Румыния


Содержание

Мунтения

монастырь Кэлдэрушани — местность Драгонеску. Арсений Бока — Бухарест. Церковь святого Спиридона Тримифутского — Бухарест. Монастырь Антима — Бухарест. Румынская Патриархия — Бухарест. Монастырь Раду Вода — монастырь Черника в Илфовом округе — пещера апостола Андрея монастырь — Куртя-ди-Арджес — монастырь Козия

Добруджа

город Тулча — дельта Дуная — монастырь Стефана Великого

Молдова

монастырь Добровац — Яссы — монастырь Агапия — монастырь Сихастрия — Нямецкая лавра

Буковина

Сучава. Церковь святого Иоанна Сучавского — монастырь Путна — келья Даниила Отшельника — монастырь Воронец — Карпаты

Марамуреш

монастырь Моисей — монастырь Бырсана — Веселое кладбище — монастырь Рохия (святой Анны)

Олтения

монастырь Лайничи — монастырь Тисмана — город Тыргу-Жиу — монастырь Половраги — монастырь Хурези

Трансильвания

монастырь святого Николая — город Клуж-Напока — Соляные пещеры — церковь новомучеников — монастырь Ремец — город Алба-Юлия — замок Корвин — монастырь Прислоп — город Сибиу — город Сигишоара — монастырь Брынковяну — замок Бран — замок Пелеш — город Брашов

 

Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. 

В V в. на территории Румынии христианство распространял святой Никита Ремезианский (+431). В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения Церкви на территории Валахии в ранг автономной митрополии. 

С 1885 года Румынская Церковь — автокефальная, в 1925 году провозглашена Патриархатом.

Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XIII в.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (+ 1406), канонизированные в 1955 году.

Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий Величковский (+ 1794), прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году, который после Афона подвизался в Румынии в Нямецком монастыре и оказал большое влияние на возрождение древних монашеских традиций в духе исихазма в румынских и русских монастырях.

Монастырь Кэлдерушани (Manasteria Caldarusani)

Первый монастырь, который мы посетили, находится близ Бухареста и носит название Кэлдерушани (Manasteria Caldarusani).

Вход в монастырь через арочные ворота. По центру главный храм окруженный липами, говорят им более 400 лет.

«Кэлдэрушань» румынское слово и означает «ведро» или «низменность». Монастырь получил его от одного населенного пункта Căldăruşani. Первое документальное упоминание об этом населенном пункте датируется 4 декабря 1593 г. времен великого князя Михаила Храброго.

Монастырь является одним из крупнейших и старейших православных монастырей в Мунтении и является памятником архитектуры. Он был построен между 1637-1638 и наделен многими дарами от Матея Басараба – основателя монастыря.

Монастырский комплекс состоит сегодня из большой церкви, построенной в центре; келий; стен вокруг монастыря; звонницы; церковного кладбища, расположенного в северной части монастыря.

К концу XVIII в. монастырь приходит в упадок, но после прихода в монастырь архимандрита Филарета монастырь оживает. В течение двадцати лет, он будет заботиться о своем монастыре, как лично, так и через своих настоятелей (1772-1792). Благодаря работе, проведенной в монастыре между 1775-1778, преподобного Филарета по праву можно считать вторым основателем монастыря.

Знаменитая школа художников из Кэлдэрушани была основана в 1778 году по указу князя Александра Ипсиланти, который прибыл в страну с русскими войсками. Сегодня в монастыре находятся иконы и иконостас, выполненные известным румынским живописцем Николае Григореску, бывшим учеником монастыря.

Наружные фрески

С 1 апреля 1794 года митрополит Филарет II назначил настоятелем благочестивого святого Георгия. Сотни верующих пришли в монастырь, где святой провел 5 лет своей жизни, прежде чем был избран на престол митрополитов Унгро-Влахийских. Здесь, в притворе монастырского храма почивают мощи святого.

В возрождении монашеской жизни в Кэлдэрушани большая заслуга Джорджа Эббота и связана она с монашескими традициями Святой Горы Афон. В своем завещании Эббот показал семь шагов процветания морали на пути монаха, сохраняя при этом в полном порядке традиции Паисия Величковского.

Первые десятилетия ХIХ века стали для Кэлдэрушани периодом экономического процветания.

К середине девятнадцатого века в монастыре прошел новый и капитальный ремонт, реконструкции и новое строительство. Частично это связано с землетрясением 1838 года и пожаром в 1850 году.

К середине века библиотека в Кэлдэрушани была одной из самых важных. Коллекции книг и рукописи, напечатанные в монастыре, затрагивали проблемы духовных и культурных потребностей всего общества. Типография монастыря печатала книги для всего мира на всех языках.

Посетив монастырь, мы не только увидели старинные фрески и иконы, но и увидели своими глазами живую традицию Афона – один монах ходил по территории монастыря и ударами молоточка по доске созывал братию на молитву.

Местность Драгонеску. Арсений Бока

Из Кэлдэрушани отправились в местность Драгонеску.

