Болгария

В августе 2016 года, с 18-го по 21-е, Русские, Болгарские и Сербские Мотоциклисты совершили паломничество «Болгарский Афон» по Православной и братской Болгарии. Стартовав из Софии, паломники прошли по святым местам Болгарии, тесно связанным с русскими обителями Святой Горой Афон. Паломники побывали  в Рильском, Бачковском, Сокольском и Троянском монастырях.

Паломничество было посвящено 1000-летию русского присутствия на Святой Горе и совершено во славу великого болгарского святого Иоанна Рильского. В дар храмам и монастырям Болгарии паломники доставили иконы из Троице-Сергиевой Лавры, — центра Русского Православия.

Кроме святынь Православия, паломники посетили военный мемориал русской доблести – Шипку, где погибли, защищая Болгарию, тысячи русских солдат и офицеров и где участники паломничества воздали дань памяти нашим соотечественникам.

Мероприятие проходило при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата, насельников Троице-Сергиевой Лавры и Культурно-делового центра «Дом Москвы в Софии».

Географически Святая Гора – в Греции. Но у Афона – великой святыни Православия, благословенного Удела Богородицы, есть, помимо географических, духовные координаты. Святая Гора, вознесшая молитвенников над землей, духовно возносит и всякого молящегося Православного христианина. Она – и маяк, и ориентир, и путь к Свету, и упование, и цель долгого путешествия. Афон — это и само путешествие, ибо каждый Православный христианин проделывает свой нелегкий земной путь, стремясь на каждой молитве под Покров Пречистой Владычицы, творя Афонское молитвенное делание любым трудом своим, стремясь к той Благодати, которой пропитаны земля, камни и самый воздух Афона. Оттого каждое из паломничеств Русских Мотоциклистов и их братьев из других стран ныне называется Афоном. Это – желание протянуть от Святой Горы духовные, молитвенные, поклоннические нити ко всем святыням Православия, осеняющим и оберегающим разные края, страны и народы. Это – желание молитвенным деланием утвердить и подтвердить, что мы, Православные, — единый Мир, во всех смыслах мир.  И каждое паломничество, совершаемое Русскими Мотоциклистами – подъем еще на одну, пусть самую невысокую, но подъем, подъем на ступеньку духовной лестницы, «утверждение на камени», составляющем тропу, ведущую на Святую Гору. Вот поэтому каждый паломнический путь Русских Мотоциклистов – путь на Афон. Этот путь — «Болгарский Афон». Вот шаги, из которых этот путь состоял.

Троянский монастырь.

Первой болгарской обителью на пути паломников стал Троянский монастырь Успения Богородицы, по-болгарски «Успение Богородично». Он — третий по величине православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Троянская обитель находится в северной части Болгарии, на склоне Старо-Планинских гор. От монастыря десять километров до города Троян, а рядом с монастырем — село Орешак. В этом селе родились Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Максим и Митрополит Доростольский и Червенский Софроний. Такое вот село…

Монастырь Успения Богородицы был основан в начале XVII века игуменом Каллистратом. Предание говорит, что в то время в монастырь афонскими монахами был принесён список иконы Богородицы «Троеручицы», оригинал которой находится в Хиландарском монастыре на Афоне. Вот она, вновь и вновь – связь со Святой Горой! В настоящее время эта икона представляет одну из главных реликвий монастыря. Дивной красоты и силы образ, подзор под которым приходится латать, — протирается от множества прикосновений верующих, подходящих приложиться к иконе. Главная церковь монастыря построена на месте старого храма мастером Константином из Пештера. Освящена церковь в августе 1835 года великотырновским митрополитом Иларионом. Изящный резной иконостас храма был создан чуть позже, в 1839 году. Удивительны фрески храма, написанные выдающимися болгарскими художниками Захарием и Димитром Зографами в 1847-1848 годах. Фресками расписаны не только интерьер храма, но и галереи. Патриарх Болгарии Максим был послушником в этом монастыре, и после кончины,  в ноябре 2012 года был погребён в обители.

