Библиотека


Москва. Экскурсия по библиотеке искусств имени Алексея Петровича Боголюбова.

15 декабря 2018 года в рамках проекта «В память о лучших сынах Московии» Русские мотоциклисты провели первое мероприятие — лекцию-беседу «Москва — духовный центр России».

Началась лекция-беседа со знакомства с историей старинного особняка-библиотеки, где проходит лекция-беседа, и жизненным путем его создателя — Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Экскурсию провела главный библиотекарь — Светлана Игоревна Дмитриева.

«Библиотека носит имя Алексея Петровича Боголюбова. При входе находится портрет Алексея Петровича.

Он был первым владельцем здания. Мы находимся в исторической части здания, в соседнем крыле здания когда-то находился деревянный особняк, построенный по заказу Алексея Петровича Боголюбова (16 [28] марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния — 7 ноября 1896, Париж). К сожалению, его сохранить не удалось и его пришлось снести.

До 1998 года это здание состояло из двух зданий деревянного особняка и каменной пристройки, которая была выполнена уже другим хозяином.

Алексей Петрович впервые появился в Москве, когда ему было 37 лет, и Москва его просто поразила.

А. П. Боголюбов. 1861 год.

И он решил когда-нибудь здесь в сельской местности построить домик. Когда-то в этом месте, в районе Сущевской улицы, была сельская местность. Трудно себе представить, но это была окраина Москвы. Здесь была деревня Сущево. Улица Сущевская называлась Казанской улицей в честь церкви Казанской Божией Матери. Она находится в начале около Палихи. Сейчас там находится на месте храма немецкая спецшкола. Храм был снесен в 20-е гг. ХХ в.

Там, где мы сейчас находимся, Боголюбов построил небольшой деревянный особнячок. Проектировал его архитектор Лев Даль —  сын Владимира Ивановича Даля (составитель Толкового словаря живого великорусского языка). К сожалению, в особняке Боголюбов долго жить не мог по состоянию здоровья. Сначала он ездил в Париж на зимние месяцы, а летом приезжал сюда. Но потом врачи окончательно запретили ему, сказав, что с его сердцем необходим климат Франции. И тогда здание было продано племяннику Третьякова – Николаю Сергеевичу Третьякову.

Отец Николая Сергеевича – Сергей Михайлович Третьяков собирал в основном западную живопись. Галерея была основана Павлом Михайловичем Третьяковым.

Николай Сергеевич Третьяков купил это здание, потому что сам увлекался живописью. По профессии он был юристом, но любил очень живопись, его устраивало, что здесь была мастерская и картинная галерея. Но поскольку Николай Сергеевич и его супруга вели светский образ жизни, у них были дети и приезжало много гостей, было решено сделать каменную пристройку, которую уже проектировал Альфред Эрнестович Эрихсон — известный архитектор того времени. На уличе Тверской его работа красивый особняк —  дом Сытина, на Никольской улице – аптека Феррейнов.

При Третьякове здание было построено в стиле неоклассического модерна. Этому стилю соответствует оформление стен, потолка и пола здания. На стенах здания были везде размещены большие зеркала, они расширяют пространство и создают богатство интерьера, и характерны для неоклассического модерна.

На втором этаже здания находятся Голубая гостиная, Камерный зал, Белая парадная столовая.

Голубая гостиная была спроектирована тоже Эрихсоном.  Стиль оформления – рококо.

На стенах ей соответствует лепнина, витиеватые цветочные орнаменты, выполненные в белом и золотистом цвете. Кроме того можно заметить легкую античность амурчики, музыкальные инструменты. Свечи, которые находятся вдоль стен, также присущи стилю рококо. Эта зала была восстановлена после реконструкции по эскизам, которые хранятся в Саратовском музее имени Радищева.

Нужно уточнить, Алексей Петрович Боголюбов был внуком Александра Николаевича Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). Всю жизнь он мечтал о том, чтобы реабилитировать имя своего деда. Незаслуженно поруганное и забытое. В 1885 г. Боголюбов открыл в Саратове первый общедоступный провинциальный художественный музей. Алексей Петрович положил начало образованию провинции.

После него уже открывалось в Твери, Смоленске и других городах, но он был первый. Музей открылся на 13 лет раньше Русского музея и 7 лет раньше Третьяковской галереи.

