Сербия


Содержание:

Нови Сад — монастырь Велика Рамета (Фрушка Гора) — монастырь Гргетег (Фрушка Гора) — Сремский округ — Республика Сербская. Биелина. Монастырь Свети Петка. — Республика Сербская. Этнодеревня Станишичи — Республика Сербская. Баня Лука. — Республика Сербская. Село Ритешич — Сербия. Монастырь Йованья. — Сербия. Мильков Монастырь

Нови Сад

В марте 2018 года я впервые побывала в на Балканах, в Сербии. Посещала Сербию в рамках паломничества «Русские Балканы», которые проводят Федерация мототуризма и Ночные Волки.

Все участники были на Балканах, в том числе в Сербии, много раз. Получается, только для меня тут было все в новинку и, конечно, хотелось все посмотреть и узнать.На самом деле получается очень забавная история с Балканами и славянскими странами. Мы все говорим о многовековой дружбе и клянемся в любви, а по факту ничего друг про друга не знаем, порой даже географически не знаем где эти самые Балканы. Тоже самое и с той стороны.

Так вот цель паломничеств и культурно-исторических пробегов заключается именно в том, чтобы действительно узнать друг друга не на словах, а на деле. Побывать на земле сербского народа, за которую они столько сражались и сражаются, почувствовать дух братского народа и увидеть его святыни, которые и формируют этот самый дух.

Поездка началась с прилета в столицу Сербии – Белград. Дальше едем в Нови Сад. Многим путешествующим по Сербии нравится этот город. Тихий и самобытный город с европейской архитектурой и древней историей. Как заметил Евгений: «Нови Сад — мудрый город, перелопатил все временное и остался собой. Это и не Венгрия, и не Австрия, и не Сербия, при этом это цельный град со своим духом. Так иногда говорят про русских, что они перерабатывают любую культуру и выдают свое».

Мне, забегая вперед, городок Бела Церква понравился больше.

К сожалению, когда мы приехали, в Сербии похолодало и выпал снег. Хотя до этого было настолько тепло, что зацвели цветы и зазеленели поля.

Сегодня Нови-Сад является одним из трех крупнейших городов Сербии – всего в часе езды от Белграда. Столица автономного края Воеводина. Находится город на берегу Дуная.

История Нови Сад и другие данные взята с официального сайта города http://www.novisad.rs/articles/10

Изначально Нови-Сад был многонациональным городом. Большинство здесь всегда были сербами, но были другие: венгры, хорваты, словаки, русины, греки, цинцары, евреи, румыны, цыгане и кто теперь знает кто еще. Этот мультикультурный образ сохранился и по сей день. 

Впервые он был упомянут в 1694 году, через два года после начала строительства Петроварадинской крепости. Там, на «Дунайском Гибралтаре», средневековая Габсбургская монархия поднялась из пепла после осады Турции в 1683 году. На слиянии трех рек Дуная, Тиса и Савва собрались три цивилизации – христианский Восток, христианский Запад и ислам, нашли здесь убежище многочисленные этнические и религиозные группы. Это пространство, как до, так и после римлян, имеет интересную историю долгой жизни, многочисленных народов и культур.

С 1748 года город управлялся свободно выбранным Магистратом. По договоренности сербского и несербского населения поочередно на главные функции города передавались православным и католикам. В начале 19 века сербский просветитель, реформатор правописания Вук Стефанович Караджич, сказал, что «Нови Сад является крупнейшим сербским обществом в мире». В революции 1848/9 город был подвергнут бомбардировке и разрушению. С какой-то странной силой его граждане восстановили его сочетая барокко и другие архитектурные стили, подняв из руин. 

После Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской монархии в 1918 году Нови-Сад, как и вся Воеводина, вошел в состав Сербии в новообразованное Королевство сербов, хорватов и словенцев, будущую Югославию. 

В 20 веке Нови-Сад продолжил свой тихий подунайский путь развития с культурной и экономической точки зрения. Он превратился в современный европейский город с бульварами и большими зданиями, такими как великолепное здание Магистрата, один из символов города. 

Магистрат

После трагических событий Второй мировой войны, когда погибли многие горожане, город резко увеличился и распространился со всех сторон. Войны разрушили мосты через Дунай. Новосадцы говорили через несколько лет после бомбардировки (1999 года), что у них есть два моста над Дунаем, один (понтон) на Дунае и другой в Дунае.

***

С самого начала города его граждане заботились о своей духовной жизни. Они сразу же подняли церкви. Первыми православными были: Николаевская, 

Николаевская церковь

Николаевская церковь

Николаевская церковь

Николаевская церковь

соборная церковь Св. Георгия, 

церковь Св. Георгия

Успенская и Алмашская. Есть римско-католическая,

Римско-католическая церковь Девы Марии

Римско-католическая церковь Девы Марии

Римско-католическая церковь Девы Марии

грекокатолическая, реформаторская, протестантская, армянская церкви и еврейская синагога. Наряду с церковными зданиями были подняты школы. Из культурных учреждений были созданы сербский читальный зал (1845) и сербский национальный театр (1861). Но самым важным событием стало переезд матицы Сербской в Нови-Сад, 1864. лет. Матица сербская, старейшее сербское культурное учреждение нового века, была основана в Будапеште в 1826 году. На ее коленях были разработаны другие учреждения, такие как библиотека матицы сербской, Галерея матицы сербской, музей Воеводины, музей города Нови-Сад и др. В эпоху национального романтизма и гражданского либерализма, политическая жизнь в Нови-Саде и Воеводине разбудила Светозара Милетича, крупнейшего политика 19 века. Его памятник расположен в центре города на площади Свободы, где и здание бывшего Магистрата. 

Наряду с учреждениями, они в наибольшей степени способствовали значимым личностям.

Йован Йованович (псевдоним Змей (Змај) — сербский поэт, родился в Нови Сад в 1833. За его спиной Владичанский двор, или дворец Епископа (1901 г.).

Лаза Костич (серб. Laza Kostić, Лаза Костић; 31 января 1841 — 26 ноября 1910) — сербский поэт, писатель, адвокат, философ, полиглот, публицист и политик, один из ярчайших представителей сербской литературы.

Это город короткой истории, но интересных людей и событий. В начале 20 века здесь жил Альберт Эйнштейн со своей женой Милевой Марич-Эйнштейн. 