В монастыре паломников встретил монах Стефан, которому они от имени Русских Мотоциклистов и насельников Троице-Сергиевой лавры передали икону Смоленской Богоматери. Отец Стефан рассказал о древнем болгарском монастыре и передал в дар России икону Богоматери Троеручица и благословил на дальнюю дорогу.

На территории монастыря растет липа, посаженная «Ночными Волками» и насельниками монастыря в июле 2016 года, во время проведения мотомарша «Славянский Мир», за которой ухаживают теперь болгарские «волки»…

Сокольский монастырь.

В восьмидесяти километрах от Троянского Монастыря размещается другой известный монастырь Болгарии — Сокольский, куда паломники добрались тем же днем. Обитель расположена в 15 километрах от знаменитого Габрово, рядом с Соколовой пещерой в Балканских горах. В 1833 году архимандрит Иосиф Сокольский, будущий первый игумен монастыря, вернулся в Габрово вместе с иеромонахом Агапием. Они выбрали для создания нового монастыря каменистую террасу прямо у входа в Соколову пещеру.

Сокольский монастырь изначально был основанный как мужской. Но в 1959 году был преобразован в женский, так как в Габрово был разрушен (точнее, взорван) женский монастырь. Первая церковь обители была построена из дерева, ее строительство завершилось в начале 1833 года, а освящение храма в августе 1834 года совершил епископ Илларион Критский. Рядом с храмом возвели небольшое деревянное строение для проживания служителей. Подворье было построено на пожертвования габровцев и жителей окрестных деревень.

Современный кафаликон – главный соборный храм монастыря, построен в 1834 году, но его внутренне убранство было завершено лишь в 1862 году. Иконостас выполнен мастерами Трявнинской школы живописи, по-болгарски это «тревненска иконописна школа». Это уникальное иконное письмо развивалось, начиная с XVII века и до первой половины XIX века. Нарядная, светлая трявнинская икона ныне – редкость, хотя в Трявне, на родине этой иконописной школы, создан музей, хранящий более полутора сотен великолепных образцов этой иконописи.

В монастырской церкви хранится чудотворная икона Богородицы, написанная габровским мастером Христо Цокевым. В 1968 году в монастыре построена часовня, украшенная иконами Захария Зографа. Во дворе монастыря находится чешма – фонтан с питьевой водой, авторства известного зодчего Колю Фичето. Черпак от этого фонтана был создан еще в средние века. В 1836 году в монастыре была открыта богословская школа. Монастырь участвовал в болгарском национально-освободительном движении: в 1865 в монастыре стоял отряд капитана Дядо Николы, и здесь было освящено знамя отряда. Именно отсюда в 1876 году началось Габровское восстание под управлением Цанко Дюстабанова. Во время войны между Османской и Российской империями за освобождение Болгарии в стенах святой обители был устроен госпиталь. Этим событиям посвящена небольшая экспозиция в монастырском музее.

В монастыре путников встретила добрая монахиня Палагия, которой они преподнесли икону преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры. Матушка Палагия рассказала об истории древней болгарской обители и одарила паломников копией самой чтимой чудотворной иконы Сокольского монастыря и благословила в путь, который лежал на Шипку, знаменитое место подвига русского солдата в Болгарии.

Высота Шипка известна во всем славянском мире. Это место русского подвига в борьбе за освобождение болгарского народа от турецкого ига в 1877-1878 годах, где болгарские ополченцы сражались плечом к плечу с армией Российской империи против османских захватчиков.

Памятник Шипка расположен в 30 километрах от Сокольского монастыря, и к нему паломники отправились, чтобы отдать дань памяти тысячам русских солдат, погибших вдали от Родины.

В храме Рождества Христова, построенном в честь подвига генерала Столетова и его солдат, путников встретил его настоятель — архимандрит Анисифрим, которому паломники передали икону Архангела Михаила. Отец Анисифрим отслужил молебен о путешествующих, и благословил паломничество в дальнейший путь.

