Черногория

Хроники мотопаломничества

Первая дорога Мотопаломничества «Русские Балканы» лежала на Остров Цветов — Превлака, возле черногорского города Тиват. Остров получил свое название из-за сильного запаха цветов, который исходит от места захоронения 70 православных монахов, коварно убитых венецианцами в XV веке. Монастырь и православный храм острова много раз подвергался уничтожению и был разрушен буквально до камешка, когда католические священнослужители утащили все камни монастырских построек, их которых возвели собственный монастырь вблизи острова. Остров буквально благоухает цветами и на месте покоя мучеников вновь стоит монастырь Святого Архангела Михаила. Сегодня в монастыре проживает 6 монахов, функционирует Троицкий храм. Монахи создали в монастыре исторический музей с экспонатами далекого прошлого, включая реликвии до-христовой Римской и Византийской империй. В монастыре служит русский иеромонах отец Герасим, который вместе с сербским монахом отцом Максимом встречал экспедицию и поведал историю монастыря. Ночные Волки передали отцу Герасиму и отцу Максиму икону преподобного Серафима Саровского из Серафимо-Дивеевского монастыря, которая была помещена в монастырный храм. Монахи преподнесли в дар паломникам иконки с изображением превлакских монахов-мученников и ответный дар Свято-Никольскому храму (Минск, Республика Беларусь)  – икону святого Архангела Гавриила.

Следующая дорога паломничества лежала к живописному монастырю-острову возле черногорского местечка Жаница, на полуострове Луштица. Монастырь не функционирует по причине распрей внутри-церковного политического и бытового характера, что в точности исполняет завет Богоридицы, который говорит, что Она всегда будет уходить с острова, когда будет пропадать братолюбие. Так происходит и сейчас и русским мотоциклистам не удалось посетить сам монастырь, полюбовавшись его красотой и величием с берега моря. До недавнего времени в нем служил русский священник, который покинул монастырь в 2013 году. Русский иеромонах отец Герасим подал прошения о служении в монастыре. Ночные Волки передали монастырю икону святой блаженной Валентины Минской от настоятеля Свято-Никольского храма отца Александра , с места покоя почитаемой православием святой (деревня Станьково Минской области, Республика Беларусь), молитва которой обязательно будет услышана и монастырь возродится вновь.

Старт мотопаломничества «Русские Балканы» начался с воскресной службы в храме во имя святого праведного воина Феодора Ушакова, расположенном на русском кладбище черногорского города Херцег-Нови, которую проводил священник отец Йован. По окончании службы Ночные Волки вручили дар храму св.Федора Ушакова – икону святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, с места покоя великих воинов храма Рождества Пресвятой Богородицы возле Симонова монастыря города Москвы. Икону в дар русскому храму в Черногории передал настоятель храма отец Владимир. Ответный дар с черногорской земли – небольшую икону — старинную фреску Белый Ангел, особо-почитаемую на Балканах паломники увезли на Русь. На русском кладбище участников паломничества встретил обелиск  «Русским людям, утерявшим родину, вечный покой в братской земле» и могилы соотечественников, нашедших покой на земле Черногории. Символичный старт русского мотопаломничества с православной воскресной службы в русском храме на древнем русском кладбище впишет свою маленькую лепту в торжество Русского духа и Православия. Список 140 человек, похороненных на русском кладбище и фотоматериал передан в архив Российского военно-исторического общества. В Севастополе будет установлена мемориальная доска коменданту Севастополя генерал-майору Никитенко Николаю Кондратьевичу, который покоится в Херцег-Нови.

Остановка в монастыре Прасковица стало уже традиционной для ежегодного мотопаломничества «Русские Балканы». Ночных Волков радушно встретил иеромонах отец Пимен. В дар монастырю были преподнесены иконы преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, которую вручил ее насельник иеромонах отец Гурий и святого Георгия Победоносца из старинного храма на Лубянке во имя этого великого святого воина, который при том является символом города Москвы. В монастыре встретились русские женщины-паломники, которым была передана икона святой Валентины Минской, на помощь в их пути. Нина, руководитель группы – душевный православный человек и проживает в Черногории. Ее спутница — Андрэа-Анастасия Зэндхакер, экс-консул Австрии в России, принявшая несколько лет назад Православную веру. От монастыря, по крутой серпантинной дороге русские мотоциклисты прошли до памятной доски монаху Егору Строганову, построившему знаменитую лестницу возле острова Святого Стефана и спустились к самому острову – визитной карточке Черногории.