По мере развития Нови-Сад стал столицей автономной провинции Воеводины, вторым по величине городом в Сербии, где проживает от 300 до 400 тысяч человек. Язык экономики говорит также, что это самый перспективный город в современной Сербии, обладающий огромным потенциалом не только потому, что он имеет самый обширный бюджет на душу населения, но и из-за хорошо продуманных проектов развития.

Его трехсотлетнее прошлое сохранило лучшие следы, они живут и излучают свет, живя мирно рядом со всем новым. 

Добродошли в Нови Сад.

Петроварадинская крепость

Монастырь Гргетег

Следующая обитель на Фрушка Горе, которую посетили паломники, стал монастырь Гргетег. Монахине Илиине передали в дар Тихвинскую икону Богородицы.

Потом монахиня Илиина проводила всех в главный храм св. Николая Чудотворца. Все поклонились святыням и послушали рассказ об истории монастыря.

Монастырь Гргетег находится на южном склоне Фрушской Горы близ села Гргетег (Воеводина).

Нет достоверных сведений, кто был строителем монастыря, как неизвестно и точное время его строительства. Легенда утверждает, что этот монастырь был основан около 1471 года деспотом Вуком Джурджевичем. Согласно другой легенде основателем монастыря был деспот Вука Гргуревич, известный как Огненный дракон, чтобы поселить в нем своего слепого отца Григория Бранковича (Хиландарский монах Герман).Можно сказать, что он был построен между 1459 и 1521 гг. (до завоевания Срема турками).

В турецких источниках упоминается с 1619 г.

Монастырь построен в честь перенесения мощей святого Николая, архиепископа Мирликийского.

Во второй половине XVII в. был разорен и пришёл в запустение.

В 1691 году император Священной Римской империи Леопольд I определил монастырь резиденцией епископа Енопольского и Арадского Исаии (Джакович), который, став митрополитом Крушедольским, в 1707 г. объявил монастырь митрополичьей собственностью и подарил монастырю драгоценности, оставшиеся после смерти Патриарха Печского Арсения III (Черноевич).

В 1739 г., спасаясь от турок, в обитель перешли монахи из монастыря Сланцы под Белградом.

В 1740—1760-х годах при митрополите Карловацком Павле (Ненадович), была возведена высокая колокольня, монастырскую церковь с 4-х сторон окружили братские корпуса. В этот период в монастыре была собрана богатая библиотека: согласно данным посещения Фрушкогорских монастырей митрополитом Павлом в 1753 г., здесь хранилось 65 книг, из них 8 — древних сербских.

В 1771 г. при митрополите Карловацком Иоанне (Георгиевич) вместо старой была возведена новая церковь.

Старая каменная церковь в XVIII веке была заменена зданием в стиле барокко.

В 1898 г. при игумене Иларионе (Рувац) была освящена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1899-1901 гг. весь монастырский комплекс был отреставрирован по проекту Германа Болеа.

В 1920-х годах здесь проживали и представители русского духовенства, которые были вынуждены покинуть Россию. В этот период функционировала типография.

Монастырь очень пострадал от военных действий во время Второй мировой войны. От взрыва 22 сентября 1943 г. колокольня и братский корпус были разрушены полностью. Церковь была разграблена и частично разрушена. Иконостас сохранился, но все иконы были повреждены осколками и осквернены. Драгоценности ризницы были вывезены, некоторая их часть по окончании войны была передана в Музей Сербской православной церкви. Отдельные рукописи, происходящие из монастыря, находятся в собрании Музея Сербской православной церкви и в Народной библиотеке «Кирилл и Мефодий» в Софии.

С 1953 г. монастырь начал восстанавливаться и был обновлен как женский монастырь. К 1987 г. была произведена полная реконструкция церкви, к 1994 г. привели в порядок келейные корпуса.

В 1999 г. в келейном корпусе епископ Сремский Василий (Вадич) освятил домовый храм во имя преподобного Серафима Саровского.

К Пасхе 2001 г. на колокольню были подняты 4 колокола, отлитые по заказу в Воронеже.

24 июля 2002 г. в монастыре торжественно встретили копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», написанную в Хиландаре.

В монастыре открыт музей архимандрита Илариона (Рувараца) и экспозиция сохранившихся предметов из ризниц Фрушкогорских монастырей.

Из храма святого Николая все отправились в теплый храм в честь святого Серафима Саровского, где монахиня Илиина сказала, что этого святого так любят в монастыре, что почти все сестры побывали в России в Дивеево.

Поблагодарив за прием, участники паломничества «Русские Балканы» отправились дальше в путь.

Подробная история описана здесь ГРГЕТЕГ

Сремский округ. Сремский фронт

В городе Сремска Митровица мы посетили центр города, где в 2017 году участниками мотопробега «Славянский мир» была посажена липа.

История Сремской Митровицы 

Город расположен на левом берегу реки Савы. Ранее он назывался Сирмий. Сегодня это место называется Сремска Митровица.

Его история прослеживается с Августийского похода на илиров (35-33 до н.э.) до 582 года, когда город попадает под власть авар.

Сирмий или Сирмиум был основан в 1 веке н.э., а расцвет его могущества пришелся на III век н.э., когда его объявили одним из четырех столиц Римской империи. В Сирмиуме долго или коротко находились: Домициан, Марк Аврелий, Септимий Север, Диоклетиан, и что в городе и на его окрестностях родились пять римских императоров: Деций Траян, Аврелиан, Марк Аврелий Проб, Максимиан Геркулий и Грациан. Во время археологических раскопок в Сирмиуме — рядом с Царской палатой (Sirmium Palatium) и римским цирком были обнаружены и другие монументальные общественные здания, такие как: «Термические ванны царя Лициния», житница (horreum), магазины и ремесленные кварталы. Город был защищен мощными валами, снабжался водой через акведук из фрушкогорского источника потока Враняша. Улицы имели портики, канализацию и были вымощены камнем. В то время в городе работал монетный двор, мастерские для изготовления различных предметов из драгоценных металлов, стекла, керамики, также изготавливали кирпич.

Сирмий считался крупнейшим центром одной из римских провинций Паннония. Он был главным городом торговли того региона. Позже Сирмий постигла участь всей Римской империи: в конце IV века н.э. город был уничтожен нашествием гуннов, готтов и жители покинули свое великое пристанище навсегда.

Город был центром раннего христианства, переименован в «град св. Димитрия» (Civitas Sancti Demetrii), откуда в XII в. произошло современное наименование. Сегодня на территории города можно увидеть остатки христианской базилики в центре города.