Здесь мы посетили церковь, которую расписал Арсений Бока. Он посвятил работе 15 лет жизни, начиная с 1968г., стремясь к созданию «Сикстинской капеллы» румынского православия.

Иеромонах Арсений (в миру Зиан Бока) родился 29 октября 1910. Он был богословом и иконописцем, духовником, настоятелем, строителем и первым насельником пустовавшего более сотни лет монастыря Брынковяну, называемом также Сымбэта-де-Сус; впоследствии переведен в монастырь Прислоп. При жизни подвергался гонениям со стороны Секуритате, был одним из узников лагерей коммунистического режима в Румынии.

Будучи одаренным исключительными духовными дарами оказала огромное влияние на румынских православных людей. Он умер в Синае, 28 ноября 1989 года и был похоронен в монастыре Прислоп, место его захоронения стало одним из самых популярных мест паломничества в Румынии.

К сожалению, храм был закрыт.

Но оказалось, что настоятель живет напротив через дорогу, и местные детишки вызвались нам помочь. Через несколько минут двери храма для нас открыли, и мы смогли увидеть работы иеромонаха Арсения. Его росписи украшают весь храм и иконостас.

Фрески эти удивительны не только необычным подбором красок, но и предсказаниями, отраженными на той или иной фреске.

Фотографировать в храме нельзя, поэтому можем только описать несколько его работ с пророчеством и приложить фотографии работ с интернета.

Напомним, что роспись завершена в 1983 году. Так на одной фреске изображен Софийский собор в Константинополе на первом плане, а на втором собор Петра в Ватикане, эта работа говорит о том, что София вернется к православным и займет первое место. Другие фрески показывают появление мобильной и спутниковой связи, «отражают» события 2011 года в США. Есть работы, которые показывают развитие науки и темной учености (бес закрывает книгой голову ученого и он творит, не помня про заповеди Божьи). Конечно, в этом храме нужно проводить не часы, а дни, чтобы хоть немного проникнуть в тайны росписи Арсения Бока.

Около храма мы впервые увидели открытый алтарь. Потом мы их встречали около всех храмов, оказывается, на большие праздники службы проводят на улице, чтобы все желающие смогли присутствовать на ней.

Бухарест. Храм Спиридона Тримифутского.

Последней остановкой в первый день приезда в Румынию стал храм Спиридона Тримифутского в центре Бухареста.

В храме мы приложились к мощам святителя Спиридона Тримифутского, а потом настоятель храма рассказал нам историю этой церкви.

Церковь сегодня считается самой крупной православной церковью, которая существует в Бухаресте. Храм построен между 1852 и 1858гг., освящен 8 ноября 1860 года. На месте этой церкви до 1852 года был монастырь, о котором почти ничего неизвестно. Церковь построена с центральным куполом и двумя башнями впереди — с размерами: длина 41 м, ширина 14 м, высота 38м.

Архитектурный стиль церкви готически с молдавскими элементами искусства. Внутри церкви мраморные колонны, художественные витражи с библейскими сюжетами и святых, выполненных в Вене в XIXв. Картины, выполнены в 1862 году Джорджом Татареску.

С течением времени церковь терпит урон, серьезно повреждена в результате землетрясения 1940 года и бомбардировки 1944 г. Реставрационные работы были выполнены при преподобном Юстиниане и в 1954 году церковь была освящена митрополитом Юстинианом.

После землетрясения 1977 года, и особенно после строительства метрополитена в Бухаресте, церкви нанесен большой ущерб. При коммунистическом режиме церковь попала в список церквей, которые должны были быть снесены. Церковь спас Его Блаженство Феоктист (рукоположен здесь 5 марта 1950 года). Церковь была отремонтирована, благоустроена и освящена в 1990 году.

Бухарест. Монастырь Антима (Mănăstirea Antim)

Второй день посвятили осмотру монастырей и церквей Бухареста. Первым стал монастырь Антима (Mănăstirea Antim), ранее носил название «Всех Святых». Перед входом в монастырь установлен памятник святому Антиму. У ног Антима изображен его символ – улитка, которая со смирением все переносит.

Святой Антим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками — греческим, румынским, старославянским, арабским, турецким, был сведущ в теологии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, блистательным писателем и признанным оратором.

      Об отрочестве и юности этого удивительного человека сохранилось очень мало сведений. Известно, что он был уроженцем Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Антима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Антим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Влахского царя Константина Бринковиана отправился во Влахию. По прибытии во Влахию Антим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах и достигло верха совершенства. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение «от грузинского корня». Антим Иверский сумел превратить Влахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток.

      В 1694 году Антима назначили настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию.

      В 1705 году Антима, «избранного из избранных настоятелей Влахии», возвели в сан епископа Римники, а в 1708 году рукоположили Венгро-Влахским митрополитом. Утверждение Антима митрополитом было большим счастьем для всей страны. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет: «На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Антим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны».

      Под непосредственным руководством святого Антима во Влахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре г. Бухареста монастырь «Всех Святых». Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Антим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Антим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь «Всех Святых» он объявил независимым от греческой церкви.