Монастырь Режевичи — так же традиционная остановка ежегодного маршрута русских мотоциклистов, один из известнейших монастырей Черногории. Паломников встретил иеромонах отец Илья. Ночные Волки принесли в дар монастырю Режевичи икону преподобного Серафима Саровского, в дар от сестер Серафимо-Девеевского монастыря.

В горной части Черногории, возле города Беране у реки Лим  расположен Черногорский монастырь Георгиевские Столбы — Джурджеви Ступови. Древний Православный монастырь, отметивший свое 800-летие в 2013 году посвящен Святому Георгию. Русские мотоциклисты передали в дар монастырю лик святого князя Александра Невского от Саратовской Епархии и получили в ответный дар икону-складень святого Георгия, главного покровителя монастыря.

В Беране мотопаломников радушно встретил Глава общины Беране Драгослав Секич и представители администрации региона. Глава передал экспедиции книги о истории города и общины и заявил об интересе Беранской общины к развитию мотоциклетного паломничества и туризма на ее территории. Город Беране – побратим русской Костромы, одного из древних и красивейших городов России.

Следующая остановка экспедиции кафедральный храм Воскресения Христова. Который находится в столице Черногории — Подгорице. Это самый большой храм  в стране и один из крупнейших Православных соборов Балканского полуострова, который поражает посетителей своим богатым украшением и простором. В храме одновременно могут молиться 5000 человек. Отец Ненад, священник Собора провел экскурсию и рассказал о строительстве храма и его освящении в 2013 году, при участии Патриарха Московского и Всия Руси Кирилла.

Десятый день мотопаломничества начался с посещения Посольства Российской Федерации в Черногории, где экспедицию встретили  атташе по культуре Александр Кошевой и первый секретарь Владимир Кирпитнев. Паломники передали Посольству икону прп. Сергия Радонежского и затем отправились в катакомбный Храм Дайбаба, в котором служит русский священник отец Даниил.

Горной и извилистой дорогой русские мотоциклисты дошли до самого знаменитого монастыря Черногории – Острога. Иеромонаху монастыря. Отцу Сергию был вручен  рукописный лик святого благородного князя Александра Невского, который был написан в монахами Коломны. В ответ отец Сергий передал в дар Троице-Сергиевой Лавре и городу Коломне лики великого балканского святого Василия Острожского.

В резиденции Архиепископа Черногории – Амфилохия, знаменитого монастыря Цетинье, паломников радушно встретил Архимандрит Кирилл и принял в дар монастырю икону воинов-схимонахов Пересвета и Осляби, передав для России лик Петра Цетиньского, великого православного святого, правителя Черногории, воина и монаха, который сказал: «Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей.Тот, кто против России, тот против всех славян».

Поздним вечером экспедиция добралась до адриатического побережья Черногории, города Бара.

Монастырь Преподобного Сергия игумена Радонежского расположен высоко в горах, у подножия горы Румия. К монастырю ведет узкая горная щебенистая дорога. Паломников встретила игуменья монастыря мать Феодора с сестрами и благодарно приняла лаврскую икону преподобного Сергия. Иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой лавры отец Гурий, первый из представителей Лавры, посетивших этот светлый монастырь, отслужил праздничную службу по принятию прп. Сергием монашеского пострига в день святых мучеников Сергия и Вакха. По «случайности» посещение совпало с этим знаменательным событием Православия. Со слов игуменьи перед приездом на Румию всю ночь выли волки, которые обычно не подходят близко к монастырю.