По данным 1573 года в городе было 17 мечетей и ни одной церкви. В 1718—1918 гг. входил в состав владений Габсбургов.

***

В городе участников пробега 2018 года встретили горожане, пообщавшись с горожанами, участники пробега и все желающие отправились в город Шид.

По дороге в Шид участников пробега встретила община города.

История Шид 

Шид также находится в Сремском округе, на склонах национального парка Фрушка Гора. Регион славится своими винами и многочисленными винными погребами. В 1918 году город вошел в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, и был частью Хорватии.

Дата основания поселения или первого упоминания неизвестны. Есть ряд предположений о происхождении названия. Некоторые считают, что это вид густых кустарников, напоминающих сеть, которые в изобилии произрастают здесь. Другие связывают название с постройкой здесь римлянами моста через реку. Одной из известнейших археологических находок, сделанных в городе является мраморный саркофаг, относящийся к четвертому веку до нашей эры.

***

Первая остановка в городе Шид — это храм св. Лазаря. Горожане встретили хлебом и солью.

После чего все прошли в храм на благодарственный молебен. После молебна отец Георгий поблагодарил русских и Россию за поддержку Сербии, отметил важность единства веры и братских отношений наших народов. Паломники передали в храм икону Троицы, а отец Георгий подарил всем участникам иконы св. Лазаря.

После чего путники побывали в строящемся рядом храме, единственном, построенном в русско-сербском стиле. Храм строится, еще предстоит много работы, но радостно, что храмы возводятся на древних землях Православия и что люди приходят в них.

Но главная цель визита в Сремском округе — мемориальный парк «Сремский Фронт».

В храме комплекса была отслужена панихида

и возложен венок в знак памяти и уважения к подвигу русских воинов.

«Сремский фронт»

Мемориальный парк под селом Адашевцы в общине Шид. Здесь в 1944 — 1945 гг. была проведена самая крупнейшая совместная военная операция советских и югославских войск на территории Югославии — прорыв Сремского фронта, означавший фактическое окончание Второй мировой войны на территории Сербии.

Сремский фронт стал одним из самых тяжелых, длительных и трагических сражений не только в сербской истории, но и во всей Второй Мировой Войне, в позиционных боях, продолжавшихся с октября 1944 по 12 апреля 1945 года, принимали участие около 250 тысяч солдат.

Немцы удерживали этот фронт ради обеспечения вывода частей группы армий «Е» из Греции, Македонии и Косово и потому оборонялись до последнего.

Югославские силы состояли из 12 дивизий, сражавшихся при поддержке Советской Армии, болгарской Народной Армии, а также батальона словенцев и бригады «Италия».

С немецкой стороны кроме немцев сражались усташи, а также части белогвардейского «Русского охранного корпуса».

Прорыв Сремкого фронта начался рано утром 12 апреля с 15-минутной артиллерийской подготовки из 120 орудий и атакой 50 самолетов в две волны, после дня боев были освобождены Винковцы и Жупания, Сремский фронт был прорван на всю глубину и была открыта дорога к Славонскому броду и Загребу.

За все 175 дней боев на Сремском фронте погибло около 13 000 солдат Народно-освободительной армии Югославии. Советская Армия потеряла 1 100 солдат, болгарская Народная Армия 623, а бригада «Италия» 163 бойца, потери противника составили около 30 тысяч солдат.

После прорыва Сремского фронта за неполный месяц была полностью освобождена вся территория Югославии, Истрия и Словенское приморье, а также взят Триест.

Под ударами Югославской Армии капитулировала группа армий «Е», а ее командующий Александр фон Лер, спланировавший разорение Белграда, попал в плен и был расстрелян как военный преступник 17 февраля 1947 года.

Мемориальный комплекс был открыт в 1988 году. Автором комплекса является скульптор Йован Солдатович.

Комплекс состоит из 3 частей:

— 70 вертикальных плит, на которых указаны все военные подразделения, участвовавшие в прорыве фронта и три барельефа с картами фронта,

— аллея славы, где указаны имена 15 000 павших бойцов Югославской, Советской и Болгарской армий,

— музей истории прорыва Сремского фронта.

В ходе военных действий 1990 годов был осквернен. Восстановлен в 2003-05 гг. Воздвигнута православная часовня.

***

Ознакомившись с экспозицией музея, участники паломничества были приглашены на братский обед.

Во время обеда сербская сторона вручила грамоту и подарки участникам пробега, которые в свою очередь подарили подарки сербской стороне.

Республика Сербская. Биелина. Монастырь Свети Петка

21 марта мы были в Республике Сербской, что на территории Боснии и Герцеговины. Первой остановкой стал Русский монастырь Свети Петка в городе Биелина. Поклонение Святой Петке широко распространено в Сербии и других южнославянских странах. В настоящее время мощи ее хранятся в Яссах (Румыния).

Когда-то и на территории России было велико почитание святой Параскевы / Петки (Пятница). Достаточно вспомнить одну из старейших улиц Москвы – Пятницкую. Свое название улица получила благодаря церкви в честь святой Параскевы Пятницы (утрачена).

В ряде русских городов по сей день стоят старинные церкви, освященные во имя Параскевы Пятницы.

Сегодня в Москве святая Параскева Пятница, к сожалению, почти забыта. Лишь на самой окраине города, на территории бывшего села Качалова (ныне – район Северное Бутово) стоит единственная на всю Москву церковь св. Параскевы Пятницы. Впервые появившаяся еще в XVI в. Пострадавшая в ХХ в. и наполовину разрушенная, церковь была возвращена верующим и стала приходской для огромного района Москвы и одновременно единственным напоминанием о Параскеве Пятнице в столице.

Но вернемся к монастырю святой Параскевы в Республике Сербской. Женский монастырь находится в юрисдикции Сербской православной церкви, как и ряд других монастырей. Первые сербские православные монастыри появились на территории современной Боснии и Герцеговины в XIII в.

Нынешний монастырь новый. В 2003 году была освящена земля и осуществлена закладка камня, а строительство началось в 2005 году.

В монастыре нас встретила монахиня Елизавета. В дар из России ей была передана икона Собор Радонежских Святых.

Монахиня проводила в нижний крипта-храм, который посвящен Сергию Радонежскому и русским святым, там же находится частичка мощей св. Сергия Радонежского, подарок Алексия II Патриарха Русской Православной церкви. На стенах храма образы русских святых от древности до настоящих времен, как например монахи-мученики Оптиной пустыни.

