторической и культурной ценности.

В 2013 г. обелиск восстановили в 2013 в таком виде

Установили новый крест.

Морской порт на Дунае.

Центр города

К сожалению, музей А.В. Суворова был закрыт на реставрацию. Известно, что музей основан  в 1946 году. Он является одним из пяти суворовских музеев действующих на постсоветском пространстве.

Измаильский музей А. В. Суворова по богатству фондовых коллекций занимает важное место в ряду музеев Одесского региона. В настоящее время собрание музея насчитывают около 34 тысяч предметов. Особо ценные экспонаты были переданы музею ведущими музеями России и Украины.

Значительную  часть собрания музея составляют редкие книги о жизни и деятельности А. В. Суворова, изданные в середине XIX – начале XX веков. Они поступили из Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина ( С.-Петербург).

Наиболее интересная часть собрания музея связана  с материалами, относящихся к  периоду штурма крепости 1790 года. Это  – большая коллекция холодного и огнестрельного оружия, знамена русской и турецкой армий XVIII – XIX веков, живопись, а также ядра и бомбы, найденные на территории бывшей крепости Измаил. Часть этой коллекции была передана музею жителями города и района.

На проспекте Суворова, главной улице Измаила находится самое презентабельное здание столицы украинского Придунавья. На фронтоне надпись — «Будинок культури ім. Т.Г.Шевченка». Здание, специально построенное на месте бывшей мыловарни несколько лет спустя после освобождения города от немецко-румынских захватчиков, тогда, в начале 50-х, имело похожую надпись: «Драматический театр имени Т.Г.Шевченко».

В центре города установлен памятник первому градоначальнику города Сергею Алексеевичу Тучкову.

Придунайский край освободился из-под ига султанской Турции спустя 19 лет после взятия крепости Измаил. Этому предшествовала русско-турецкая война 1806-1812 гг. и еще один, последний штурм крепости Измаил, который завершился 14 сентября 1809 г. Осуществили его русские войска под командованием генерала А.П. Засса. В этом штурме принимал участие офицер русской армии, в будущем известный украинский писатель И.П. Котляревский.

В начале XIX в. Россия прочно утвердилась в устье Дуная и на берегах Черного моря. В 1810 г. у восточных стен крепости Измаил стал расти посад, который по указу Сената по представлению главнокомандующего Дунайской армией генерала Чичагова 14 октября 1812 г. был переименован в город Тучков. В этом же году по условиям Бухарестского мирного договора он вошел в состав Российского государства. К концу 1813 г. здесь насчитывалось 6 тыс. жителей, а в 1817 г. население возросло до 9 тыс. Измаил (Тучков) становится важным для России морским и речным портом на Дунае. Зарождается новая отрасль промышленности — судостроение.

В 1818 г. Измаил (Тучков) получает статус уездного города.

А в сентябре 1830 года было создано Измаильское градоначальство, магистрат, дума и другие административные учреждения. Город приобретает своеобразный внешний облик. Под руководством известного петербургского архитектора А.И. Мельникова в центре городской обширной площади строятся торговые каменные ряды.

Об основателе города

Сергей Алексеевич Тучков — фигура значительная и личность многогранная. Он и генерал-лейтенант русской армии, и военный писатель, и поэт, и сенатор. Если говорить о конкретных примерах его деятельности, то Сергей Алексеевич как эффективный менеджер, обладавший стратегическим мышлением и талантом создателя экономически эффективных структур. В возрасте 42 лет С. А. Тучков был назначен командиром всех крепостей Южной Бессарабии. Общий доход этой структуры для казны на тот момент составлял около 10 тысяч левов. Спустя два года благодаря усилиям Сергея Алексеевича эти доходы выросли в 25,5 раза — до 255 тысяч левов! Талантливый военный деятель и администратор С.А. Тучков за собственные средства переселял людей из турецких владений в российские, развивал экономику края. А в свой 45-летний день рождения — 1 октября 1812 года — названный по указу императора «… в память потомству по имени учредителя». При этом С.А. Тучков вложил немало собственных средств в развитие молодого города: ему принадлежит идея прямоугольной планировки города, и его стараниями началась плановая застройка. И сегодня измаильчане имеют возможность любоваться тем, что закладывалось в начале 19 в. — Покровским собором и Соборной площадью, тогда были построены здания магистрата и градоначальства, каменные торговые ряды. При этом С.А. Тучков не просто вкладывал деньги в их строительство, но и сам принимал участие в закладке фундаментов.

Полностью биографию можно почитать здесь http://deduhova.ru/statesman/sergej-alekseevich-tuchkov/

Там же в центре можно увидеть Свято-Покровский кафедральный собор. Церковь из камня стали строить к 1820 г., когда прежняя «Тучковская малороссийская Николаевская форштадтная церковь» обветшала.

Историки считают автором архитектурного проекта собора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854), профессора архитектуры и ректора академии художеств города Москвы. Хотя некоторые исследователи считают автором Г. И. Торичелли.

Иконописные работы в соборе выполнялись иконописцами Михаилом, Петром и Дорофеем Кособрюховыми. Осенью 12 сентября 1831 года Архиепископом Кишиневским и Хотинским Димитрием в присутствии Бухарестского митрополита был освящен Свято-Покровский собор.