… И теперь путь русских мотоциклистов лежал обратно на Русь, куда были доставлены дары балканского Православия – иконы с ликами святых Сербии, Черногории, Македонии. ставшими 15-20 лет назад разными государствами путем хитросплетенных интриг американо-западных правительств, а по своей сути являющихся одним и неделимым славянским народом. Основной гвоздь в это разделение был вбит варварской бомбежкой территории этих стран войсками НАТО в 1999 году и продолжавшейся 3 долгих месяца.

Фильм «За что?» http://www.youtube.com/watch?v=DpmIGTivA44

В маразме ситуации, когда Черногория вводит экономические санкции против России, запускает в свои воды американский крейсер, с борта которого поднимались самолеты, бомбившие ее в 1999 году, вновь вспоминаются слова правителя Черногории: «Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей».

Несколько недель бурлила черногорская пресса по поводу названия экспедиции «Русские Балканы», в паранойе увидев в нем какую-то «экспансию» и забыв о древних и исторических связях с Россией. Неделю спустя завершения мотопаломничества, в столице Подгорице был проведен парад бесноватых, именуемых сегодня модными заморскими словами. Наверное это был некий ответ «экспансии», но выглядит он очень смешно. Один из комментирующих это значимое событие заметил: «Лучше уж русские мотоциклисты, чем американские педерасты». Людей обмануть сложно и хочется пожелать единения всему народу Балкан. Рано или поздно, но правда восторжествует в Югославии, которая вновь станет одним государством, так или иначе…

Историческая справка

Превлака — остров цветов — Монастырь Святого Архангела Михаила.

Первый монастырь на острове — Михольска Превлака — был построен еще в VI веке, а с XIII века, во времена расцвета древнеславянского государства Зета, здесь размещалась резиденция православного митрополита страны. Престол зетской епархии располагался в монастыре Святого архангела Михаила до середины XV века года, пока на острове не произошло трагическое событие. В 1441 году венецианцы, недавно получившие власть над Тиватом, разрушили православный монастырь, объявив свои действия якобы начавшейся на острове эпидемией чумы и смерти всех православных монахов. Но более поздние исследования белградской Военной Медицинской Академии опровергли эту точку зрения, изучив останки монахов, эксперты выяснили, что они умерли от отравления мышьяком, а не от болезни. Сопоставив эти данные с другими источниками, стало ясно, что убийство монахов было совершено католиками из Венецианской республики — они подкупили человека, доставлявшего пищу в монастырь, и отравили всех обитателей монастыря во время престольного праздника. А чтобы скрыть преступление, объявили об эпидемии и разрушили старый монастырь. Несколько позже, в 1833 году, графиня Екатерина Властелинович решила восстановить монастырь Михаила Архангела, она построила на острове Троицкий храм, в котором сегодня хранятся мощи 70 превлакских мучеников. Но после ее смерти дальнейшее строительство застопорилось. Мощи монахов до сих пор источают миру. На месте их покоя стоит запах цветов, давший название острову. Новая попытка восстановления святого места была предпринята совсем недавно. Пока из монастырского комплекса, ранее занимавшего весь остров, восстановлены только корпус с монашескими кельями и небольшая церковь. В монастыре живут всего три монаха и иеромонах из России отец Герасим. При восстанавливаемом монастыре монахи создали исторический музей с реликвиями пребывания на острове первых христиан (III век н.э.), Римской и Византийских империй. В монастырском храме присутствует редкий  лик русского св.воина Федора Ушакова, глубоко-почитаемого черногорцами.