      Со дня утверждения митрополитом святой Антим неустанно боролся за освобождение Влахского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Антим в своей речи отметил: «Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле: Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзираских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николо Маврокордат приказал Антиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Антим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из Румынского духовенства, утвердил, что «заговорщика и революционного подстрекателя восстания» предать анафеме, отлучить от церкви и объявить недостойным монашеского сана.

      Но Николо Маврокордат не удовлетворился лишением Антима сана Венгро-Влахского митрополита, надо было изгнать его из Влахии, и он достиг своей цели: Антим был изгнан на Синай , в монастырь святой Екатерины. Митрополита Антима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Антим Иверский не достиг Синайской Горы.

      14 (27) сентября 1716 года, невдалеке от Галиполия, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адранополю, турецкие воины зарубили святого Антима Иверского и раскромсанные его святые останки сбросили в реку.я на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!»

  Его слова оказались пророческими: В 1714 году турки казнили Князя Влахии Константина Бринковиану, а в 1716 году — последнего Князя Влахии — Кантакузена, и на трон посадили фанариота Николо Маврокордата, покорного слугу завоевателей.

 В эти тяжелые времена Антим Иверский сплотил вокруг себя людей.

  В 1992 году Румынская Церковь причислила Антима Иверского к лику святых и днем его памяти постановила 14 (27) сентября, день его мученической кончины. Грузинская Церковь поминает Антима Иверского 13 (26) июня.( http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/June/13-06.htm

Перед тем как зайти в главную церковь монастыря нам рассказали его историю.

5 февраля 1713 в день празднования Святого Агата, митрополит Aнтим Иверийский решает построить монастырь на месте старой деревянной церкви святого Николая. По этой причине, святой Николай станет покровителем нового монастыря, и день его памяти будет ежегодно праздноваться в монастыре. 

Первоначально монастырь представлял собой крепость, в углах которой возвышались 30м башни, а в центре была церковь святого Николая. По проекту митрополита Aнтима монастырский комплекс включал в себя все необходимое (избы, сараи, конюшни, амбары, печать и библиотеку).

Надписи на церкви показывают, что всего за два года большая церковь монастыря была завершена, но позже смерти митрополита Aнтима, осенью 1716 года. Освятили церковь в 1715г. В церкви до сих пор сохранились росписи сделанные самим Антимом.

Усилия Антима по созданию монастыря впечатляют. В течение первых трех лет (1713-1716) у монастыря были не только собственные здания, но и библиотека и две типографии, кроме типографий при монастыре существовала школа переписчиков. Митрополит Антим собрал прекрасную частную библиотеку. Книги, найденные к сегодняшнему моменту, занимают несколько шахт: Минея февраль и июнь, напечатанные в Венеции в 1678, Минеи декабря 1685, Минеи января 1682 г. и т.п.

Что касается судьбы этой библиотеки, то мы знаем, что после его смерти, митрополит Митрофан Нисский и принц Николай Маврокордат приказал захватить имущество монастыря Антима и где сейчас находятся эти книги можно только предполагать.

В 1738г. монастырь сильно пострадал от землетрясения. Две оригинальные кирпичные церковные башни были полностью уничтожены. С 1746 – 1747 гг. монастырь восстанавливается.

В 1780г. на территории монастыря появляется детдом, первый в Румынии. 

В 1797г. школа подготовки священников в Антиме превратилась в семинарию. К концу восемнадцатого века в ходе бесхозяйственности монастырь приходит в упадок. 

Ситуация меняется с передачей монастыря под управление епархии Арджеш. Начинается новый этап в жизни монастыря, епископы Арджеш будут непосредственно заботиться о восстановлении монастыря, не отчуждая богатства и активов монастыря. 

Благодаря усилиям епископов де Арджеш у монастыря восстанавливают церковные шпили и крыши зданий (1812 г.). Епископ Иосиф из Арджеш также провел плодотворную научную деятельность, стали больше переводить книг. 

27 октября 1820 г. епископ Иосиф из Арджеш переезжает в вечные обители и погребен в притворе церкви монастыря Антим.

В неспокойные времена начала XIXв. проводится новая реставрация монастыря во главе с епископом Илларионом. Между 1840-1860 в восточном крыле монастыря Антим размещают Государственный архив. 

Из-за политической нестабильности, порожденной революцией 1848 года, когда часть монастырских зданий были заняты турками – Омер Паши, прекратились восстановительные работы. 

Полностью восстановительные работы завершатся только в 1863г. После наводнения 1865г., монастырь снова пришлось восстанавливать.

В трудные дни Первой мировой войны в 1917 г. в Антим привезли мощи священномученицы Филофеи из Арджеш, где они оставались до окончания войны в 1918 году.

В 1927 г. монастырь становится приходской церковью. В 1937 году монастырь Антим восстановлен. 

В 1950 г. монастырь стал патриаршей и епископской резиденцией. С 1964 – 1966 проводится полное восстановление комплекса монастыря, а 16 октября 1966 проводят повторное освящение монастыря.