Здесь же в нижнем храме находятся мощи русского священника-новомученика Иоанна (скорее всего по фамилии Князев), который служил в этом храме. В 1941 г. над ним издевались хорватские усташи, а потом отсекли голову. Его жизнь и мученичество за веру служит связью православного русского и сербского народов. Обрели его мощи в 2013 году.

Верхний храм монастыря, богато украшен и посвящен святой Петке. Особенно привлекают внимание столбы — выполненные в виде виноградной лозы, причем это первая такая работа автора скульптора Райко Блажича, в медальонах на столбах – лики святых и мучеников.

В верхнем храме находится икона св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и другие святыни.

Резной дубовый иконостас и другие деревянные элементы оформления выполнили Милорад Йованович и Слободан Марунич. Иконы для иконостаса написали в Белграде, в иконописной мастерской «Петар Билич».

Верхнюю и нижнюю церкви расписали художники из Сербии: Дарко Живкович, Джордже Джорджич, Милош Максимович, Радош Васич, Боян Живич.

Снаружи архитектурный ансамбль монастыря в Биелине выполнен в русском стиле и украшен многочисленными мозаиками с изображениями русских святых: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской. Автор мозаик, которые украшают фасады и порталы церкви, Джуро Радлович из Белграда.

Церковь пятикупольная.

Рядом с церковью великолепное пятиэтажное здание, украшенное мозаиками. Оно предназначено для высоких церковных лиц, которые по состоянию здоровья не могут продолжать служение. Здесь же и часовня, посвящённая св. Нектарию Эгинскому с частицей его мощей.

За храмом на территории монастыря находится скульптура святой Параскевы и каменный мемориал жертвам Боснийской войны (1992 – 1995 гг.).

Справка: Босния и Герцеговина в 1992 года вышла из Югославии. Тогда же в одностороннем порядке в БиГ была провозглашена независимая Республика Сербская (в 1995 году стала составной частью БиГ). Из-за разногласий между сербами, хорватами и бошняками-мусульманами по вопросам будущего политического устройства Боснии и Герцеговины в стране начались военные действия (Боснийская война; до 1995 года).

Боснийская война – одно из самых кровопролитных последствий распада Югославии. Боснийский конфликт на национальной почве нестандартного типа: противоборствующие стороны принадлежали к единой общности, говорили на одном языке (хотя единство «сербскохорватского» языка много лет уже оспаривается), но различались по религиозному признаку. Боснийские сербы – православные, боснийские хорваты – католики, третья группа – славяне-мусульмане. Боснийская война принесла стране гигантские разрушения: были уничтожены две трети зданий, все железные дороги, большинство автомобильных, 70 мостов. Количество убитых оценивается десятками тысяч человек.

По оценке известного международного эксперта Мэри Калдор, война в Боснии и Герцеговине, продолжавшаяся с 6 апреля 1992 г. по 12 октября 1995 г., стала самой долгой и самой разрушительной войной в Европе после 1945 г. С родных мест было перемещено почти две трети всего населения, погибло от 100 до 260 тыс. человек. Эта война стала «прообразом нового типа военных действий, возникшего после холодной войны». Ее влияние на мировое общественное сознание было больше, чем какой-либо другой войны последнего десятилетия XX в.

В 1995 году США инициируют мирные переговоры, которые заканчиваются подписанием Дейтонского соглашения. Чтобы не допустить повторения кровавых событий, в Боснию и Герцеговину направляют «миротворческие» силы. Государство делят на Сербскую республику и Федерацию Боснию и Герцеговину.

Для НАТО это была самая крупная операция, когда-либо предпринимаемая альянсом. Широкомасштабное развертывание войск НАТО обернулось, по мнению Калдор, далеко идущими последствиями, повлиявшими на роль НАТО, институциональные основы европейской безопасности. Суть изменений в «миротворческой» концепции НАТО, оформившихся в ходе войны в Боснии и Герцеговине, сводится к следующему: 1) стремление НАТО заявить о себе как новой глобальной силе, способной заменить ООН и взять на себя функции урегулирования конфликтов и кризисов, в том числе за пределами действия Вашингтонского договора 1949 г.; 2) отказ НАТО от признанных принципов миротворчества, таких как беспристрастность и объективность; превращение из миротворца в участника конфликта; 3) опора НАТО на военную силу, боевые корабли, авиацию, крылатые ракеты, бомбардировки как основной арсенал миротворчества альянса; 4) действия НАТО под управлением и в интересах США для установления их глобального лидерства.

Подробнее здесь «миротворческая» операция НАТО в Боснии и Герцеговине (1992-1995): концепция и реальность

Этно-деревня «Станишичи»

В Биелине участники паломничества «Русские Балканы» заехали в гости к своему другу Борису Станишичу, который основал в Республике Сербской в 2003 году этно-деревню «Станишичи» (Etnoselo «Stanišići» @stanisici).

В знак благодарности подарили хозяину икону Спасителя.

Чтобы создать деревню Борис несколько лет путешествовал по сербским деревням в поисках старых домов и объектов, которые хранили бы жизнь и культуру прошлых веков.

Сегодня в этно-деревне есть действующий деревянный храм святого Николая с мощами св. Николая и сербского царя Уроша. Освящен в 2006 г. За основу в архитектуре взят  монастырь Куманица.

А для крестильни образцом послужили русские церкви Аляски. Нам удалось посетить только открытый храм святого Николая.

Территория отдыха в «Станишичи» представлена высококлассными отелями («Пирг» и «Рас») и отдельными домиками, а территория питания ресторанами«Коноба» и «Елас».

О русско-сербской дружбе здесь напомнят строения под названиями «Санкт-Петербург» и «Москва».

На историко-культурной территории находятся деревянные мостики и большой каменный мост, который является миниатюрной копией знаменитого моста в Сараево — «Козий Мост» (Чуприя), озера с лебедями, где можно прокатиться на лодке.

Там же можно посмотреть как работают старые мельницы — водяная мельница построена в 1937 г., есть также мельница 1917 г. постройки для перемалывания муки для вкусных оладьев, которые подаются в ресторане.

Есть и кузница, зернохранилище, маслобойня (построена в 1948 г.), оригинальные деревянные домики в которых представлены экспозиции старинной мебели и народных костюмов, а также представлены рабочие инструменты, которыми пользовались ремесленники. Каменный амфитеатр на 380 мест. В деревне также есть мини железная дорога, по которой ездит небольшой паровоз с вагонами для туристов.