Жанический Введения Богородицы монастырь

Народное предание жителей местечка Жаница на Луштице гласит, что местные рыбаки и греческие монахи, путешествующие на лодке по морю и укрывающиеся от непогоды за малым островком у мыса Арза при входе в Боко-Которский залив, увидели в сиянии плывущую по морю и вставшую в воздухе над островом икону Божией Матери. Благодать переполнила их души. Из уст в уста передаются услышанные ими слова Пресвятой Девы, что остров освящен иконой, что Сама Она посетит выбранное Ею место три раза, что чудотворный образ будет покидать остров, когда исчезнет братолюбие. И в последний раз Она ступит на остров, когда благодать Божия отступит от мира сего, для спасения верных. С того момента греческие монахи остались на острове, совершая непрестанную молитву у чудотворного образа, устроив малую келлию, а местные рыбаки во все времена совершали на острове молитвы, даже в неоднократно разрушенном и опустевшем монастыре. В XII веке слава о чудотворном образе распространилась по всему Адриатическому морю. По преданию Св. Савва возвращался с Афона до Луштицы морем и, совершив молебен у чудотворной иконы Божией Матери на Жанице, благословил строить монастырь. И уже на безлюдном острове поднялся Жанический Введения Богородицы монастырь. Печать монастыря Жаниц представляет собой образ Введения Божией Матери во храм, на котором вырезаны Захария, сидящий на престоле, Пресвятая Богородица, как девочка, подходит к Захарии. Ее родители: Иоаким и Анна, и сопровождающие девочки. Над ними изображение церкви: с ее правой стороны – солнце, а с левой – месяц. Вокруг надпись: «Печать монастыря Жанице. Храм Введения Пресвятой Богородицы» — эта печать хранится в монастыре Савина. Помимо великого множества чудес, совершенных и совершаемых иконой Божией Матери Жанической, у нее есть одно удивительное свойство – этот образ, как свидетельствует история до сегодняшнего дня, всегда уходил с острова, когда исчезало братолюбие (в настоящее время икона находится в Хорватии).

Храм во имя святого праведного воина Феодора Ушакова

Русское кладбище.

Город Херцег-Нови.

Первыми поселенцами на территории современного города Херцег-Нови были иллирийцы. В V в. до н.э. здесь появились переселенцы из Греции, а в I в. н.э. этот район вошел в состав Римской империи. Славяне мигрировали в этот район уже в VII в. В 1382 г. в бухте Таила, напротив входа в бухту Бока Которска, боснийский король Стефан Твртко I (Котроманович) основал крепость Херцег-Нови.После столетнего развития под управлением боснийских правителей в 1482 г. город-крепость попал под власть турок. Они продержались здесь около 200 лет (за исключением 10 месяцев между 1538 и 1539 гг., когда в городе хозяйничали испанцы). В турецкий период были построены три крепости и большая часть из сохранившихся до наших дней старых зданий. Турок изгнали венецианцы, которые продержались здесь вплоть до распада Венецианской республики в 1797 г. В 1806 г. начался период нестабильности, во время которого город часто переходил из рук в руки. В период между 1806 и 1807 гг. он принадлежал России, 1807—1813-й — Франции, 1813—1814-й — временному правительству Черногории и Которской бухты. Однако затем контроль над Херцег-Нови установили австрийцы. Они продержались здесь вплоть до 1918 г. После окончания Гражданской войны в России в Черногорию бежало около 70 тысяч русских, среди которых было около 70 генералов и адмиралов русской царской армии. Значительная часть белогвардейцев осела именно в Херцег-Нови и с годами в городе образовалось русское кладбище. Среди похороненных на кладбище русских – комендант Севастополя генерал-майор Никитенко Николай Кондратьевич, полковник Донского казачьего войска Антонов Алексей Диомидович, генерал штаба Русской армии Милеант Гавриил Георгиевич и многие другие русские, волею судьбы оказавшиеся далеко от родной земли.

3 ноября 2007 года на русском белогвардейском кладбище в Херцег-Нови (Черногория) митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий совершил чин освящения новопостроенного храма во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Праведный Феодор Ушаков известен в Черногории не только как святой, канонизированный Русской Православной Церковью, но и как выдающийся военачальник: его эскадра защищала в 1805-1806 годах побережья Далмации и Черногории от войск Наполеона.В выступлениях, прозвучавших в торжественной части, отмечалось, что офицеры, похороненные на кладбище, были представителями элиты царской России и оказали значительное влияние на культуру и образование не только в Херцег-Нови, но и всей Черногории. Также было объявлено о реконструкции русского белогвардейского кладбища по плану архитектора Милорада Петиевича при поддержке российской стороны.