После рассказа об истории монастыря мы направились в храм, где поклонились святыням монастыря и приняли участие в Божественной литургии.

Сайт монастыря http://manastireaantim.ro/

Бухарест. Румынская Патриархия

Из монастыря Антима отправились в Румынскую Патриархию. Патриархия всегда находится на возвышенности и выбирается такое место не случайно, которое называется Патриаршая гора.

Патриархия Румынии насчитывает 300 лет. Титул Предстоятеля: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский».

На территории Патриархии находится кафедральный собор Константина и Елены, построенный между 1654 — 1658гг., Патриарший дворец и резиденция.

Сайт патриархии http://patriarhia.ro/

В кафедральном соборе (ранее на этом месте был монастырь «Св. Константина и Елены») находятся мощи весьма почитаемого инока-подвижника преподобного Димитрия Басарбовского (XIII в.), который считается покровителем Бухареста, и Димитрия Солунского.

В дни празднования мощи этих святых выносят на улицу, и служба проводится на открытом алтаре.

30 сентября 2007 года в кафедральном соборе Бухареста во имя святых равноапостольных Константина и Елены состоялась Патриаршая интронизация Блаженнейшего Даниила, который является шестым Патриархом Румынии.

На территории Патриархии захоронено 4 патриарха. Можно ознакомиться со списком всех митрополитов страны.

Рядом со свечником находятся три креста – символическое Распятие или поклонный крест, даты возведения 1587, 1664 и 1837гг.

Благодаря заботе Кристиана мы смогли сходить на экскурсию и в Патриарший дворец (Palatul Patriarhal).

Дворец построен в начале XX в. Это первое железобетонное здание в стране, построено оно в неоклассическом стиле, по проекту архитектора Maimarolu. Ранее в этом здании располагалась законодательная власть и оно называлось Дворец палаты депутатов. После декабря 1989 года, с учетом увеличения внутренних и международных религиозных взаимоотношений, большого количества верующих, Румынский Патриархат искал подходящее здание . По просьбе Румынского Патриархата, Палата депутатов перенесла свою штаб-квартиру в другое здание, освободив здание построенное на церковной земле (постановление правительства от 8 октября 1996г.).

Сейчас в этом здании проходят различные пастырские конференции, религиозные концерты, социальные и благотворительные миссии Церкви и общества. Так Большой зал Феоктиста рассчитан на 900 мест, это как Зал Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя.

Здесь же в одном из залов в 1992г. Патриах Феоктист встречался с Папой Римским. Во Дворце много символических икон и фресок.

Выходили из Патриархии мы через другие ворота и за ее пределами встретили два памятника. Один Александру Кузе — господарь Соединённых княжеств Молдавии и Валахии, первый правитель объединённой Румынии.

Личность двоякая, как и его деятельность, с одной стороны помогал Афону и поднимал государство, с другой отнимал земли у монастырей и церквей в пользу государства. До сих пор в стране происходят судебные процессы, по которым монастыри отсуживают земли у государства. Во время правления выгнал греков из страны, которые унесли с собой много ценностей.

Другой Щербан Кантакузин — румынский правитель, господарь Валахии конце XVII в.

Принадлежит к династии Кантакузинов — румынский боярский и русский княжеский род, претендующий на происхождение от византийского императора Иоанна VI Кантакузина и династии Кантакузи́нов, правда, без надёжных подтверждений. Род Кантакузен утверждён в России в княжеском достоинстве в 1865 году.

Во время его правления впервые перевели со славянского на румынский Священное Писание.

Бухарест. Монастырь Раду Вода (Mănăstirea Radu Vodă)

Последний монастырь Бухареста – Раду Вода (Mănăstirea Radu Vodă).

У нас был мало времени, и мы сразу прошли в храм, где приложились к мощам Святого Нектария Эгинского и преподобномученика Ефрема Нового.

Известно, что святителя Нектария, митрополита Пентапольского, почитают в Греции как великого чудотворца. В Элладе есть даже народная пословица «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Почитать о нем можно здесь http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/.

Ефрем Новый (Новоявленный), Новомакрийский, Неамакринский (1384 — 1426) — иеромонах, чудотворец, преподобномученик. До 3 января 1950 года о святом Ефреме ничего не было известно. В этот день он открыл людям место своего захоронения в бывшем монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Непорочных (Амомон) в городе Неа Макри в Аттике. Начиная с 1965 года святой Ефрем очень часто являлся монашествующим и паломникам. Русская Православная Церковь в 2011 году включила имя святого в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 5/18 мая, в день мученической кончины. Почитать о нем можно здесь https://drevo-info.ru/articles/19340.html.

Также в храме похоронен пятый Патриарх Румынии — Юстиниан (1948 – 1977). Будущий Патриарх родился в 1901 году в семье крестьянина села Суешты в Олтении. Патриархом всей Румынии избран 24 мая 1948 года избран. В период его 29-летнего патриаршества произошло много событий и перемен, которые укрепили престиж Румынской православной церкви, даже в контексте коммунистического режима. Сам Юстиниан получил прозвище «красного патриарха». Так, в его работе под названием Apostolat Social, посвящённой проблематике коммунизма и церкви, он доказывал, что социализм — неотъемлемая часть христианства.