На память о посещении этно-деревни можно приобрести разнообразные поделки в сувенирной лавке.

Республика Сербская. Баня-Лука

21 марта 2018г. мы посетили столицу Республики Сербской — Баня-Луку.

Паломничество началось с осмотра строительной площадки русcко-сербского храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

Подготовительные работы начались в сентябре 2017 г. Будущий храм будет располагаться в одном из новых районов города. Разработкой проекта храма занимаются специалисты ведущего российского архитектурного института – МАРХИ за основу взят храм архангела Михаила из ХIV века с шатровой колокольней, составлявшего часть архитектурного ансамбля московского Кремля. Будущий храм также будет пятикупольным, трехпредельным (первый предел в честь Преображения Господа Иисуса Христа, второй – в честь царской семьи Романовых и третий — в честь св. Симеона и Саввы Сербских, которые являются родоначальниками династии Неманичей).

По словам епископа Баня-Лукского Ефрема на 17 июля 2018 г. запланировано освящение фундамента нового храма. До этого времени должен быть закончен нулевой цикл строительства. Событие будет особым образом приурочено к 100-летию мученической Российского императора Николая II и его семьи.

Из новостей на март 2020 г.

В 2018 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 21 сентября прибыл в город Баня-Лука и принял участие в церемонии открытия памятной доски на месте строительства русско-сербского храма в память о семье российского императора Николая II и духовно-культурного центра, в котором храм станет главным элементом. В культурно-духовном центре при храме планируется преподавание русского языка, изучение истории наших народов, предусмотрены комнаты для паломников

https://rg.ru/2018/09/21/lavrov-zalozhil-hram-v-chest-nikolaia-ii-v-respublike-serbskoj.html

В 2019 г. сербский член Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорад Додик рассказал, что проект строительства храма должен стать символом укрепления двусторонних отношений с Российской Федерацией.

«Это идея возникла не сейчас, — подчеркнул политик. — Ей более ста лет. Она живет с того момента, когда представители сербских войск вернулись сюда с полей Первой мировой войны. Они претерпели все ужасы той катастрофы. Эти люди не понаслышке знали о роли России в защите и сохранении сербского народа. Тогда впервые и была выдвинута данная инициатива, которая, к сожалению, не была реализована. Вместе с тем я горжусь тем, что принадлежу к числу людей, которые причастны к возведению русcко-сербского храма в честь святых царственных страстотерпцев в Баня-Луке. Православная церковь будет построена в русском стиле, находиться под управлением Баня-Лукской епархии Сербской православной церкви. Здесь также будут располагаться помещения для проведения конгрессов и форумов. Проект уже получил огромную поддержку со стороны местной общественности».

https://rg.ru/2019/10/11/dodik-vozvedenie-russko-serbskogo-hrama-v-bania-luke-dvizhetsia-intensivno.html

Храм Христа Спасителя 

Второй остановкой стал храм Христа Спасителя. Настоятель храма поприветствовал и поблагодарил за посещение паломников. Он рассказал о значении храма в городе, истории храма.

В Баня-Луке долго не было собственного храма, первая часовня-церковь была построена в начале 19 в. на месте, где погибли сербы-мученики. Соборный храм Святой Троицы в Баня-Луке появился только в 20 в.

В 1939  г. было закончено внутреннее убранство храма. Храм прослужил только два года, сначала он пострадал в 1941 г. от бомбардировок во время Второй Мировой войны, позже его развалины до фундамента снесли усташи – члены нацистской организации, планомерно истреблявшей православных сербов. Был разрушен и второй храм города и на некоторое время город лишился всех православных храмов. Мученически пострадал епископ Банялукский Платон. 10 апреля 1941 г. новые власти «независимого государства Хорватия» указали ему покинуть его епархию, так как он был серб родом из Сербии, но епископ Платон ответил: «Я канонически и законно от компетентных властей назначен епископом Банялукским и как таковой обязан я перед Богом, Церковью и народом проявлять заботу о своей духовной пастве, постоянно и стабильно, невзирая ни на какие обстоятельства и события, связывая неразрывно жизнь и свою судьбу с жизнью и судьбой своего духовного стада и … оставаясь со своим стадом, как добрый пастырь, который душу свою полагает за своих овец»

Икона с изображением св. Платона
Икона с изображением св. Платона

4 мая 1941 г. епископу Платону было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к римско-католическому епископу Йозо Гаричу с просьбой убедить ответственного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней, чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, с 4 на 5 мая, хорватские усташи схватили болящего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

В 1961 г. на другом месте была построена новая церковь. Но желание возродить храм на прежнем месте было и осуществилось оно только в 90-х 20 в. Коммунистические власти сначала поставили на месте храма памятник «Борцам во Второй Мировой войне», чтобы было невозможно возводить храм. Сейчас памятник перемещен недалеко от храма. В конце 90-х 20 в. – начале 21 в. храм был построен и освящен. Храм Христа Спасителя возведен на старом фундаменте, первая служба прошла в 2001 г. Но внутренние работы в храме идут до сих пор, выкладывается мозаика. Внешне храм похож на предыдущий, убранство тоже стараются выполнить, как и в прежнем храме (восстанавливается по чудом сохранившейся от прежнего храма единственной плитке), площадь, где храм, также стараются привести к первоначальному виду.

Храм построен по современным технологиям и с использованием современных материалов, но в древней греческой традиции. Это единственный храм в Европе возведенный в такой традиции. Внешняя кладка радует взгляд каменной пластикой: ниши, розетки, венцы и пилястры. Для облицовки стен использован привезенный с Ближнего Востока травертин. Полоски этого полумрамора желтого и красного цветов, делают храм еще наряднее. Элементы фасада выполнены из гранита и белого мрамора, купола сверкают позолоченной медью. Колокольня высотой больше 47 м и имеет 4 колокола. Паникадило в храме сделано в русской традиции.

Баня-Лука долго не имела своего храма, сейчас он есть, и возводятся новые. Завершил свой рассказ настоятель такими словами: «Как хорошо, что строятся и наполняются людьми новые храмы, а старые не пустеют»

После этого паломники передали из России в храм икону Донской Богоматери,

а настоятель в ответ передал в Россию икону новомученика Платона,

а всем участникам паломничества подарил маленькую иконку с изображением св.муч. Платона.