В этом музее была собрана вся коллекция Боголюбова, которую он собирал много-много лет. Все его картины, большая часть, находятся именно там. Когда музей готовился к открытию, было много даров. Непосредственно Александр III предоставил в музей 30 небольших картин и 7 больших полотен. У нас есть фотография этого музей на первом этаже.

Хотелось бы сказать, что имя Алексея Петровича Боголюбова было забыто долгие годы. А это был человек, который сделал для России очень много. Во-первых, как художник-маринист он создал галерею картин, которые прославляют русский флот периода Петра I, Крымской войны, Турецкой войны. Копии его картин можно посмотреть на 4 этаже библиотеки. Там же находится и его мемориальный зал.

В мемориальном зале можно увидеть макет первого деревянного особняка.

В Голубой гостиной первого хозяина собирались гости, проходили литературно-музыкальные вечера. Напротив – зал редкой книги, а ранее носил название Белая парадная столовая, где подчивали гостей.

После революции здание было конфисковано. Сначала в нем находилась канцелярия рабочих полков и канцелярия дивизии рабочих полков. Но уже в то время в здании были выделены две комнатки для библиотеки. Сохранялась в здании первое время и галерея, но впоследствии все картины были переданы в музеи.

В 1919 г. это здание окончательно стало библиотекой, когда поступило распоряжение, чтобы здесь открыли Сущевско-Мариинский клуб для рабочих и жителей района. Здесь были и различные кружки и библиотека. Библиотеке было присвоено имя поэта-демократа Ивана Сурикова (авто стихотворения «Детство»). Под этим именем библиотека существовала до 1996 г., когда вдруг решили узнать, кому принадлежало это здание.

Большую роль в этом сыграла Валерия Огарева, которая занялась расследованием и посвятила полжизни изучению биографии Алексея Петровича Боголюбова. Она много времени провела в Саратовском музее. Благодаря ее усилиям был издан его дневник «Записки моряка-художника». Это уникальный памятник, в котором мы узнаем о культурной жизни России того времени и за ее пределами, интересные факты о культурных деятелях того времени. Сам дневник написан в такой форме, что его легко читать, его написал человек с юмором. Многих вещей, которые он описал в дневнике, художник потом стыдился. Как пример, пирушек, когда он был морским офицером.

Алексей Петрович будучи вне России, всегда стремился обратно.

Живя во Франции, он вел богатую культурную жизнь, помогал русским художникам-пенсионерам, снимая им мастерские. Многие ночевали у него, кому-то он помогал материально, кому-то советом.

Впоследствии вместе с Тургеневым они создали общество помощи русским художникам. Общество было создано для того, чтобы дать материальную основу русским художникам, путем проведения выставок, платных литературно-музыкальных вечеров.

Когда Боголюбов провел первую выставку в Академии художеств после учебы за границей, он вырученные деньги от выставки передал в фонд вдовам художников и их детям. Он занимался много благотворительностью и считал, что человек его уровня должен все впоследствии отдавать своему государству.

У Боголюбова была крепкая связь с Александром III. Связь эта была основана во взглядах на искусство. Он давал советы, рекомендовал приобретать какие-то художественные произведения. Так, когда А.П. Базилевский решил в Париже продать свою коллекцию уникальных древностей, он посетовал Александру III эту коллекцию купить. Она до сих пор является основой декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже, но некоторые исключительные по ценности экспонаты покинули музей в результате эрмитажных распродаж 1930-х гг. При покупке было много шума вокруг этой коллекции, завистники говорили, что это подделка, и не нужно ее приобретать. Но сделали экспертизу и удостоверились, что это уникальная коллекция времен Византии.

Когда открылся музей, то при нем Боголюбов создал и рисовальную школу. Сначала она находилась в подвалах музея. Эту школу окончили знаменитые художники: Матвеев, Кузьмин, потом Петров-Водкин, Борисов-Мусатов. Плата взималась за обучении совсем ничтожная по сравнению с другими рисовальными школами. К сожалению, школа была открыта через 3 месяца после смерти А.П. Боголюбова.

Белая парадная столовая.