Храм Рождества Христова находится на южной стороне Шипкинского перевала, собственно, уже в окрестностях города Шипка. Внутри храма и на стенах его открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также с именами русских солдат, офицеров и болгарских ополченцев, павших при обороне Шипки. В саркофагах в крипте храма покоятся останки героев. Храм украшает большая фреска, где преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и отправляет с ним на поле брани схимонахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В храме захоронены останки русских солдат и существует небольшой музей истории событий на Шипке.

Колокола храма отлиты в России. Металл колоколов символичен: на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит больше одиннадцати с половиной тонн и является личным подарком императора Николая II.

Храм-памятник Рождества Христова на Шипке – пожалуй, первый памятник русско-болгарской дружбе, возведенный на территории Болгарии. Замысел храма-памятника принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, — матушке прославленного генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Замысел быстро стал общим делом двух народов, средства на его реализацию стекались от гражданских и военных организаций, многочисленных жертвователей, обыкновенных граждан и России, и Болгарии. Комитет по строительству возглавил граф Николай Павлович Игнатьев. Так как по воле жертвователей храм создавался для молитвенного поминовения воинов-освободителей, он, как и собор благоверного князя Александра Невского в Софии, получил наименование «храма-памятника». Строительство велось по проекту архитектора Антония Осиповича Томишко, в манере ярославских храмов XVII века, и началось в 1885 году. Завершилось строительство в 1902 году. Комплекс храма-памятника состоял из церкви, монастырского корпуса, гостиницы для паломников, приюта и духовной семинарии. Официальная церемония открытия состоялась 27 сентября 1902 года. Специально для этого случая из России прибыла имперская делегация. В крипте храма установили 17 надгробий с останками погибших русских воинов. Только вот семинария так и не открылась, — по «церковно-политическим причинам». Храм имел статус монастыря и подчинялся непосредственно Российскому Святейшему Синоду, причт присылали из Троице-Сергиевой Лавры. В августе 1934 года храм и прилегавшие к нему здания СССР передал Болгарии. В октябре 1945 года храм был передан в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1959 году при Патриархе Алексии I на средства Московской Патриархии была произведена внутренняя роспись храма.

На территории Болгарии более 450 памятников, которые посвящены русским освободителям, — именно так болгары называют всех участников русско-турецкой войны 1877-1878 годов, но этот считается самым красивым и впечатляющим.

3 марта 2003 года президент России Владимир Путин вместе с болгарским президентом Георгием Пырвановым посетил храм Рождества Христова на Шипке. А в декабре 2004 года храм был передан Болгарской Православной церкви.

Сама Шипка — вершина высотой 1523 метра в Балканских горах, самая высокая точка Шипкинского перевала, лежащего чуть ниже, на высоте 1185 метров. Она получила название от деревни Шипка, лежащей у южного подножия хребта, в долине реки Тунджи. Перевал являелся одним из главных путей сообщения между северной и южной Болгарией. Первоначальное имя вершины — Свети Николай. В 1954 году по решению болгарской коммунистической партии она была переименована в Столетов, в честь генерала Столетова — руководителя обороны Шипки. Но первое имя генерала тоже Николай, и народ продолжал называть вершину по-старому. В 1977 году название снова было изменено, в этот раз на Шипку, несмотря на то, что вершина с таким названием уже есть.

Ныне Шипка и её окрестности — национальный парк-музей. На самой вершине возвышается Памятник свободы. Воздвигнут он в 1934 году на добровольные пожертвования болгарского народа.

Бачковский монастырь.

Недалеко от старого Болгарского города Пловдив, в котором на холме Бунарджик — «Холе Освободителей», стоит русский солдат Алеша, расположен древний византийский Бачковский монастырь, основанный грузинским полководцем Григорием Пакурианом и его братом Абазием. Монастырь стоит в горном ущелье, неподалеку от болгарского городка Асеновград и является одним из самых известных монастырей Болгарии.

В монастыре паломников встретил его настоятель, архимандрит Симон, которому путники даровали русскую икону Тихвинской Богоматери. Отец Симон рассказал об истории древней обители и ее сегодняшнем дне и одарил паломничество списком почитаемого в Болгарии образа Божией Матери IX века.