Паломничество «Русские Балканы» проводилось во славу святых князя Лазаря Сербского и князя Дмитрия Донского, поэтому посещая Баня-Луку мы заехали в храм в часть святого князя Лазаря.

Князь Лазарь, чьи нетленные мощи почивают ныне в монастыре Раваница (Сербия), был одним из величайших правителей Сербии. Он неоднократно воевал с турецким пашой, и, наконец, сошелся в решительной битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 года. Накануне битвы, ночью, ему явился Ангел, предложив на выбор земное царство или мученичество ради Царствия Небесного. И он предпочел погибнуть в битве. После того, как все войско причастилось Святых Таин за Божественной литургией, все воины удостоились мученических венцов от рук мусульман. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в Раваницу, где насельницы обители в наше время ухаживают за больными детьми. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеимона на Афоне.

Кому интересная история Сербии, ее князей и святых, советую почитать труд святителя Николая Сербского «Царев завет». Из предисловия книги: «Косовская битва – трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа. Есть ли другой такой народ, живущий на земле, в исторической жизни которого поражение и гибель явились бы в духовном плане победой, живущей и действующей в веках?!

По мнению святого Владыки Николая (Велемировича): «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Владыка Николай множество раз в течение жизни обращался к теме Косова в проповедях и разных публикациях, когда говорил о сербской истории и сербском народе. Особенно значимо его религиозно-философское эссе, опубликованное в 1933 году под названием «Царев завет» и впервые посвященное исключительно святому князю Лазарю, Косовскому Великомученику. В этом толковании Владыка выразил свое понимание того, в чем высший смысл мученической судьбы князя Лазаря и всей Косовской трагедии.

Конец XIV века. Огромные силы турок двигаются на Балканы и Европу. Уже не один бой пришлось вести сербам с турецкими войсками, ненадолго задержали они турок. И вот пришел день решающей битвы на Косовом поле. Турецкое войско во много раз превышало числом войско сербское. Накануне битвы предводитель сербов, князь Лазарь, имел небесное видение и был спрошен, какое Царство он изберет: земное или Небесное. Князь выбирает Небесное, вечное. Все войско причащается перед битвой и гибнет. Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, тысячи мучеников вошли в них, «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило», – писал свт. Николай в книге «Косово и Видовдан».

Далее – пять веков турецкого рабства. Но завет о выборе Небесного Царства жил в народе. Идут века: XIX – освобождение от турецкого ига, XX – мировые войны, революции и, наконец, XXI – и снова Косово. Как будто опять поражение, но это не так. Жив завет о выборе Небесного Царства. Косово – перспектива, путеводная звезда, и она говорит: «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные».

Об этом слово святого Николая Сербского «Царев завет», в котором он заново переживает то, что произошло со святым князем Лазарем несколько столетий назад, переживает так, как будто это было только вчера.

Сама книга с царем заговорила:

«О, князь Лазарь, благородный родом,

Ты какое Царство крепче любишь?

Или любишь Небесное Царство?

Или любишь Царство ты земное?

Если любишь Царство ты земное,

Седлай коней, подтяни подпруги,

Каждый витязь, саблей препояшься,

Да на турок нападайте сразу,

Турецкое все изгинет войско.

Если ж любишь Небесное Царство,

На Косове ты поставишь церковь,

Но не мрамор в основанье нужен,

Шелк и пурпур постели под камни,

Все царево причасти в ней войско

Перед тем, как все оно погибнет,

И ты, княже, с ним погибнешь вместе».

Когда Лазарь выслушал то слово,

Стал он думу непростую думать:

«Боже милый, что я пожелаю?

Царство мне какое больше любо?

Пожелаю Царства ли земного?

Если здесь я пожелаю Царства,

Пожелаю Царства я земного,

Так земное короткое Царство,

А в Небесном Царстве век превечен».

Лазарь выбрал Небесное Царство,

А не Царство краткое земное.»

Полностью книгу можно прочесть здесь https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/tsarev-zavet/

Храм святого князя Лазаря

В храме святого князя Лазаря паломников встречал настоятель отец Горан (Сибинчич) и иерей Петар (Фигурек). Из России в храм была передана икона Феодоровской Богоматери. Отец Горан принял дар и пригласил паломников в храм. В храме он поблагодарил русских братьев за приезд и отметил важность памяти князя Лазаря для всех православных.

В алтаре храма находится ковчежек с частицей мощей св. кн. Лазаря, и настоятель благословил вынести его для поклонения паломникам. После того как все приложились к святыне, паломникам были подарены иконки с изображением святого Лазаря.

За скромной трапезой настоятель храма рассказал еще о жизни прихода и показал летопись храма.

Храм во имя кн. Лазаря современный храм и был построен в короткий срок с 2001 по 2002 гг. Освящал храм епископ Ефрем, который учился в Духовной академии в Санкт-Петербурге. Рядом с церковью построено здание для трапезы и занятий, также в нем проживают служащие в храме священники. На территории храма находится памятник Сербским борцам, которые положили свои жизни в защиту Родины и веры. Храм богат прихожанами и в нем служит три священника, которые молятся не только за свой приход, но и за всех православных христиан. Храм не богат историей, но он богат душами, продолжается строительство храма, но главное строительство – это души прихожан. Храм активно помогает и поддерживает сербов Косово.

Памятник Императору Николаю II

Завершился третий день паломничества, 21 марта, возложением венков к бюсту царя-страстотерпца Николая II в Баня-Луке. К финальной точке маршрута этого дня группа прибыла поздно вечером. Нужно пояснить, что монумент в честь последнего Российского Императора находится в небольшом сквере во внутреннем дворике жилого квартала.

Когда паломники начали возлагать цветы к подножию памятника, на балконах близлежащих домов появились люди, которые начали аплодировать и кричать «Браво!».

Люди долго не покидали балконы, продолжая одобрительно хлопать, а прохожие не хотели отпускать Ночных Волков без фотографии на память. Одна женщина, обратившись к мотоциклистам, произнесла простую, но дорогую сердцу фразу: «Спасибо! Вы – наши братья!».

Республика Сербская. Село Ритешич

22 марта 2018 года участники паломничества отправились в Сербию. По пути посетили село Ритешич близ города Добой в Республике Сербской.

В Ритешичах живет друг мотоклуба «Ночные Волки» Зоран Гаич, председатель Общества русско-сербской дружбы и единства православных народов. Ему передали в дар икону Богородицы Умиление.