В 1948-м году было реорганизовано богословское образование, так что до 1989-го года в Румынии действовало два богословских института, в Бухаресте и Сибиу, и 6 семинарий.

В 1950-м году, Священный Синод впервые принял решение о канонизации ряда румынских иерархов, монахов и верующих.

При Юстиниане церковь оказала большую помощь в кампании по борьбе с неграмотностью в стране, заставив даже настоятелей монастырей заняться общественно полезной деятельностью, каковой и стала в это время просветительская.

В храме мы снова встретились с отцом Досифеем, который нам рассказал историю монастыря.

Монастырь был построен в 1568 г. на вершине 12 м холма во времена правления Александру II Мирча (1568-1577). Этот монастырь один из старейших в Румынии. Раньше здесь была кладбищенская церковь. Сегодняшний храм четвертый по счету — 1500, 1560, 1568, 1623.

Монастырь возведен в честь Святой Троицы, поэтому и престольным праздником является Троица. Покровителем монастыря является Святой Нектарий Эгинский. Частица мощей Святого Нектария Эгинского хранится в монастыре с 2002 года, исцеляя от рака и других тяжелых недугов.

Раньше монастырь процветал, прирастая землями вплоть до Молдовы. Здесь должен был быть главный храм Валахии. На средства монастыря содержался Иверский монастырь на Афоне.

На территории монастыря были гостевые палаты, больница, типография. Святой Антим здесь переводил проповеди.

В 1577г. умер Александр II Мирча Михня, он был похоронен в храме, но останки его утратили. Его сын Атурчин Михня под страхом смерти принял ислам и его стали звать Мехмет Бей. Молдова и Валахия стали платить дань Турции. В 1591г. Михню снимают. Ктитором становится Раду Вода – незаконный сын Михни от наложницы. Раду получил образование на Афоне в Ивероне.

К 1593г. Раду Михай Храбрый объединил Молдову, Валахию и Трансильванию. Но в 1595г. турки разбивают войска Михая Витязу (1593—1601), захватывают монастырь, превращая его в крепость, и укрепляются в Бухаресте. В октябре 1595г. Михай Храбрый сумел выбить турков из монастыря и Бухареста. Синан Паша спасся бегством, но здания были разрушены и монастырь пришел в упадок. С 1601 до 1614 монастырь пустует. В 1614 году принц Раду Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623) приступает к реконструкции монастыря. После восстановления монастырь был освящен вновь и с тех пор носит его имя — Раду.

В 1623г. возведена новая церковь с четырьмя куполами, символизируя апостолов. Монастырь играл важную роль в религиозной жизни. Был местом жительства господарей и митрополичьей резиденцией, использовался как временная резиденция для Патриархов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского.

Вот как сказано в описании, которое принадлежит временам Воеводы Раду «Александр посвятил этот храм Святой Троице. Наш господарь Раду с блеском построил храм и посвятил его Иверскому монастырю (Афон), в год 7123 (1614), он упорно трудился над созданием монастыря, а затем перешел править в Молдову и оставил трон своему сыну Александру Коконул (1623—1627), который завершил строительство монастыря в 1625г.»

Во времена фанариотов монастырь Раду Вода был один из самых богатых в Бухаресте, управлялся греческим игуменом, хорошим торговцем, но жалким администратором монастырских строений; долго монастырь накапливал богатство, поместья, виноградники, дома и магазины в Бухаресте, но обладание большим богатством не отразилось в улучшении зданий.

Архитектурные формы Раду Вода были вдохновлены Епископальной церковью Куртя-де-Арджеш, за исключением того, что строительный материал камень, а не кирпич.

В XVIII веке монастырь стал приходить в упадок, строения превращались в руины и только в XIX веке были отстроены вновь. В 1863 г. это был обычный приход.

В 1959 году монастырь был закрыт. Новая страница истории началась с падением режима Чаушеску. В 1970 церковь судится с государством за земли и здания монастыря и выигрывает. После этого были инициированы крупномасштабные восстановительные работы. В 1999 г. монастырь восстанавливается, 20 монахов вновь начали монастырскую жизнь, сегодня богослужения совершаются каждый день.

Росписи храма были выполнены между 1860 и 1863 гг. С.Леккой, принадлежащим к школе знаменитого румынского художника Теодора Аммана. К сожалению, сейчас от тех росписей осталась только малая часть на западной стене храма, бережно сохраненная архимандритом Софианом Богиу, выполнявшим роспись храма в конце XX века. Эта роспись в настоящее время будет меняться, т.к. неканоническая.

Архимандрит Софиан (Богиу). Будучи профессиональным иконописцем, он расписал в Румынии 25 храмов и обителей, в том числе скит Дарварь, монастыри Агапия и Раду-Водэ, в Ливане — монастырь Деир-эль-Харф, в Сирии — кафедральный собор в Хомсе и храм в Хаме, а также отреставрировал многие храмы.