Бачковский монастырь украшен богатой коллекцией древних фресок. Одной из его достопримечательностей является сохранившаяся в течение более чем 500 лет братская трапезная с древним мраморным столом, украшенная византийскими фресками с изображениями Православных святых и древних философов Греции — Платона, Аристотеля.

Бачковский монастырь, (в древности он назывался «Петрицонский») — второй по величине после Рильского, православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится он в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 километрах от Софии и в 10 километрах от Асеновграда. Знаменит своим удивительным сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, он, как и Рильский монастырь, входит в список ста памятников, являющихся национальным достоянием Болгарии. Монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем, доместиком (военным и административным заместителем) византийского императора, Григорием Пакурианом и его братом Абазием. Григорий Пакуриан лично написал типик монастырья, подписав его армянскими буквами.

Устав, написанный на греческом, грузинском и армянском языках, учреждался монастырь как грузинский. Здесь полагалось подвизаться 50 монахам-грузинам, им было запрещено впускать в обитель чиновников и монахов-ромеев, и лишь должность монастырского писаря было позволено занимать ромею. Настоятель сам назначал себе наследника. Такой устав был неугоден Константинопольскому патриарху, но влиятельный Григорий добился у императора предоставления монастырю статуса автокефального. Устав же монастыря утвердил патриарх Иерусалимский. Ктитор построил не только собственно монастырские здания, но и три странноприимных дома для паломников в близлежащем Стенимахосе, ныне это Асеновград. Воля Григория о поддержании обители как грузинского монастыря соблюдалась до конца XII века. За эти годы здесь была создана книжная школа и библиотека. Их одно время возглавлял грузинский философ-неоплатоник Иоанн Петрици, здесь же получил образование преподобномученик Иоанн Чимчимели. В период до XIII века в монастыре был построен храм во имя Святых Архангелов. С XIII века в монастырь приходит всё больше болгарских монахов, но живые связи монастыря с Грузией сохранялись в течении нескольких столетий. В 1344 году Станимашская область, в которой расположена обитель, была уступлена Болгарскому царю. Последующие два десятилетия монастырь пользовался покровительством Болгарского царя Иоанна-Александра.

В 1364 году этот край захватили османские войска. В конце XIV века сюда был сослан и прожил последние годы земной жизни патриарх Болгарской Церкви святитель Евфимий Тырновский. В течение последующих веков османского владычества, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь сумел сохранить своё духовное влияние и значение.

В 1595 году турки разграбили и частично разрушили обитель, но чтимая монастырская икона Богородицы была спасена и после этого прославилась ещё более.

В конце XVI века было предпринято обновление монастыря, которое продолжалось до середины XVII века. В этот период были воздвигнуты новый монастырский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезная.

В 1745 году Бачковский монастырь перешёл под омофор Царьградской Патриархии и стал важным центром греко-болгарских культурных отношений. После начала церковной смуты в болгарских землях монастырь окончательно закрепился за Болгарской Экзархией в 1894 году.

На начало XXI века монастырь — ставропигия Болгарской Церкви, второй по величине монастырь в Болгарии, прекрасный архитектурный памятник.

Успенский соборный храм монастыря расположен на северном дворе. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом. Церковь возведена по образцу святогорских храмов. Вот, и опять Святая Гора! Афон!

Архангельский храм расположен близ собора, на северном дворе. Храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен в середине XIV века, в годы ктиторства царя Иоанна-Александра.

В период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом в 1839-1841 годах.

Костница монастыря расположена поодаль, на монашеском кладбище. На начало XXI века это самое значительное здание, сохранившееся в монастыре от ранней застройки. В нижнем этаже расположено костохранилище, а в верхнем — часовня. Костница, снабженная четырнадцатью гробницами, была предназначена собственно для семейства Бакуриани, а часовня была расписана грузинским изографом Иоанном Иверопульцем.