Монастырь Прасквица

Название монастыря Прасквица, что произошло от слова «праска» — «персик». Прасквица так называется потому, что вода в ручье близ монастыря имеет необычный персиковый запах. Монастырь находится недалеко от Свети-Стефана – в оливковой роще над пляжем Милочер в Паштровичах. От побережья к горе, на которой расположен монастырь, ведет каменная лестница, по преданию построенная русским монахом в качестве послушания. Наиболее верный и самый точный исторический источник о дате основания этого монастыря называет 1413 год, когда правитель Зеты, Балша III Станимирович Балшич со своей матерью Еленой, дочерью царя Лазаря и царицы Милицы, выдал Будве грамоту основания монастыря Прасквице, в которой упоминается строительство церкви Святителя Николая. Французы в 1812 году разорили первоначальную церковь Балши,  а также  и само здание монастыря. При этом безвозвратно исчезли ценные архивированные документы, которые, возможно, могли предоставить ряд значительных данных о жизни монастыря в период до XV века.  Старые кельи монастыря располагаются севернее от Никольской церкви. Здесь находится ценная библиотека монастыря, чей фонд составляет 5000 книг. Также в кельях находится музей монастыря с сокровищницей, которая содержит богатую и необычайно ценную коллекцию художественных изделий, иконы, коллекцию старинного оружия, церковных предметов, книг и документов эпохи Паштровичей, из которых особо выделяются «Типикон» 1713 года и «Минеи»  1717-го, рукописное Евангелие  XVI века,  а также  печатные экземпляры Евангелия и церковных книг XVIII века. Из важных документов здесь хранятся несколько писем владык Саввы и Василия Петровича, одно  письмо владыки Данило и три грамоты Русского царского двора: две грамоты российской Императрицы Екатерины Великой 1783 и 1798 годов и грамота российского Императора Павла I 1798 года. Сокровищница монастыря содержит и великолепную коллекцию икон. Важными примерами художественной ценности этой коллекции представляются некоторые части иконостаса из старой Балшиной церкви, части иконостаса, который до недавних пор находился в верхней церкви Святой Троицы, и икона Богородицы с Христом итало-критской школы XVII века, которая сияет неземной красотой.

Трогательную легенду рассказывают  о монастыре Прасквица. Жил здесь монах — выходец из России, которого в миру звали Егором Строгановым. Когда-то была у него семья, дочка любимая, но случилась беда — соблазнил девушку легкомысленный красавец. Не смог вынести обиды несчастный отец и убил на дуэли соблазнителя дочери, но и сам при этом лишился руки. Не смогла девушка простить отца и сбежала из дома, а сам Строганов постригся в монахи черногорского монастыря и принял обет молчания. Здесь он молился о судьбе своей несчастной дочери и во искупление грехов, а также во благо других людей, строил дорогу, ведущую от моря к монастырю. Это строительство продолжалось десять лет, а когда постаревшему Строганову стало трудно справляться со своими обязанностями, у него появился добровольный помощник — новый послушник, который заботился о нем. И только перед самой смертью Егора Строганова выяснилось, что тем послушником была его раскаявшаяся дочь. Легенда гласит, что девушке разрешили остаться после смерти отца в монастыре. А после ее смерти она была похоронена на местном кладбище рядом со своим отцом. Дорога же, которую строил Егор Строганов, по сей день ведет к старинному монастырю. Скромная мемориальная доска от местных крестьян со словами благодарности монаху Егору до сих пор стоит у дороги.