Во время встречи Зоран показал памятник Владимиру Путину, который он хочет установить рядом с памятником Николаю II в этноселе на Аллее великих правителей.

Непосредственно в этнической деревне паломники посетили первый на Балканах монастырский комплекс в честь святой Матроны Московской и передали в него икону Собор Пресвятой Богородицы.

Строительство монастыря началось в 2012 г. В 2018 г., когда мы его посетили, здание храма уже было построено, осталось найти художников, которые смогут сделать роспись.

Поблизости от монастыря планируется создание русского этносела с культурным центром. Здесь будут проходить дни русской культуры, научные конференции, а также осуществляться прием туристов и паломников. Оно будет рассчитано на прием одновременно 60 туристов. Помимо традиционных экспозиций в ней будет размещен этно-ресторан.

От монастыря паломники прошли к Аллее великих правителей.

В 2017 г. на ней был установлен памятник российскому Императору Николаю II.

Монумент установлен в знак признания русскому царю, который встал на защиту сербов в Первой мировой войне.

Всего в мероприятии, посвященном открытию памятника, приняло участие около 1,5 тысяч человек, в том числе представители руководства Республики Сербской, Сербской Православной Церкви, российских и сербских экспертных и научных кругов, боснийские и сербские парламентарии, бизнесмены и дипломаты.

Паломники возложили венок к памятнику императору Николаю II,

и, сделав фото на память и поблагодарив Зорана за прием,

отправились дальше в свой путь.

Монастырь Йованья, Валево

Вечером 22 марта участники паломничества добрались до монастыря Йованья. Перед монастырем Йованья прошли границу с Республикой Сербской.

Проехав немного по Сербии, пошел сильный снег, который ставил под сомнение посещение монастыря.

Но настоятель отец Михаил ждал целый день и потом приехал на дорогу, когда подъезжали к Валево. Прием, который оказал путникам наместник архимандрит о. Михайло (Бикович), не передать словами.

Монастырь находится на горе, и подниматься на машинах по глубокому и мокрому снегу пришлось с приключениями, но в итоге все закончилось удачно, путники стали первыми русскими, посетившими древний монастырь.

Отец Михаил поблагодарил за приезд, и в знак уважения к России, ее лидеру — Владимиру Путину и всем Русским братьям грянул гимн России в исполнении хора, который проехал для встречи с Русскими паломниками 200 с лишним километров.

Паломники передали от России в монастырь икону Троицы и подарок от Правительства Москвы с изображением ее покровителя — Святого Георгия.

Потом отец Михаил вынес из алтаря ковчежек с мощами Иоанна Крестителя, все поклонились, и он еще раз поблагодарил за приезд и отметил важность для мира братского союза русских и сербов.

Из храма паломником не отпустили, а пригласили на богатую трапезу, во время которой хор исполнял русские песни казаков, военные песни и хвалу Господу.

Отец Михаил рассказывал много о России и Сербии, об их единых судьбах, святынях и вынес на поклонение крест-мощевик, которые ему подарила Оптинская пустынь. В кресте находятся мощи муч. Максима воина Римского, муч. Валентины Палестинской, препод. Филарета Глинского, св. Исаи епископа Ростовского, препод. Алексея Зосимовского,  препод. Варсонофия Херсонского и частица Креста Господня.

Ради таких встреч стоит преодолевать любые трудности.

История местности и монастыря

Валево – один из самых старых городов Сербии, здесь были рождены многие литераторы, художники и учёные. Впервые упоминается в документе, датируемом 1393 годом. За время своего существования город неоднократно переживал подъём и упадок, теряя и вновь получая статус города. Ныне он является одним из экономических и культурных центров Западной Сербии.

Монастырь Йованья расположен в непосредственной близости от Валево, на правом берегу оврага реки Ябланица, в деревне Атару Йованья, и принадлежит Валевской епархии Сербской Православной Церкви.

Монастырь Йованья посвящен рождению Иоанна Крестителя. Был основан предположительно в XV в. В конце XV-начале XVI вв. была построена монастырская церковь. В первой половине XVIII в. при монастыре была богословская школа, но в 1788 году была сожжена турками. В XIX в. монастырь преобразован в мирскую церковь.

Фото монастыря сделано из мотопробега «Славянский мир 2018»

Церковь возведена в упрощенном рашском стиле. Характерный облик церкви придает купол цилиндрической формы. За время своего существования церковь неоднократно перестраивалась. Сохранились фрески XVII в.

Из монастыря участники «Русских Балкан» встретились с местным дружественным мотоклубом «Сораби» (старое имя нации сербов) в городе Валево.

От Русских Мотоциклистов мотоклубу был подарен флаг России, члены мотоклуба «Сораби» тоже не отпустили гостей подарков.

Благодарим мотоклуб «Сораби» за радушный прием!

Мильков монастырь

Мильков монастырь участники паломничества «Русские Балканы» посетили впервые, но как все и предыдущие маршруты многолетнего проекта «Русская Дорога», «Русские Балканы 2018» обращен к малоизученным страницам прошлого и ставит своей основной целью изучение забытых или малоизвестных святых православного мира и поиском мест, неразрывно связанных с русской историей.

Мильков монастырь возведен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, также известен как Русский монастырь.

Об истории монастыря рассказала, встретившая паломников монахиня Михаила:

«Храм посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы. Храм очень старый и построен в начале 15 в. сыном царя Лазаря деспотом Стефаном Лазаревичем, известного тем, что построил много монастырей. С 15 в. пролетели столетия, и по этим землям проходило много неприятельских войск, которые оставляли после себя выжженную землю и порушенные храмы. Сколько раз проходили неприятели, столько раз они рушили монастыри, и эта церковь также страдала. Каждый раз она восстанавливалась. Последний раз она возродилась во второй половине 18 в. благодаря человеку, которого звали Милько Томич. Он был купцом из с. Гложане и жил здесь по соседству. В преклонном возрасте Милько проживал в монастыре, в котором он скончался и был похоронен во дворе монастыря. После этого монастырь стал называться Мильков монастырь. Но на въезде в монастырь над воротами сохранилась надпись, что это Введенский монастырь. В 1808 г. в знак благодарности, Мильков монастырь от Карагеоргия в подарок получил церковный колокол, на котором было написано: „Вылито во время правления верховного вождя сербского народа Георгия Петровича.» В 1830 г. колокол сняли и отвезли в г. Крагуевац, где он первым звонил в свободной Сербии, а потом был отправлен в монастырь Раваница. От князя Милоша монастырь Мильково позднее получил новый колокол. В 1856  г. выполнен значительный ремонт монастыря, под руководством игумена Хаджи Пантелеймона, который родился в с.Гложане. Настоящее здание храма принадлежит этому периоду. С этого восстановления начинается улучшение монастырской жизни. Фрески на стенах рушатся не из-за того, что люди вредили, а из-за нахождения монастыря на берегу реки Моравы, влага портит фрески на стенах.