Знаменитая старая трапезная расположена в сохранившемся южном крыле монастыря. Трапезная была воздвигнута одновременно с соборным храмом, в начале XVII века. В 1643 году она была украшена росписью, сравнимой с лучшими святогорскими образцами. Около 1840-х годов известный изограф Алексий Атанасов написал вверху внешней стены трапезной панораму монастыря с образами всех её ктиторов, участвующих в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери.

… и, по благословению настоятеля монастыря, архимандрита Симона, дальше в путь…

София.

Финальной точкой маршрута паломничества «Болгарский Афон» стала столица Болгарии — София, в пределах которой действует более 10 монастырей и множество Православных храмов, в том числе и Русской Православной Церкви.

Софийский маршрут начался с Германского монастыря святого Ивана Рильского, который находится в 15 километрах от Софии. Германский монастырь признан одним из самых древних монастырей Болгарии и является подворьем Болгарского монастыря Зограф, расположенного на Святой Горе Афон. Здесь начинают свой афонский путь все Православные монахи, отправляющиеся на Святую Гору, в болгарский Зограф.

Следующим местом посещения паломниками Православных обителей Болгарии стал Храм святого Николая — подворье Патриарха Московского и Всея Руси в Софии. В Храме покоится великий Православный святой — Серафим Софийский. Приложившись к месту покоя русского святителя, путники отправились дальше.

Рядом с Русской церковью расположен один из древнейших храмов Православия — Собор Святой Софии, построенный в VI веке в период властвования императора Юстиниана. В Соборе расположен музей некрополя древнего города Сердика, (это старое название Софии), в котором можно увидеть храмы и каменные гробницы IV века. Собор наполнен древностью раннего христианства.

Закончилось паломничество в великолепном Соборе Александра Невского, который является главным Собором Болгарии и поражает воображение своей сложной архитектурой и внушительным обликом. Это огромный собор, способный вместить одновременно до пяти тысяч верующих. В храме более 80 икон и более 270 фресок. В нижней части храма находится крипта, где собрано множество изумительных древних икон. Главная икона храма — это Иверская икона Божьей Матери, подаренная собору патриархом Алексием I.

София — столица Болгарии. В древности на месте Софии существовало поселение фракийского племени сердов, в I веке н. э. получившее римское название Сердика. Захватившие его римляне дали ему название Сердика по имени населявшего эту местность фракийского племени. В I-IV веках Сердика — столица римской провинции Фракия. Он был любимым городом императора Константина I Великого (306—337 гг.) Императорский двор долгие годы находился здесь и отсюда Константин I управлял империей. История сохранила слова императора: «Сердика — это мой Рим». Сначала император хотел устроить здесь столицу Римской империи — «Новый Рим», но стратегически важное место Византий всё-таки победило. В результате религиозной реформы императора Константина I Сердика становится и местом пребывания епископа. Здесь в 343 году в соборе святой Софии состоялся Сердикийский собор, который Церковь рассматривает и как продолжение I Никейского собора.

В V-VI веках во время Великого переселения народов город переживает нашествия гуннов, готов и других варварских племён. В середине VI века, во времена правления императора Юстиниана I Великого (527-565 гг.), Сердика возрождается как важный административный центр Византийской империи под именем Триадица.

С IX века София под именем Средец — в составе Болгарии. Позднее город назывался Триадица, а в конце XIV века получил название София.

В XIV веке город был захвачен турками. Во время османского владычества София становится важным центром империи. Здесь находилась резиденция бейлербея Румелии, правящего европейской территорией Османской империи и, таким образом, город стал важнейшим, после Константинополя, османским городом в Европе.

С 1879 года, после освобождения от турецкого ига, София  — столица независимой Болгарии, город Православия и братского для россиян и России народа.

Паломнический путь окончен. Духовная нить «Болгарского Афона» связала святыни России, Болгарии и Святой Горы. Теперь эта нить вплетена в общие чётки – символ молитвы всех Православных христиан. Молитвы за близких, друг за друга, за себя, за весь Православный мир. И эти нити духовные, протянутые от святыни к святыне, будут множиться, и прочность их будет проверяться каждым паломничеством, — чтобы не ослабли. И будет един Православный мир.