Монастырь Режевичи

Мужской монастырь Режевичи расположен у подножья горы Воштанице в окружении оливковых деревьев. История обители уходит корнями в далекое прошлое. Хотя первые упоминания о ней зафиксированы в документах XV века,основан монастырь был еще раньше. Владельцы земель из славного рода Паштровичей свято чтили обычай — в летние месяцы у дороги ставили кувшин вина, чтобы проходящие мимо путники могли утолить жажду. В 1226 году испил чашу сам король Стефан Первовенчанный. Его велением была построена первая церковь комплекса — Успения Богородицы. Еще через столетие царь Душан выделил средства на строительства храма Святого Стефана. Этой церкви досталась очень печальная участь. Захватчики раз за разом разрушали ее практически до основания, уничтожая прекрасные фрески, похищая ценности. В конце XVIIIвека на руинах храма воздвигли церковь Святой Троицы. Роспись иконостаса осуществил талантливый художник Марко Грегович. Император Всея Руси Александр I пожертвовал деньги на строительство колокольни. Самые сильные бедствия принесли монастырю II мировая война и землетрясение в 1979 году. В наши дни церкви, подворье, гостевой дом полностью отреставрированы. В монастыре хранится также икона Пресвятой Богородицы 1693 г., Четвероевангелие 1835 г., большой крест для литии 1850 г., дарохранительница середины XIX в. и многие другие сакральные реликвии.

Монастырь Милешево – один из самых известных сербских монастырей. Он находится недалеко от города Приеполе в юго-западной Сербии. Монастырь возник на правом берегу реки Милешевки, которая, вероятно, и дала ему его название, в непосредственной близости от средневекового пути, который некогда связывал приморские области на побережье Адриатического моря с центральными районами страны и далее шел на Восток. Остатки этого средневекового пути сохранились до наших дней. Сам город Приеполе возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Первое упоминание этого города под его современным названием относится к 1343 году.

Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 годами. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Савы, первого архиепископа сербского. В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. В 1594 году турки извлекли из ковчега останки Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде (сейчас на этом месте воздвигнут Храм Святого Савы). Начиная с 13 века, монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 веков. В 16 веке монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 год и вторая в 1557 году. При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 века монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена. В 18 веке обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 году на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. На его лице кротость и смирение. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Высочайшая художественность, красота и совершенство изображения Белого Ангела вселяет истинную надежду. «Белый ангел» является символом всего сербского Православия.

Монастырь Джурджеви Ступови

В 1213 году по велению князя Стефана Первослава был построен монастырь Георгиевские Столбы. К тому времени здесь уже стояла церковь Святого Георгия, ставшая главным храмом монастыря. Обитель, как центр епархии, сыграла важную роль в становлении нации. Благодаря ее деятельности жители региона смогли противостоять насильственной исламизации. Турецкие захватчики осознавали силу и мощь монастыря, потому каждое вторжение непременно сопровождалось сожжением строений: 1738, 1825, 1862 и 1875 гг. В народе за монастырем укрепилось звание «мученика». В стенах монастыря готовились восстания, здесь решилась судьба Васоевичского княжества, объединившегося с Черногорией в 1857 году. Здания каждый раз восстанавливались силами братии и местных жителей. К сожалению,фрески, украшавшие стены и купола, были уничтожены практически полностью. В разрушение монастыря внесли свою лепту и австрийские войска в 1912-м. Тогда обитель пришла в запустение и на десятки лет прекратила свое существование. Только в XXI веке Православная церковь возродила епархию, как и столетия назад объявив ее центром Джурджеви Ступови. Насельников в мужском монастыре сейчас всего шестеро, но они неустанно трудятся для восстановления былого величия обители. В дополнение к остаткам старинных фресок  сейчас в монастыре хранится большой крест работы мастера XIX века. В 2013 году проходило празднование 800 лет со дня основания монастыря

Храм Воскресения Христова в Подгорице является самым большим православным собором страны. Он может вместить 5 тыс. верующих одновременно. Собор был построен в 1993-2003 годах в неовизантийском стиле. Особого внимания заслуживает звонница, на которой установлено 14 колоколов, самый большой из которых весит 11 тонн. Этот колокол был изготовлен на пожертвования прихожан. Все колокола храма отлиты в России, в Воронеже. Вес одного из воронежских колоколов составляет 11 тонн. Этот самый тяжелый в истории страны колокол был изготовлен благодаря пожертвованиям верующих.