Столовая была здесь во времена Третьякова, но когда делали реконструкцию здания, здесь было принято решение сделать этот зал по эскизам кабинета Николая II в Санкт-Петербурге. Он действительно очень похож только он покороче, встроенные стенные шкафы, винтовая лестница на хоралы, большой стол в центре зала.

Стоит обратить внимание на колонны на стене, они остались от деревянного особняка и резные узоры на колоннах выполнены по эскизам Боголюбова. Он делал сам эскизы для наличников и внутреннее убранство. На стенах картины современного фотографа Владимира Клавихо-Телепнева. Он стилизует свои фотографии под старину и в этом зале они смотрят очень органично. Интересная серия «Алиса в стране чудес».

Сейчас в зале собраны редкие книги дореволюционного издания, самая редкая книга Дениса Фонвизина 1830 г., собраны книги с подписями известных деятелей культуры, книги-современники Маяковского, Толстого. Здесь же находятся шикарные альбомы по зарубежной и русской живописи, в том числе и Боголюбова. Очень интересно издание «Голос», издается в Италии. Книги этого зала не выдаются на дом. Их можно смотреть только в читальном зале, предварительно заказав.

В Камерном зале, восстановленном в стиле модерн, проходят концерты, в том числе органные, литературно-музыкальные вечера, выставки. Рядом находится маленькая театральная гостиная.

В мемориальной комнате находится копия портрета Боголюбова выполненная Репиным в этом деревянном особняке.

И. Е. РЕПИН Портрет Алексея Петровича Боголюбова. 1882

Еще в мемориальном зале есть серия картин современной художница Натальи Леоновой. Она восстановила внутренне убранство деревянного особняка и теперь по ее картинам мы можем увидеть, как выглядел дом при Боголюбове. Она же по эскизам восстановила Голубую гостиную, благодаря ее работам мы можем ее сейчас видеть.»

В настоящее время в библиотеке проходит выставка картин Вячеслава Зайцева.

Также представлена экспозиция музыкальных инструментов Народного музея.

Благодарим Владимира Олеговича Семенова — директора Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова и весь коллектив за помощь в проведении мероприятия.

Картины Алексея Петровича Боголюбова можно посмотреть здесь https://art-assorty.ru/806-bogolyubov-aleksey-petrovich.html

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова (Москва)

5 декабря 2018 в рамках реализации проекта «В память о лучших сынах Московии» посетили Библиотеку искусств им. А.П. Боголюбова, в которой 15 декабря пройдет лекция-беседа «Москва — духовный центр России».

Приходя в библиотеку, ты попадаешь в совершенно другой мир, где все живет по своим законам и своему времени, при этом ты не чувствуешь себя здесь чужим. Ты наоборот наполняешься от понимания того, что ты часть этого мира. Мир этот творили великие люди, и они оставили его нам — своим потомкам.

Библиотека искусств живет необыкновенной и насыщенной культурной жизнью, о которой, уверены, многие и не знают. Достаточно взглянуть на афиши и расписание мероприятий.

Так 5 декабря завершился Четвертый Большой фестиваль «Рихтеровские чтения 2018», посвященный юбилеям всемирно известных деятелей русской и зарубежной культуры.

Из совсем современных явлений – буккроссинг (процесс обмена книгами), для него оборудован шкаф при входе в библиотеку.

Здание библиотеки – это старинный особняк, где трудился великий русский художник Алексей Петрович Боголюбов, потом дом принадлежал племяннику купца и мецената Третьякова. В советское время в нем появилась первая библиотека Москвы.

Лекция будет проведена в зале, где сейчас проходит выставка графики Вячеслава Зайцева. Но сначала все слушатели примут участие к экскурсии по библиотеке-особняку, узнают историю особняка и его владельцев. Экскурсию проведет главный библиотекарь Светлана Игоревна Дмитриева.

После экскурсии иерей Иннокентий Семенов, клирик храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке расскажет о Москве как духовном центре России, а историк Игорь Рыжов об Иване Калите как основателе Москвы как центра «всея Руси».

В завершении встречи Русские Мотоциклисты расскажут о программе проекта на 2019 год.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Проект проводится при поддержке Комитета общественных связей города Москвы, Паломнического центра Московского Патриархата и храма преподобной Евфросинии Великой княгини Московской