Колокольня монастыря считалась самой высокой и самой прекрасной башней Бухареста. Серьезно пострадала в XVIII веке от землетрясений, была вновь восстановлена в 1802 году.

Сегодня монастырь Раду Воду, как Сретенский в Москве – миссионерский.

Сайт http://www.manastirearaduvoda.ro.

Напротив монастыря стоит церковь, построенная монахами Раду Вода на месте где, по легенде, пастух Букур пас своих овец. Согласно легенде, Бухарест был основан пастухом по имени Букур (Bucur). Другая, более правдоподобная версия утверждает, что город основал Мирча Старый в XIV веке после победы над турками. Bucurie переводится с румынского языка как «радость», поэтому Бухарест часто называют «Городом радости». Слово bucurie предположительно дакийского происхождения, оно родственно албанскому слову bukur, которое переводится как «красивый».

Монастырь Черника в Илфовом округе

Первым монастырем вне Бухареста стал монастырь Черника в Илфовом округе (http://www.doxologia.ro/manastiri/manastirea-cernica). 

Он расположен всего в 12 км от столицы и охватывает два острова озера Cernica. Монастырь построен на островке посреди озера, в окружении старых лесов, привлекая сюда в любое время года, всех, кто любит красоту и уединение, но в особенности верующих христиан. Монастырь включен в список исторических памятников в Румынии.

Раньше на озере Черника было 15 монастырей, сейчас один. Монастырь Черника самый большой около Бухареста.

В главном храме, который мы посетили, сохранены афонские традиции и внутри храма сделан пронаос. Во всех монастырях Румынии, как мы сможем потом убедиться, на полу ковры и вдоль стен стасидии (это греческая традиция).

О назначении стасидий и афонском уставе рассказал нам отец Виталий, после его рассказа приложились к мощам святого Калиника и написали записки.

В храме очень интересная икона, если смотреть на нее справа, то виден Иисус Христос, слева – Богоматерь, по центру снова Иисус Христос.

Из главного храма мы отправились к церкви Лазаря мимо озера.

Несмотря на свои маленькие размеры, церковь впечатляет. Есть в ней некое изящество и легкость. Церковь Лазаря находится на кладбище, где похоронены известные богословы Румынии. К сожалению, церковь была закрыта и мы пошли дальше на берег озера.

По дороге к озеру встретили огромный дуб, рядом с этим гигантом человек выглядит песчинкой в море.

На берегу озера строится храм святителя Николая, но пока он закрыт.

На обратном пути немного задержались в лавках монастыря, в которых можно утолить и духовную (иконы, книги, святыни) и человеческую (вино, сладости) жажду.

Немного из истории монастыря.

Монастырь Черника единственный монастырь, который развивался на протяжении всей истории и, приобретая все большее значение с течением времени. Другие исчезли со временем.

Он основан великим правителем Михаем Храбрым и задокументирован королевской грамотой Раду Сербан Водэ (сын Михне Водэ) в 1608 г.

Монастырский комплекс была подлинной школой монашеского образования. В монастыре были построены три церкви и три часовни.

Второй важный исторический момент произошел в 1781 г., настоятелем монастыря стал архимандрит отец Георге (мощи его находятся в монастыре), один из учеников святого Паисия от Нямц. Он восстанавливает монашескую общину, пришедшую в упадок из-за войн и моров и поднимает из руин великую церковь и прилегающие здания. Черника расцветает духовно и культурно, и жизнь монашеской общины достигает впечатляющего уровня.

На острове Святого Николая церковь Святого Николая была адаптирована к растущим потребностям монашеской общины.

Церковь в честь Святого Николая, расположенная на острове за кладбищем, была построена после землетрясения в 1802 г. и отремонтирована в 1809-1815 гг. игуменом Тимофеем. Она имела 8 башен и открытую веранду, вид церкви можно увидеть на картине художника Fotache, один из последних мастеров средневековой живописи.

Вторая церковь на острове Святого Николая — церковь Святого Лазаря на монастырском кладбище. Построена игуменом Георгием в 1804г.

Будучи небольшой по размеру церковь впечатляет своей архитектурой и тщательной и богатой внешней отделкой из резного камня. Церковь Святого Лазаря является настоящей жемчужиной, асимметричная, стройная, открытое крыльцо с колоннами и лестницей слева. В подвале церкви есть склеп.

Интерьеры украшены Grigore Frujinescu и I. Keber.

На кладбище похоронены многие выдающиеся личности такие, как епископ Нифонт, епископы Афанасия Наума Râmniceanu Миронеску, священник и писатель Галактион. Здесь похоронены и отец Димитрий Станилай, поэт Даниил Турецкий, академик Вирджил Кандеа, Ştirbei Алина, дочь князя Барбу Stirbei, художник Ион Ţuculescu, историк Ioan Lupas, Мария Романова и другие высокопоставленные лица.

Церковь в честь Святого Георгия, расположенная на первом острове монастырского комплекса, была построена Святым Калиником и епископом Иоанникием Stratonichios между 1831-1832. До этого монашеская община жила вокруг церкви Святого Николая; после того, как строительство новой церкви завершилось, Святой Калиник создал монашескую общину вокруг нее.