Граф Михаил Семенович Воронцов пожертвовал на святое дело огромную по тем временам сумму — 30 тыс. левов. Русский император Александр I вложил в строительство храма 12 тыс. рублей, а его престолонаследник Николай I предоставил часть трофейных пушек, взятых в войне с турками 1828-1829 гг. для отлива колоколов.
В июле 1833 г. Измаильский градоначальник генерал-лейтенант С. А. Тучков на имя Его Высокопреосвященства Димитрия, Архиепископа Кишиневского и Хотинского писал следующее: «Государь Император по ходатайству моему пожаловал для церквей Города Тучкова 80 турецких пушек, составляющих 2000 пудов, на литье колоколов. Была построена литейная печь, в которой в 1833 и 1835 гг. были отлиты первые колокола для Соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Всего было отлито одиннадцать колоколов.
Главный колокол имеет вес 650 пудов, один из самых больших в Украине, весит почти 11 тонн (10650 кг.), а его язык — 900 кг.

В 1848 г. деревянную колокольню заменили на ныне существующую трехъярусную из камня, высотой 65 метров, по плану одесского городового архитектора И. Козлова.

Первоначально собор не был расписан. Алтарь и стены были покрыты побелкой. Настенная живопись, сохранившаяся до наших дней, относится к 1912-1914 годам.

Кишиневская епархия позаботилась о том, чтобы настенные росписи достойно украсили храм, подчеркивая, что Измаил должен стать духовным и культурным центром юга Бессарабии. Живописные работы поручено было осуществлять незаурядному художнику Павлу Алексеевичу Пискареву (1875-1949), принадлежавшему к школе выдающегося мастера Виктора Михайловича Васнецова.

В верхней башенке часовни, на 5-м ярусе, на столетие Собора (1931) были установлены часы с тремя наружными циферблатами с боем каждые полчаса.

Колоннада тосканского ордера и портик над центральным входом собора достроены на народные средства в 1937-1938 годах (в период румынской оккупации) по проекту Анжело-де веки (Vecchi), итальянца по происхождению, воспитанного на классических образцах Петербургского зодчества. В его проекте сразу угадывается известная колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга.

В Свято-Покровском соборе имеется чтимая святыня — Распятие Господа Иисуса Христа (Голгофа). Это дар семейства священника Феодора Чакира, сделанный им 25 марта 1910 года. В крест вложен серебряный вызолоченный крестик, в котором хранятся следующие святыни: частица Животворящего Дерева Креста Спасителя; частицы нетленных мощей апостола Андрея Первозванного, апостола и евангелиста Луки, мученика Ермолая, великомученика Пантелеимона, первомученика архидиакона Стефана, мученика Дионисия Ареопагита, мученика Феодора Стратилата, мученика Мины; несколько частиц камней от Гроба Господня и Голгофы.В соборе находтся иконы: Пресвятой Богородицы Избавительница, привезенная с Афона на благословение Измаила и Скоропослушница.

В сквера напротив собора установлен памятник погибшим в Афганистане.

Около Покровского собора в центре города возвышается бронзовая скульптура фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову: осадив горячего скакуна, привстав на стременах, Александр Васильевич Суворов поднял в приветствии треуголку. Открыт монумент 26 августа 1945 года, в первую годовщину освобождения города от фашистских оккупантов.

Необычна история сооружения этого памятника. 14 декабря 1890 года в Измаил съехались представители всех суворовских полков, чтобы отметить 100-летие со дня штурма крепости Измаил. Тогда и было принято решение — соорудить памятник героям штурма Измаила за счет средств от добровольного пожертвования, сбор которых длился несколько лет. Известный скульптор Б.В. Эдуардс, которому поручили сооружение памятника, собственноручно отлил бронзовую скульптуру. Но началась первая мировая война и, разобранный на части, памятник в 1916 году доставили в Одессу. Находился он в Одесском художественном музее. В 1945 году трудящиеся Измаила начали ходатайствовать о передаче памятника их городу. Просьба была удовлетворена.

На следующий день до отъезда я сходила на берег Дуная,

где находится еще один памятник русским воинам ХХ века. На постаменте стоит бронекатер N134, ставший исторической реликвией.

Он прошел с боями от берегов Азовского моря до болгарского порта Виден и на этом пути принимал участие в освобождении Измаила. Теперь он уже никогда не сойдет с напоминающего крутую волну высокого пьедестала, на который подняли его в августе 1967 года благодарные руки жителей Измаила.

История

22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут из района Тулчи, Исакчи и Галаца силами нескольких дивизий немецко-фашистской Германии был нанесен прямой огневой удар по Измаилу. Первый бой приняла Дунайская военная флотилия, дивизион бронекатеров и мониторы «Железняков», «Ударный», «Мартынов», «Ростовцев», «Жемчужина», 25-я и 7-я береговые артиллерийские батареи, пограничники.

От устья Прута до взморья образовалась вдоль Дуная линия огня. Здесь сражались бойцы 25-й имени Чапаева и 51-й стрелковых дивизий, 79-го и 25-го отрядов войск пограничной охраны. С воздуха их поддерживала авиация истребительного полка Южного фронта, 70-я и 78-я бомбардировочные, 96-я и 3-я истребительные эскадрильи Черноморского флота.

После месяца ожесточенной обороны по приказу командования Юго-Западного фронта советские войска оставили город 22 июля 1941 года. В фашистском тылу была оставлена подпольная группа во главе с участником Татарбунарского восстания Ф.И. Погребным. Измаил боролся и не сдавался. В борьбе прошло три года оккупации.

26 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишиневской операции, в которой участвовали войска 2-го и 3-го Украинских фронтов и Дунайская флотилия, Измаил был освобожден от фашистских захватчиков. Первыми в город вошли еще 25 августа бойцы мотоциклетного батальона гвардии майора Н.Д. Клушина.