Монастырь Дайбабе действующий православный мужской монастырь, находящийся на горе Дайбабе, недалеко от Подгорицы. Данный монастырь относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Внутренние пещеры горы Дайбабе использовалась святыми отшельниками задолго до появления здесь славян. Предположительно, в системе катакомб нашли убежище римские христиане во время гонений на них при императоре Диоклетиане. Внутри горы был источник пресной воды, а вход в катакомбы скрывали густые заросли. В 1890 году в монастырь Острог пришел пастух Петко Ивезич (позже иеромонах Платон) и рассказал монаху Симеону Поповичу (впоследствии преподобному Симеону Дайбабскому) о чудесном видении, которое было ему наяву. Петко явился человек в расшитом золотом одеянии и шапке с крестом и назвался погребенным здесь во время турецкого ига учеником великого святого. Явившийся попросил пастуха построить монастырь на месте его явления. Монах догадался, что Петко рассказал ему об одном из учеников святителя Саввы Сербского, чьи мощи были действительно спрятаны монахами от турок, дабы избежать их осквернения. Симеон Попович решил помочь Петко в исполнении воли святого. Их добрый замысел был благославлен черногорским митрополитом и нашел поддержку у черногорского правителя Николая I. В 1897 году на месте явления святого появился храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, и основан монастырь. Храм в виде большого креста разместился в системе пещер горы Дайбабе. Длина храма составляет двадцать один с половиной метра, ширина − два с половиной метра. По бокам от главного канала, в котором располагается алтарь, сделаны углубления для капелл. В храм можно войти через дверь высотой 1,7 метра, только пригнувшись, чтобы сразу с порога поклониться святому месту. Поверхность над пещерами покрыта черепицей, защищающей храм от проникновения воды. Спустя несколько лет после создания храма были построены наружный вход в него, колокольни по бокам от входа и странноприимный дом. Стены храма были расписаны Симеоном Поповичем, который, основав монастырь, прожил в нем отшельником до конца своих дней. В 1941 году он умер, его нетленные мощи покоятся в основанном им монастырском храме.

Сейчас в монастыре подвизается один монах. По пророчеству же преподобного Симеона Дайбабского со временем здесь появится крупный мужской монастырь, а над подземным храмом, будет воздвигнут большой храм в честь святителя Николая Мирликийского.

Монастырь Острог — действующий мужской монастырь, вырубленный в отвесной скале на высоте около 900 метров над уровнем моря. Благодаря уникальности архитектуры монастыря и месторасположению, Острог представляет собой символ истинной веры и чистоты духа, словно путеводная звезда он в любое время суток виден издалека. Основателем монастыря считается Василий Острожский, слава о его религиозной деятельности известна далеко за пределами Черногории. Святой Василий (настоящее имя Стоян Йованович) появился на свет в 1610 году в семье верующих родителей. Еще в раннем возрасте мальчик ступил на путь служения Богу и прошел свой путь настолько достойно, что своей праведной жизнью заслужил искреннее уважение современников и поклонение потомков. В тяжелое время, когда Османская империя распространила свое влияние на Балканы, православные священники подвергались гонениям и отуречиванию, Василий Острожский поддерживал свой народ не только посредством святой молитвы, но и помогал больным и нуждающимся, принимал участие в строительстве церквей. Нетленные мощи Святого Василия и по сей день хранятся в одной из церквей монастыря, они считаются одной из главных реликвий черногорского народа. Множество паломников, православных, католиков, мусульман, приезжают поклониться мощам св. Василия Острожского и попросить исцеления. Здесь чудесным образом исцеляются не только больные телом, но и душой. Каждый желающий оставляет послание святому, помещая листочки бумаги в свободные трещины в скале. Монастырь Острог не относится к числу самых древних в Черногории, но известен далеко за пределами своей страны. Первыми пещеры горы, где сейчас расположено здание монастыря, заселили отшельники, дабы в молитвах проводить свою уединенную жизнь. Монастырь Острог состоит и двух частей: Верхнего и Нижнего монастыря. Они разделены длинной дорогой проходящей через лес, длина ее достигает 5 км. Паломники все же чаще пользуются пешеходной дорогой, преодолеть которую можно за 20-25 минут. В нижнем монастыре покоятся мощи 15-летнего мальчика Святого новомученика Станко, которому турки отсекли руки за то, что он не хотел выпускать из рук святой Крест. В верхней части находятся самые важные достопримечательности Острога, она встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря. В состав верхней части входят две небольших церкви: Введенская церковь девы Марии и Крестовоздвиженская церковь. Введенская церковь известна тем, что здесь Святой Василий Острожский провел 15 лет в молитвах. Благодаря монастырю великое множество удивительных легенд ходит по стране Черногория – Острог ежегодно принимает гостей со всего мира, желающих испить воду из целебного источника святой воды, расположенного на территории монастыря. Вода разливается в бутылки и раздается бесплатно всем паломникам. Удивительные факты из истории Черногории свидетельствуют, что только благодаря чуду в некоторых случаях удавалось спасти главную реликвию страны. В 1714 году турецкий полководец Нуман-паша прошел по территории страны, сжигая все на своем пути. Монахи Острога успели спрятать мощи святого, закопав их на берегу реки Злата. В 1852 году Омер-паша сжег Острог, но брат черногорского князя ночью проскользнул мимо турецких отрядов с сотней воинов и унес мощи в Цетинье. Все потому, что Святой Василий сделал отряд князя невидимым. Также легенда гласит, что когда святой достиг конца своего жизненного пути и предал душу Богу в 1671 году, из скалы, где находилась его келия, выросла виноградная лоза.

Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699гг.)  В 1784–1830гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) – свт. Пётр Цетиньский. В его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785г. произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11 лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с. Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре. Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне.Спустя 4 года после его упокоения 18 октября 1834г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии, прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских властей. Во времена его преемника, — знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в 1834г.), типография (привезённая Петром II в 1833г. из России, останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. Во время Первой мировой войны в 1916-1918гг. Цетинье было оккупировано австрийскими войсками. После окончания военных действий, 26 ноября 1918г. происходит объединение Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918г. Сербия объединяется со Словенией и Хорватией в единое югославское королевство. Цетинье утрачивает свой столичный статус, хотя и часто посещается югославским королём Александром I Карагеоргиевичем, родившимся здесь 17 декабря 1888г. В это время в Цетинье жило много русских людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом. В 1920-1938гг. черногорским митрополитом был Гавриил (Дожич), будущий сербский патриарх (1938-1950). При нём, в 1925-1927гг. в монастыре происходит радикальная перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня получила свой нынешний облик.В 1940-1945 гг. цетиньскую кафедру занимает будущий священномученик Иоанникий (Липовац), переживший здесь итальянскую оккупацию и бежавший из Цетинья в 1944г. с 70 священниками от наступавших титовских отрядов. Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём – ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня. В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350г.). Настоятель монастыря – игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря сейчас насчитывает более десяти монахов и послушников.

Румией  (с арабск. Христианка) мусульмане называли Византию, и эта гора издавна была символом Православия, символом величия православной государственности.  Вот именно у подножия этой горы, тихом уединенном месте, в горном ущелье между Адриатическим морем и Скадарским озером расположился женский монастырь преподобного Сергия Радонежского, тихая обитель – небольшой живописный храм со звонницей.

Монастырь этот был основан 19 июня 2009 года по благословению митрополита Черногорско-приморского Сербской православной церкви владыки Амфилохия. Именно с этого момента и начинается возрождение монашества в этих святых местах. Настоятельница монастыря монахиня Феодора (Субботина) родом с Урала вместе с монахиней Сергией  несут послушание в строительстве обители преподобного Сергия Радонежского  — игумена русской земли.

В монастыре хранятся частицы мощей святых, мучеников, Преподобных: Свт.Димитрия Ростовского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свт. Гурия Таврического, Преп. Старцам Оптинским, преп.Петра Коришского, Преп. Зосиме Синаиту, Преп. Софии Суздальской, преп.Мч. Елизаветы Федоровны и, Блаж.Параскевы Дивеевской.