Будучи построен как крепость, новый монастырский комплекс, под покровительством Святого Георгия, был создан только для монахов, миряне не имели в него доступа. Для них была открыта церковь Святого Николая.

В 1842 году Святой Калиник был настоятелем монастыря в течение 31 лет (1818-1850), восстановил монастырь Черника после эпидемии чумы, землетрясения в 1838 году. Новая церковь была перестроена и освящена 6 августа 1842. Сегодня мощи Святого Калинника находятся в большой церкви монастыря.

Церковь Святого Георгия построена в форме креста. Это монументальное сооружение с просторным притвором и неф арки поддерживается массивными колоннами в стене. Паперть огорожена и покрашены входная дверь из массива дерева, красиво вырезаны и мраморный пол церкви. Церковь имеет три башни, один большой, размещенный на ступице, и два поменьше, расположенные по обе стороны притвора.

Внутреннее убранство церкви принадлежит руке художника Адама. В нефе нарисованы в масле Сава Hentia, портреты основателей: Святой Калинник, епископ Иоанникий Stratonichios. Имперские иконы новой церкви приписывают Николаю Polcovnicu. Особый художественный интерес представляют сцены, где паперть, изображающие Творение. Считается, что они являются работой монаха из монастыря.

В 1778 году художник Николае Polcovnicu основал при монастыре Черника большую школу религиозной живописи. Здесь учились Николае Теодореску (профессор Георге Tattarescu), Дэвид Адам и Джордж Fruginschie.

В монастыре функционировала школа переписчиков, рукописи обнаружены Николаем Йорга и сегодня хранятся в архивах Румынской академии. Библиотека монастыря хранит более 14 000 томов, пять тысяч книг. Это уникальные рукописи, представляющие собой богатое наследие румынского народа.

Святой Калиник (1787-1868) основатель монастырей и церквей, больниц, школ и домов для детей-сирот, был одним из самых замечательных людей своего времени.

Был настоятелем монастыря Cernica между 1818 и 1850. В его время были возведена крепостная ограда монастыря, церковь Святого Георгия и почти все дома на острове под названием «Святой Георгий». Любитель культура Калиник создал ценную библиотеку и открыл в монастыре школу религиозной живописи.

32-летний период управления монастырем Cernica является периодом неустанных трудов Калиника, чтобы поднять монашескую жизнь, отреставрировать церкви и создать новые. Он основал несколько мастерских, в которых монахи шили себе одежды. Грамотные люди были вовлечены в копировании рукописей, особенно трудов Отцов и великих наставников монашеской жизни. Монашеская община снова выросла. Если в 1838 году было 300 монахов, то в 1850 году их число достигло 350. Среди них были высокие личности церковной жизни: Иоанникий Stratonichias священник, родом из Трансильвании, монах Наум, видный комментатор архимандрит Вениамин Catulescu, профессор религии в колледже «Св. Саввы»в Бухаресте, Пимен, бывшего настоятеля Tismana, Baldovin Анастасий, ученик и биограф Calinic Nicandru и другие.

Настоятель Калиник известен как чудотворец за его исцеляющие молитвы. В течение нескольких месяцев в 1821 году монастырь кормил большое количество жителей вокруг Бухареста, пострадавших от турок.

Осенью 1850 года он был избран епископом Рымника-Вылчи.

Отошел ко Господу святой 11 апреля 1868 года и был похоронен в притворе основанной им в церкви Святого Георгия. Канонизации состоялось 23 октября 1955 в годы коммунистического преследования. Это первый святой канонизированный Румынской Православной Церковью.

Среди наиболее известных его пророчеств известны предсказания смерти митрополита Нифонта, изгнание Куза, две мировые войны и даже «Искупление» Румынии, которое началось в 1996 году (возможно).

Старая келья, в которой жил настоятель Калиник расположена на острове на озере Cernica, сегодня стала мемориальным домом. В нем сохранились вещи, которые принадлежали великому настоятелю. Любопытно, что, по крайней мере, вокруг кельи, лягушки никогда не поют. Легенда гласит, что однажды вечером, в то время когда святой игумен был погружен в молитвы и молчание, его обеспокоило кваканье лягушек. Он пошел на берег озера и, очерчивая глазами и благословляя кельи и часть озера, которую не должен достигать «шум», сказал лягушкам: «Идите налево и направо кто куда хочет! Но здесь не нужно петь!». С того дня, в благословенном Святым Калиником месте, лягушки прекратили кваканье.

При монастыре действует три часовни «Успение», построенная в 1790 году, «Святого Иоанна», построенная в 1842 году, и «Вход в церковь».

Капитальный ремонт монастыря был проведен в 1925 году, после землетрясения в 1838 году башня была разрушена, а в 1923 году произошел пожар.

В 1939 году монастырь была отреставрирован патриархом Никодимом, обновлены росписи интерьера. Ремонтные работы проходили под руководством главного архитектора Патриархата D.I.Berechet. Весь монастырский ансамбль был восстановлен патриархом Юстинианом, между 1965-1967.