Монастырь богат своими святынями. В ковчежце монастыря частицы мощей более 20 святых.

Волею случая в 1926 г. сюда пришла группа монахов из России, около 40 монахов. Среди них был молодой человек, которого звали Михаил Максимович. По фамилии можно предположить, что он был на половину серб. В юном возрасте он был пострижен здесь в монахи. Во главе монахов находился иеромонах Амвросий Курганов, в юности наставленный Оптинским скитоначальником схиигуменом Феодосием. Новый игумен, как записано в монастырской летописи, «притягивал в Мильково, как магнит, лучших монахов из русской эмиграции» — особенно приметным было присутствие выходцев из Валаамского монастыря, которые принесли с собой Валаамский устав. При отце Амвросии Мильков монастырь быстро стал значительной сербско-русской обителью, взрастившей в короткий срок ряд видных духовных деятелей — первым русским постриженником обители стал святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский, здесь в те годы подвизались знаменитый сербский старец Фаддей Витовницкий (Штрбулович), будущие русские владыки Антоний (Медведев) и Антоний (Синкевич), будущий духовник Леснинского монастыря иеромонах Никандр. Обитель была, по позднейшим словам святителя Иоанна Шанхайского, образцом «чистого и незапятнанного монашества.» Сам приход русских монахов был очень значимым для монастыря.

Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926 году
Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926 году

Они пришли просить убежища, но сами помогли монастырю и дали гораздо больше. Они принесли истинную православную сильную веру. Каждый метр, каждый камень в монастыре наполнен духовностью и благодатью, говорят, что это принесли русские монахи. Они пришли из разных величайших монастырей России и принесли с собой высокую богатую благодать. Бывают случаи, причем это не просто слова, есть примеры людей, которые приходили сюда и рассказывали, что в процессе службы совершенно спонтанно начинали петь, настолько сильна благодать здесь. Люди возвышаются и уходят к Богу. В 1952 году монастырь превращен в женский общежительный монастырь. Первой настоятельницей была монахиня, а с 1967 года игуменья Дорофея. В этот период монастырь получил настоящий вид. В 1968 году закончен корпус для сестер с южной стороны, в 1996 году трапезная в продолжении сестрческого корпуса. В 1999 году завершен корпус для гостей. С 2003 года продолжается восстановление подворья Добреш. Хор монахинь в монастыре благодаря духовному отцу Нектарию известен по всей Сербии.»

Также монахиня рассказала немного о святом Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском:

«При постриге Михаил Максимович взял имя своего дяди святого Иоанна Тобольского. И стал учиться на богословском факультете в Белграде. И профессора, которые преподавали ему, увидели в нем великого проповедника и его силу. Они предложили остаться ему на богословском факультете в качестве преподавателя, признавая его высокий уровень как богослова. Но Николай Велимирович, который служил и преподавал в Македонии, предложил Иоанну поехать в Македонию в Битолу и преподавать там. Иоанн согласился, но каждые летние каникулы он возвращался сюда в монастырь. Здесь он встретил своего единомышленника и друга, который точно также в юном возрасте пришел сюда, чтобы научиться от русских монахов, перенять их знания и получить благодать, которую принесли они с русской земли. Звали его в монашестве отец Тодей, он не канонизирован, но очень почитаем в Сербии. После Битолы Иоанн был направлен в Шанхай, отсюда и его имя Шанхайский. Там у него был большой приход и храм, который вмещал более 2000 человек. В Шанхае он начал свою благотворительную деятельность, собирая брошенных детей на улице. Появились люди, которые стали ему помогать и впоследствии появился большой детский приют, в котором можно было разместить до 600 детей. Настолько сильна была молитва Иоанна и такая благодать от него исходила, что он излечивал многих людей. После Шанхая он стал путешествовать по свету, из земли в землю, с континента на континент. В конце пути обрел приход в Сан-Франциско, где в настоящее время находятся его святые мощи. Там он достроил великолепный храм, часто изображаемый в руке святителя на иконе. Можно представить и красоту храма в Шанхае. Но, тем не менее, святой Иоанн всегда говорил, что самый красивый и сильный в духовном плане храм – это Мильков монастырь.»

Книги о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском.

В настоящее время сбор материала о чудесах святителя Иоанна осуществляет Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Если у вас есть информация о святом, напишите on-pomogaet@mail.ru

Из России в Мильков монастырь была передана икона Богородицы Предвозвестительницы

и изображение Симеона Богоприимца с Младенцем.

Рассказав еще несколько случаев о чудесах святого Иоанна Шанхайского, монахиня Михаила пригласила паломников на знакомство с территорией монастыря.

Около монастыря захоронены подвижники монастыря, о которых и было рассказано.

Один из них схиархимандрит Амвросий (Курганов Владимир Зиновьевич) (1894 — 1933) — оптинский воспитанник, духовный сын преподобного старца Анатолия (Потапова) и настоятель Мильковского монастыря. Похоронен в порте монастыря. Над надгробием из белого мрамора возвышается русский крест, а под ним на медальоне из белого фаянса – фотография в обрамлении позолоченных пальмовых ветвей. Под фотографией выбита цитата из Евангелия: «Я живу и вы будете жить» (Иоанн 14;19) на сербском языке.

Затем, на сербском же языке написано: «Здесь почиют земные останки схиархимандрита Амвросия (Курганова), жил 40 лет, основатель сербско-русской киновии, который почил 17.V. 1933. Жертвенная любовь и преподобная скромность украшали этого верного слугу Христа и примерного монаха. Памятник ему поставили сербы и русские, которые сами убедились, что отец Амвросий «для всех был всем во имя спасения каждого».

Почитать о нем.

Перед отъездом паломники зашли на беседу с игуменьей монастыря Анастасией, которая поблагодарила за приезд и рассказала о жизни монастыря.

В настоящее время в монастыре служит и проживает 12 сестер.

Сайт монастыря Миљков Манастир — Миљково — Буковица — Ваведење Пресвете Богородице