В 1995 году при монастыре вновь открыта монашеская богословская семинария.

Пещера апостола Андрея

Из монастыря Черники едем дальше на юг. Наша цель – пещера апостола Андрея.

Пещера Андрея находится на юго-востоке страны в провинции Добруджи. По дороге проезжали мост через Дунай, сама провинция является естественным природным фортом между Дунаем и Черным морем. Чем ближе мы были к точке назначения, тем больше нам попадалось зеленых лугов и полей со стадами животных.

В этой провинции проживает очень много национальностей (румыны, македонцы, турки, татары), а названия населенных пунктов с давних пор пишутся на румынском и татарском. Это связано с тем, что к Румынии Добруджа была присоединена после освобождения этой территории от 500-летнего османского ига. По этой же причине в Добруджи встречается много мечетей.

Также и в фольклоре местных жителей отражены не только корни самих румын, но и традиции турок, татар, греков и других народов, прошедших по этим местам в течение всей истории края. Особенно примечательны и интересны здесь остатки древней греко-римской культуры. Благодаря этим следам Добруджа является настоящим музеем под открытым небом, представляющим свидетельства нескольких столетий до нашей эры.

Туристам и ученым большей частью интересны Добруджские пещеры, которые представляют серьезный научный интерес из-за богатства местной флоры и фауны, а также археологическими памятниками.

Мы посетим только одну пещеру у монастыря Дервент. Это Пещера апостола Андрея, где он, прожил пять лет в начале первого века нашей эры и проповедовавший в этих местах христианство. Сам монастырь Дервент исполнен чудес. По легенде, здесь казнили трех учеников Андрея, после чего миру явились три чудотворных креста, а также чудотворная икона Божьей Матери и «Источник исцеления» с целебной водой.

По дороге к пещере Андрея стоит указатель – Крест.

Рядом с пещерой Андрея находится много источников, где он крестил местных жителей. У одного такого мы остановились. По легенде, когда апостол Андрей приехал сюда, в этой области не было воды. Потом ударил палкой в скалу и пошла вода до сегодняшнего дня вода не иссякла.

Сначала нас встретили пастухи со стадом овец. Ближе к источнику — «охрана» в лице двух собак, мимо которых никто не прошел, не погладив. Правда, понимали они только румынскую речь и на нас смотрели сначала с опаской, но это было сначала.

Сегодня над источником построен храм, но он пока не оформлен внутри. Все его украшение – это бьющая из стен вода. Шум внутри такой, что кажется, будто ты у водопада. Мы, конечно, все пили эту чудесную воду и потом решили спеть несколько тропарей, удивительная акустика красиво дополнялась шумом воды.

От храма-источника отправились пешком до монастыря и пещеры Андрея. В этой местности апостол Андрей провел почти 20 лет.

Сам монастырь около пещеры Андрея выстроен в начале прошлого столетия. Монастырский ансамбль состоит из двух церквей и монашеских келий. Новая церковь (2002 г.) хранит часть мощей Святого Андрея.

Церковь Андрея находится на краю огромного леса. Место считается «румынским Вифлеемом», потому что здесь родилось христианство румынского народа.

Сама пещера находится у основания горной лесистой местности.

Как была обнаружена пещера неизвестно, потому что Добруджа в течение 400 лет до 1877 года была под Османской империей, когда произошла война за независимость.

Известно, что произошло это в 1918 году, тогда пещера Святого Андрея находилась в поврежденном состоянии. Пещера была окружена лесом, деревья росли у входа в пещеру, внутри нее росли сорняки, никто не жил в пещере. После очистки пещеры построили несколько келий.

С первыми кельями появились и первые монахи. Они проводили в пещере службы. Позже они построили над пещерой вход.

В 1943 году была освящена первая церковь. Во Вторую мировую войну, а затем коммунистическом режиме сложилась тяжелая обстановка для православной церкви. Вокруг пещеры все разрушил и стали пасти здесь овец.

Период благоденствия пришел к церкви только после 1990 года, когда по благословению архиепископа Лукиана началась реконструкция пещерных монастырей и церквей.

Сегодня в пещере Андрея находится его икона и установлен алтарь с иконостасом. Также обустроено место, где отдыхал апостол, люди с молитвами приходят в этому месту и проводят здесь несколько дней и ночей, чтобы исцелиться. Все верующие пишут записки и оставляют их в небольших углублениях в пещере.

Монастырская церковь расположена в нескольких десятках метров от пещеры. Строительство началось в марте 1994 года и было завершено в сентябре 1995 года. В 1999 году была завершена малая церковь.

Третья — большая церковь началась строиться в 1998 году и была завершена в 2002 году.

В маленькой церкви хранятся святые мощи Святого Андрея. Это Х-образный крест перед алтарем слева. В центре креста частица пальца Святого Андрея.

Сегодня этот район один из самых почитаемых христианских мест в Румынии.

Сайт монастыря http://www.manastireasfantulandrei.ro